<<
>>

3.2. Упражнения из практики режиссуры.

Упражнения на взаимодействие, общение.

Цель: Овладеть приёмами свободного публичного и непубличного общения, импровизационного поведения в общении, пристроек различного уровня в процессе общения.

Органический процесс общения человека с человеком складывается из пяти стадий: 1-ая стадия – ориентирование в окружающих условиях выбор объекта;

2-я стадия – привлечение на себя внимания выбранного -объекта (партнера) с помощью действий;

3-я стадия – зондирование души партнера щупальцами глаз (чтобы узнать, в каком он настроении), то есть подготовление объекта для восприятия мыслей, чувств, видений субъекта;

4-я стадия – передача своих мыслей, эмоций, видений объ­екту (партнеру) с помощью лучеиспускания, слов, голоса, ин­тонаций, приспособлений. Попытка заставить объект не только понять, услышать, но и увидеть передаваемое внутренним зре­нием так, как видит его сам общающийся с ним субъект;

5-я стадия – момент отклика объекта.

Сценическое общение, сцепка, хватка (по выражению К- С. Станиславского) требуют участия всего творческого ап­парата актера, как внутреннего, так и внешнего. Он говорил: «У нас на сцене должна быть хватка – в глазах, в ушах, во всех органах пяти чувств. Коли слушать, так уж слушать и слышать. Коли смотреть, так уж смотреть и видеть. Не забывайте, что хватка отнюдь не чрезмерное физическое на­пряжение, а большое, активное, внутреннее действие».[54]

Упражнения на отношение к объекту.

1. Перевязать раненую руку: а) знаменитому человеку; б) близкому другу; в) человеку, причинившему вам горе и страдание (действие, то есть «что делаете», одно и то же – перевязываете руку, но то, как делаете должно быть разным).

2. Подать пальто (или помочь одеться): а) уважаемому всеми педагогу; .6) девушке, с которой дружите; в) сестре, на которую вы сердиты.

3. Вернуться домой после нескольких дней отсутствии: а) к. матери; б) в семью брата, где вам не рады; в) к товарищу, с которым хотите помириться.

4. Встретить и принять прибывших к вам домой: а) из дли­тельной командировки друга; б) начальника; в) нежеланного скучного гостя.

5. Поздороваться с человеком: а) которому должен и еще не скоро сможешь отдать долг; б) со старичком соседом по квартире; в) с ректором института.

6. Преподнести подарок: а) знаменитому актеру в день eго юбилея; б) новобрачным.

7. Навещать больного: а) дочку, младшую сестренку, мать или отца; б) сослуживца (по поручению); в) умирающего друга.

8. Ответить на приветствие: а) человека, с которым в ссо­ре; б) которого не знаете; в) которого не уважаете.

9. Уступить место: а) пожилому незнакомому человеку; б) девушке, которая вызвала в вас чувство симпатии; в) на­чальнику; г) женщине с ребенком.

В этих упражнениях можно разрешить минимум слов, если они необходимы для действия (одну-две фразы).

Упражнения на общение в условиях органического молчания.

1. На рыбной ловле. На берегу реки сидит рыбак с удоч­кой. Приходит девушка, громко поющая песню. Рыбаку надо подать знаки, чтобы она не подходила близко, ушла в сторону и не пугала рыбу.

2. Вызвать девушку на свидание, ведя разговор через за­крытое окно дома.

3. Читальный зал или аудитория, где идет собрание. Две подруж­ки сидят в разных рядах. Им надо уходить на занятия.

4. Больница. Больной говорить не может, действует только одна правая рука. Надо попросить у сестры палаты ручку и бумагу, чтобы написать домой письмо.

5. В засаде. В этот дом должны прийти враги, изменники Родины.

6. Уничтожить вражеский склад с оружием. Действующие лица – три молодых партизана.

7. Передать задание подпольной организации. Место дейст­вия – городской сад, скамейка на крайней аллее, кругом на­род.

Все жесты и движения в этих упражнениях должны быть конкретны, выразительны и оправданы необходимостью, логи­кой.

В этих формах общения все время присутствуют также лу­чеиспускание и лучевосприятие.

Упражнения на правильный выбор приемов, спосо­бов общения, исходя из предлагаемых обстоятельств.

1. В подполе сидит партизан. В избу вошли посторонние. Надо предупредить спрятавшегося, чтобы он не выходил.

2. Сквер. На скамье сидит молодой человек. Познакомиться с понравившейся девушкой, сидя­щей на скамейке.

3. Испания. Встреча советского туриста-рабочего с безра­ботным испанцем. Признание в братской солидарности и друж­бе.

4. Встреча молодежи в дни Всемирного фестиваля в Моск­ве. Разные специальности, разные языки, идет общение.

5. Отпроситься у матери пойти в гости к приятелю, к кото­рому она не особенно благоволит.

1. Упражнение: «подарок» соединяет тренировку взаимодействия партнеров с па­мятью восприятий.

– У вас в руке яблоко. Большое, спелое, душистое. Рассмотрите его, какое оно аппетитное! Вспомните его вес (памятью мышц), его глянце­вую кожицу (памятью пальцев), его запах (памятью обоняния). Все эти воспоминания, то одно, то другое, будут все время связаны и со зри­тельной памятью – вы будете видеть на своем внутреннем экране вооб­ражения и его румяный бочок, и черенок с зеленым листком.

– Не выпуская из рук яблока, выберите себе молчаливо партнера, незаметно для остальных. Убедитесь, что партнер понял вас.

– Теперь так же молчаливо догово­ритесь, кто из вас кому подарит яблоко. Добейтесь, чтобы партнер понял – это вы ему кинете яблоко, а он пусть ловит его. Под­мигивать запрещается!

– Кидайте!

Надо обратить внимание участников этого упражнения, какая крепкая связь с партнером получается у них (и они не могут ее не чувствовать), когда они договариваются друг с другом и обменива­ются яблоками.

2. Упражнение «тень».

Выберите партнера. Первый (договоритесь – кто) будет Человеком, пусть он ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, пусть он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения.

– Если Человек задумчив, грустен может ли Тень веселиться? Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же рит­ме и в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо еще по­пытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его дей­ствий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.

11. Упражнение «зеркало».

Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас Человек, а кто Зеркало. Пусть Человек делает то, что обыкновенно делает перед зеркалом: причесывается, бреется, «наводит косметику», примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия Человека.

– У Человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, он причесывается и приглаживается, готовясь к встрече Нового года; он бреется наспех, боясь опоздать на занятия; он примеряет костюм, впер­вые в жизни сшитый в ателье, а не купленный в магазине готового пла­тья. Он живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них. Зеркало не должно механически повторять все движения Чело­века. Надо, чтобы в нем отразилась и внутренняя жизнь Человека, надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыс­лями (предполагаемыми вами).

– Поменяйтесь ролями.

В этом упражнении необходимо прежде всего следить за верной взаимо­связью и взаимозависимостью партнеров.

12. Упражнение «через окно».

Станьте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать – бесполезны, парт­нер не услышит вас. Однако вам необходимо сообщить ему очень важ­ную вещь. Что делать? Жестикулировать? Но слишком уж серьезен предмет сообщения, чтобы размахивать руками,— допустим, как и в одном из предыдущих упражнений, вам нужно подготовить партнера к тяжелой вести о смерти близкого человека. Допустим, обстоятель­ства таковы, что выйти к вам он никак не может. Как бы вы вели себя, что бы вы делали в подобных предлагаемых обстоятельствах?

6. Упражнение «перемена отношения». Три этапа отношения:

1) оно должно родиться;

2)оно проявляется;

3) оно изменяется по конкретной причине. Первому:

– Товарищ просил вас зайти к нему. Вы догадываетесь, для чего: да, уже давно пора «выяснить отношения», открыто сказать, что вы любите Свету, а она любит вас, а не его. Придется ему примириться с этим.

– А вы уже примирились. Надо, как это ни трудно, покончить со всеми недомолвками, а то вы потеряете друга. Вы приготовили сюрп­риз – две мексиканские шариковые ручки: для него и для Светы. Вер­нется ли прежняя искренность и простота ваших отношений?

«Постучав в дверь, Первый входит в комнату. Второй молча кива­ет ему.

ВТОРОЙ. Минутку! (Отходит, роется в шкафу.)

ПЕРВЫЙ. Я не спешу.

ВТОРОЙ (подходит и протягивает две шариковые ручки). Тебе и Свете.

ПЕРВЫЙ (не сразу). Спасибо!»

– Итак, первый этап – «рождение отношений» – заготавливает­ся в предистории. Со «шлейфом» родившегося отношения вы начина­ете этюд. Обмен первыми репликами проявляет эти отношения. Вы ощутили во время действия, как обострено ваше восприятие поведе­ния партнера? Первый – готовится к трудному, решительному объяснению, выжидая подходящий момент. Второй опасается, что размолвка между вами зашла слишком уж далеко, и тоже готовится к трудному – одним искренним жестом изменить отношения, сло­мать лед.

Ощутили ли перемену отношения в конце?.. Повторите этюд.

Самое трудное – не знать, что сейчас сделает партнер, что ска­жет. Будьте внимательны к его поведению, не теряйте непрерывную мысль.

Вывод: Овладение исполнителем всем мно­гообразием приемов и приспособлений в общении возможно при условии понимания типов общения, средств, приемов, приспособлений используемых в осуществлении общения.

<< | >>
Источник: ВГУИС. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА. Учебное пособие. Владивосток - 2015. 2015

Еще по теме 3.2. Упражнения из практики режиссуры.:

  1. Упражнения из практики режиссуры
  2. Элементы мастерства режиссуры в создании имиджа
  3. Метляева2 Т.В.. АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО И РЕЖИССУРА [Текст] : учебное пособие. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС,2011. - 104 с., 2011
  4. Упражнение 7. Упражнение на сохранение баланса, лёжа животом на фитболе.
  5. Ритмопластические упражнени
  6. Упражнение 2
  7. Подготовка: упражнения
  8. Упражнение 25.Подъёмы на носки
  9. Упражнение 10
  10. Упражнение 7
  11. Упражнение 33. Наклоны в сторону
  12. Упражнение 19.Катание гантели
  13. Упражнения
  14. Упражнение 42. Разведение коленей
  15. Упражнения
  16. Упражнение 9
  17. Упражнение 30. Шаг с прогибанием туловища
  18. Упражнения на растягивание
  19. Упражнения в равновесии
  20. Упражнение: «Перекатывание на спине» (вариант 1)