<<
>>

Упражнения на внимание.

Цель: Данный цикл упражнений тренирует навыки сосредоточенного внимания на предложенном объекте, переключения внимания с одного объекта на другой, умение концентрировать внимание сразу на нескольких объектах.

1 Упражнение – «рассмотреть предметы в комнате». Рассмотреть все предметы в комнате, закрыть глаза и перечислить их. Стараться как можно больше запомнить предметов.

2 Упражнение – «перечислить все предметы на одну букву». Рассмотреть все предметы в комнате на одну букву, закрыть глаза и перечислить их.

3 Упражнение – «вещи на столе». На столе разложены разные вещи – блокнот, авто­ручка, футляр от очков, бумага, монеты, ключ и др. Один из участников подходит к столу и запоминает как лежат все предметы. Отворачивается. Ведущий перекладывает вещи по другому, что-то заменяет на аналогичные. Участник, повернувшись должен исправить произошедшие изменения.

4 Упражнение «фотограф». Тренировка зрительной памяти для развития наблю­дательности должна происходить постоянно и на самых разнообразных объектах.

Участники в полукруге. Один из них, стоя перед полу­кругом, «фотографирует» товарищей (с обусловленной выдержкой – на 20, или на 10, или на 5), а затем выхо­дит за дверь. Во время короткой паузы ученики переса­живаются на другие места. Можно звать «фотографа».

- Как раньше сидели участники тренинга?

5. Упражнение «рычажок переключения». Ученики в полукруге. Каждый из них берет какую-нибудь вещь – часы, расческу, книгу, ручку, телефон, рассматривает внимательно свой предмет. Решает, почему и с какой целью он ее рассматривает? По стуку переключайте зрение с предмета на стену и снова на предмет. Контролируйте ход ваших мыслей. Когда вы разглядываете часы, выискиваете в них новые, не известные вам особенности, а потом, по команде, как бы переключаете рычажок внимания на все пространство стены, – запоминайте, на какой мы­сли вы остановились.

Вернувшись по следующей коман­де к предмету, возвращайтесь к прерванной мысли, продолжайте ее, а не начинайте все сначала.

Промежутки между командами постепенно сокра­щаются от минуты до нескольких секунд.

6. Упражнение «три круга внимания». Участники по команде переключают своё внимание с комнаты на коридор, затем на улицу, а потом снова на комнату. Нужно запомнить все звуки на данных объектах внимания, затем рассказать о них.

7. Упражнение «биография попутчика». Одно из упражнений, тренирующих зрительные вос­приятия и зрительную память для развития наблюда­тельности и фантазии, – наблюдение за случайным по­путчиком в автобусе или за прохожим на улице. Исходя из поведения человека, по способу его реакции на собы­тия, по характеру его общения с людьми, по особенно­стям его внешнего облика, по незаметным, как будто мелким приметам надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избе­гает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.

Время от времени ученики рассказывают на уроках о «самых интересных биографиях». Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать пра­вильность придуманной биографии – обязанность рас­сказчика.

8. Упражнение «пишущая машинка». Участники рассчитываются по буквам алфавита и запоминают все доставшиеся им по порядку буквы пока не дойдут до конца алфавита. Так что за каждым учеником закрепляется по нескольку букв.

Ведущий задает какую-нибудь фразу или строчку сти­хотворения, и она «печатается на пишущей машинке». Ведущий хлопает в ладоши («нажимает на клавишу буквы»), участник отхлопывает свою букву, очередную в слове («бьет буквой по бумаге»). Паузу отхлопы­вают все.

Допустим, задана строчка: «люби искусство в себе, а не себя в искусстве». Порядок упражнения будет следующий:

1) хлопок ведущего – клавиша буквы Л,

2) хлопок одного из участников – буква Л,

3) хлопок ведущего – клавиша буквы Ю,

4) хлопок участника – буква Ю,

5) хлопок ведущего – клавиша буквы Б,

6) хлопок участника – буква Б,

7) хлопок ведущего – клавиша буквы И,

8) хлопок участника – буква И,

9) хлопок ведущего – «каретка – пауза»,

10) одновременно хлопок всех участников – пауза,

11) хлопок ведущего – клавиша буквы И и т.д.

Когда упражнение в таком виде освоено, ведущий усложняет его – задает сразу не одну строчку, а не­сколько и изменяет ритм, «нажимая на клавиши», то ускоряя его, то замедляя.

Это упражнение имеет смысл, если оно тренирует активную взаимосвязь с партнером (которым в данном случае является ведущий). Поскольку это так, участникам нужно следить только за ведущим, ошибки товарищей не должны их сбивать. Каждая буква ждет только на­жатия своей клавиши.

Вывод: Развитие и укрепление внимания позволяет управлять процессами и объектами, сообщая процессу, активный характер путем присоединения к внешнему вниманию внутреннего. Кроме того, произвольное активное внимание превращается при этом в высшую форму сосредоточенности, то есть в непроизвольное активное внимание (в увлечение объектом). При этом приобретается способ быстрого и свободного переключения активной сосредоточенности с одного объекта на другой, произвольного расширения или сужения круга внимания.

<< | >>
Источник: ВГУИС. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА. Учебное пособие. Владивосток - 2015. 2015

Еще по теме Упражнения на внимание.:

  1. Упражнения на внимание
  2. Упражнение 7. Упражнение на сохранение баланса, лёжа животом на фитболе.
  3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
  4. Внимание
  5. Отработка управления вниманием. Состояние успешной работы
  6. Привлечение внимания.
  7. Привлечение внимания.
  8. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ.
  9. СИСТЕМА ВНИМАНИЯ В МОЗГЕ ЧЕЛОВЕКА
  10. О внутреннем внимании и сердечном тепле
  11. ВНИМАНИЕ: НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ!
  12. Ветхий Завет все внимание уделяет Ною
  13. Законодательной технике у нас уделяется еще мало внимания
  14. Часть 4 В центре внимания — стресс на рабочем месте
  15. Обратим внимание на плохую «вспоминаемость» снови­дений.
  16. Стоило ли обращать внимание на то, как отражается этот прогресс на населении!
  17. Также в указанном постановлении уделяется большое внимание методической и информационной работе
  18. Одна из причин деформации картины мира связана с излишней концентрацией внимания на результате