<<
>>

Виды тренингов

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается специалист, проводящий тренинговые занятия.

Таких парадигм можно выделить несколько:

- тренинг как своеобразная форма «натаскивания», при которой жесткими манипулятивпыми приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, но мнению ведущего;

- тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

- тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знании, а также развитие некоторых умений и навыков;

- тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

В процессе формирования тренинга применяются различные структурные упражнения. Структурные упражнения - это техники, применяемые для развития эффективных групповых процессов. Процессы же, в свою очередь, развивающиеся при выполнении этих упражнений, создают в группе благоприятную атмосферу для обучения. Каждое упражнение занимает определенное место в структуре тренинга.

К структурным упражнениям относятся:

■ Вступление

■ Правила

■ Знакомства

■ Ожидания

■ Разминки

■ Подведение итогов

Вступление: вступление, правила, знакомство, ожидания проводятся в начале тренинга, разминки, которые включены в начало тренинга, а также когда возникает потребность снять у группы напряжение, усталость.

Правила: Принятие правил – полочная техника усвоения основных правил поведения для эффективной работы группы. Результатом упражнения является использование в ходе тренинга этого удобного средства урегулирования групповых процессов во избежание возникновения серьезных проблем.

Следуем подчеркнуть, что соблюдение правил контролирует вся группа – все вместе, включая тренеров, а также все участвующие в отдельности.

Подведение итогов: Подведение итогов – завершающее упражнение тренинга. Мы завершаем тренинговый день упражнением, помогающим участвующим закрепить полученный во время занятия положительный эмоциональный заряд.

В процессе проведения тренинга осуществляются различные творческие задания. Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся.

Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Теория обучения Колба

Дэвид А.Колб выдвинул теорию, согласно которой обучение состоит из мышления/думанья и выполнения. Он считает, что невозможно эффективно учиться, просто читая о чем-то или изучая только теории. Важно сочетать это с определенным практическим опытом, чтобы усилить или испытать теорию. Точно также не может быть эффективным обучение, в ходе которого что-то просто выполняется. Необходимо обдумать то, что уже сделано, подвести итоги, чтобы по-настоящему понять, что мы делали.

Колб развил базисную теорию в 4-ступенчатую модель, суть которой такова:

Конкретный опыт

Использование в Наблюдения и

определенных ситуациях и размышления

над опытом

План действий

Формирование абстрактных

понятий и обобщений

Отправным моментом в естественном обучении является конкретный опыт. Он образует почву для наблюдения и осмысления (рефлексии), которые составляют фазу обучения. На основании наблюдения человек приходит к абстрактным (отстраненным от непосредственного опыта) представлениям и понятиям (третья фаза), выступающим в виде гипотез и проверяющимся в разнообразных ситуациях – воображаемых, моделированных и реальных (четвертая фаза – активное экспериментирование).

Применение теории Колба

Эта теория становится особо актуальной и поучительной, когда дело касается планирования и управления тренерской деятельностью. Рассмотрим некоторые ключевые положения тренерской деятельности, вытекающие из этой теории:

· Недостаточно просто сообщить большое количество информации и теории обучающимся, нужно также подумать об обеспечении их определенными эмпирическими аспектами обучения.

· Мы должны продумать, какие виды деятельности включить в тренинг, чтобы не только сделать возможным получение новых знаний и опыта, но и вызвать у участвующих интерес к анализу приобретенного опыта, формулированию общих выводов и планированию применения и проверки этих общих выводов в своей деятельности. То есть тренеры обеспечивают для участников возможность пройти все 4 стадии цикла Колба.

· Участники уже имеют определенный опыт, когда приходят на тренинг. Тренеры могут весьма успешно использовать имеющиеся у слушателей знания для улучшения качества обучения и выполнения тренинговых заданий.

· Следует иметь в виду, что каждый участвующий, скорее всего, предпочтет какую-то одну стадию цикла, где он будет чувствовать себя наиболее уверенно. Например, некоторые участники предпочитают учиться, выполняя различные задания. Другие отдают предпочтение обдумыванию всевозможных теорий и моделей. Однако различные предпочтения не должны мешать нам строить занятия таким образом, чтобы заинтересовать всех участвующих в прохождении всех 4 стадий цикла.

В процессе разработки тренинга для развития творческих способностей участников и формирования навыков работы над образом необходимо применять упражнения тренинга актёрской психотехники.

Психофизический тренинг – это такой тренинг, который, усовершенствуя сенсорную культуру наблюдения, сенсорные и моторные умения, изменяет природу сенситивности человека в заданном направлении, углубляет интеллектуальную и эмоциональную стороны индивидуальности. Сознательное владение сенсорным механизмом – это умение использовать свои возможности, а обогащение арсенала чувств, это увеличение своих возможностей на пути естественного возбуждения творчества органической природы.

Работа по направленному изменению сенситивности может сочетаться с работой над отдельными качествами характера: над избирательными отношениями к людям, к явлениям и к собственной личности (самооценкой), над коммуникативными чертами личности (умением подойти к другому человеку и понять его), над волевыми и трудовыми свойствами и навыками, над чертами мировоззрения. Эта работа не может не привести к изменению характера личности, а всякое движение в сторону такого изменения отражается и на темпераменте человека, изменяет темперамент в той мере, в какой изменяются составляющие его величины. Именно так преображается тип нервной системы. Сенситивное воспитание – составная часть научно-направленного, гармонического воспитания личности. Решение этой проблемы даст дальнейшую перспективу тренингу творческой психотехники.

Вопросы и задания:

1. Почему голос - один из важных составляющих имиджа?

2. Что создает красоту звучащего голоса?

3. Что такое дикция?

4. Какой вид дыхания является оптимальным для звучащей речи?

5. Назовите основные этапы построения тренинга, ролевой репертуар тренера.

6. Дайте определение понятию «Драматерапия».

7. В какой сфере деятельности применяется Драматерапия?

8. Перечислите этапы работы над образом.

9. В чём сходство и различие понятий: характер и характерность?

10. Дайте обобщающую характеристику ролевого поведения в жизни и на сцене.

<< | >>
Источник: ВГУИС. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА. Учебное пособие. Владивосток - 2015. 2015
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Виды тренингов:

  1. Технология ведения тренинга
  2. Глава 16 Психологический тренинг развития Совладающего Интеллекта
  3. 4.3. Технология ведения тренинга, основы тренерской методики.
  4. Глава 18 Тренинг «Совладающий Интеллект™»
  5. Тренинг умений
  6. Автопортрет (тренинг психологического балансирования)
  7. Психологический тренинг члена партии
  8. * Социально-психологический тренинг и результатов проведен Е.Д.Бреус.анализ его
  9. * Социально-психологический тренинг и результатов проведен Е.Д.Бреус.анализ его
  10. Упражнения, применяемые в процессе проведения тренинга:
  11. Тренинг личностного развития и позитивного общения «Шаг навстречу к себе»
  12. Тренинг «Сжатие текста»
  13. Цель программы социально-психологического тренинга и ее задачи
  14. Цель программы социально-психологического тренинга и ее задачи
  15. 3.1. Упражнения тренинга актёрской психотехники