<<
>>

Единство духовного и опытно-рационального познания

Все вышесказанное говорит о том, что интуитивному познанию при­надлежит ведущая роль в процессе научного познания. Более того, рас­смотренные данные позволяют предположить, что развитие научных зна­ний происходит не автономно, а направляется божественным Разумом в определенную сторону.

При долгом размышлении и усиленном искании истины ученому интуитивно открывается эта истина, и тем самым запус­кается процесс научного познания. Еще задолго до того, как в науке накапливаются соответствующие эмпирические факты, появляется опере­жающая теория, которая и определяет характер эмпирических наблюде­ний, направленных на проверку данной теории. Тем самым фактическое содержание и вся сложная структура научного знания «подтягивается» к новому теоретическому уровню. Затем появляется новая опережающая теория и вновь начинается процесс приведения эмпирических данных и логических умозаключений в соответствие с этой теорией.

Таким образом, познание человеком реальной действительности ок­ружающего мира можно представить себе как единый, целенаправлен­ный процесс, в котором надындивидуальному началу принадлежит веду­щая роль. Познание представляет собой процесс приобщения ограни­ченного человеческого разума вечным идеям божественной Мудрости.

При этом пути познания и многие другие особенности процесса позна­ния регулируются и направляются Богом в соответствии с Его замыслом о мире и человеке. В основе познавательного процесса лежит интуитив­ное знание, непосредственно получаемое человеком от Бога. Рациональ­ное и опытное познание подчинено интуитивному познанию и служит средством преобразования даваемых человечеству свыше духовных зна­ний в эмпирически-логическую форму. Процесс научного и философс­кого познания, таким образом, совпадает по своей сущности с процессом духовного созерцания религиозных подвижников. Подвиг аскетической жизни, нравственное очищение, стремление к познанию Бога приводят к возможности непосредственного ведения Бога. Стремление ученых и философов к познанию Истины и напряженный творческий поиск так­же приводят к получению от Бога непосредственных, интуитивных зна­ний, которые становятся доступными людям благодаря приведению их в опытно-логическую форму.

а*'

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Единство духовного и опытно-рационального познания:

  1. Единство опытного и рационального познания в . христианской гносеологии
  2. 3. РАССУДОК И СОЗЕРЦАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОПЫТНОГО ПОЗНАНИЯ
  3. 1.17. Рационально-научное познание: значение и пределы
  4. § 15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие
  5. § 3. Синтез модели рационального выбора и феномена ограниченной рациональности
  6. § 11. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности
  7. § 2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
  8. 2. Единство философии обеспечивается единством жизненных проблем
  9. 1.Понятие и структура духовной жизни общества. Духовная культура и общественное сознание
  10. Практическое сознание, опытность
  11. Зарождение опытного знания
  12. § 9. Зарождение опытных наук
  13. Развитие опытного знания. Роджер Бэкон
  14. Г. Т. Бокль ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ КАК ОПЫТНАЯ НАУКА?
  15. 1 Ф. Бэкон – родоначальник опытной науки и материалистической философии Нового времени. Индуктивный метод
  16. § 33. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания
  17. § 4. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания
  18. Новая рациональность
  19. 1.1. Наука – часть европейской рациональности