<<
>>

Единство опытного и рационального познания в . христианской гносеологии

Философская теория познания, пройдя длительный путь развития, не смогла ответить на вопрос о том, каким образом человек познает окружа­ющую действительность. В христианском учении проблема гносеологи­ческой координации субъекта и объекта познания решается исходя из общих представлений христианства о характере взаимосвязи абсолют­ного Бога и относительного мира.

Согласно учению Церкви, Бог, единый в трех Лицах, создает материальный мир «из ничего». Это приводит к одновременному и параллельному существованию идеальной Божествен­ной природы и эмпирического мира, сотворенного по идеям Бога. Чело­век как часть мира имеет природу сотворенную, но поскольку он облада­ет божественным даром чувствовать и мыслить, то способен восприни­мать и сознавать в себе не только материальную, но и идеальную приро­ду. Отсюда вытекают возможность рационального познания чувственных вещей и адекватность опыта идее. В сознании человека образы боже­ственного и эмпирического мира соединяются вместе и определенным образом им мыслятся и понимаются.
Душа человека является тем местом, где встречаются вместе образы природы божественной и сотворенной. Человек воспринимает эмпирические явления в мире с помощью чув­ствующих способностей души, а интеллектуальное знание получает от созерцания идей Логоса с помощью разумных способностей души. Цело­стное познание осуществляется за счет того, что в душе человека эти образы соединяются, подвергаются рационализации и творческому ос­мыслению. Поскольку в процессе познания мы одновременно видим тво­рение Божие и мыслим Божественные идеи, по которым создается мир, наши чувственные восприятия окружающих предметов должны соответ­ствовать идеям о них, то есть наш опыт должен быть адекватным нашим идеям, а явление соответствовать смыслу. Таким образом, христианское учение о сотворении Богом эмпирического мира по идеям Логоса «из ничего» позволяет объяснить раздельное и в определенной степени неза­висимое существование абсолютной и относительной природы, соответ­ствие друг другу образов идеального и материального мира и значение души человека как субъекта рационального и опытного познания.

В христианской гносеологии дуализм материальной и идеальной суб­станции объясняется фактом сотворения мира Богом «из ничего», а еди­ное познание их — единством чувствующих и мыслящих свойств души, способной воспринимать и соединять в себе образы эмпирического и идеального мира. Христианское учение о познании не пытается устра­нить дуализма эмпирического и идеального планов бытия. Напротив, оно признает, что материальный мир, «как совокупность реальных су­ществ, отличается от всякого возможного логического построения мира. Эмпирическая действительность отличается от идеи своей чувственнос­тью, индивидуальной конкретностью, независимой от нее, самобытной реальностью»*.

Каким же образом в сознании человека возникают мысленные поня­тия, соответствующие явлениям внешнего мира? Если чистый разум не имеет ничего общего с вещами, если он абсолютно чужд им, отличен от них, как может он мыслить их, объективно понимать или воспринимать их? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует признать, что, не­смотря на существенное различие материальной и идеальной природы, они как предметы познания «подходят под одну общую категорию, один общий класс явления»[31]. В процессе познания мы воспринимаем не реаль­ные материальные или идеальные сущности, а лишь их отражение, или образы. Чувственные впечатления душа получает в результате созерца­ния предметов внешнего мира, а идеальные образы возникают в душе в результате духовного, или интеллектуального созерцания Божественных идей. Первые ощущаются душой через органы чувств за счет физичес­кого света, вторые за счет просвещения души Божественным светом исти­ны через неведомый нам пока орган духовного зрения. По словам св. Исаака Сирина, «как телесные очи видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на предметы сокровенные»[32]. В нашем сознании и вещи, и идеи — суть явления, и как явления они подчиняются общим условиям восприятия. Если в действительности материальная природа и идея принципиально различны, то в познании эти отличия исчезают, те и другие приобретают единую природу образа, и благодаря этому они в сознании человека могут свободно соединяться и сочетаться между со­бой. Тождественными оказываются не материальный и идеальный мир, а их образы, отражающиеся в душе человека. Человек видит в себе эти образы и с помощью творческого мышления может производить их орга­нический синтез. В процессе творческого мышления образы предметов и идей соединяются, приводятся в единство, то есть, говоря философским языком, идеальные понятия подводятся под предметы чувственных ощу­щений. Смысл в чувственном материале обнаруживается потому, что че­ловек, наблюдая мир и его законы, отыскивает смысл этих явлений в созерцании идей Логоса, сопоставляет то и другое и находит между ними соответствие. Таким образом, в христианской теории познания преодоле­вается противоречие между дуализмом эмпирической и идеальной приро­ды и единством их познания.

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Единство опытного и рационального познания в . христианской гносеологии:

  1. Единство духовного и опытно-рационального познания
  2. Общие принципы христианской гносеологии
  3. 3. РАССУДОК И СОЗЕРЦАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОПЫТНОГО ПОЗНАНИЯ
  4. 1.17. Рационально-научное познание: значение и пределы
  5. Глава 1. Христианское учение о познании
  6. § 15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие
  7. § 3. Синтез модели рационального выбора и феномена ограниченной рациональности
  8. § 11. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности
  9. § 2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
  10. Гносеология смеха.
  11. 3 Антропология и гносеология, этическое учение.
  12. 2. Единство философии обеспечивается единством жизненных проблем
  13. Гносеология экономики
  14. Глава I. история гуманизма......................................................... 1 1. Гуманизм в современном понимании................................ 2 2. Классификация гуманизма ................................................. 3 3. Христианский гуманизм ..................................................... 4 – Зарождение христианского гуманизма ........................... 5 – любовь к ближнему ......................................................... 6 4. либеральный гуманизм .............