<<
>>

Христианское учение о триединстве Бога

Если мы будем принимать Абсолют как некое безличное, вечное и неизменное единство, то не сможем понять, каким образом из Него возни­кает конечный относительный мир. Для того чтобы мир смог реально появиться, вначале должен существовать замысел о создании мира, кото­рый затем воплощается в мировом бытии.

Но это может осуществить не просто Абсолют, а личный Бог, Который, оставаясь простым, единым и неизменным в своей сущности, обладает Божественным разумом, волей, силой и другими свойствами, благодаря которым Он рождает идею мира, творит этот мир и поддерживает его существование.

Философия, унаследовавшая от Платона концепцию идей, всегда зат­руднялась объяснить, каким образом идеальный мир связан с миром ве­щественным. «Для последователя Платона идея — это то, благодаря чему вещь существует. Отражающиеся в идее единичные вещи находятся с ней в отношениях подобия. Вещь, будучи копией истинно-сущего перво­образа, лишь участвует в идее с разной степенью приближения. Каждо­му роду, виду и каждому единичному существу соответствует в каче­стве прообраза его идея, из которой затем происходит все дальнейшее.

В логике платонизма вечный мир истинно-сущего, то есть мир идей, не имеет возникновения и не может исчезнуть. Чувственный же мир, види­мый мир становления не определяется самим собой, не является доста­точным сам по себе, но есть лишь слабый отблеск мира идеального. Идея отражается в единичных вещах, которые лишь через приобщение к ней участвуют в бытии. Однако идея при этом остается непричастной ве­щам, не является их сущностью, хотя у них нет и иной сущности, кроме идеи, ибо они ни к чему иному не стремятся»[62]. Поэтому способ перехода от этого «вечного замысла», то есть первообразов, к вещам в платонизме остается неясной.

Плотин в учении о Мировой Душе попытался разработать схему создания вещественного мира из умопостигаемой Божественной приро­ды через эманацию Божества, но это пантеистическое учение не решает проблемы взаимоотношения идеальной и материальной природы и ос­тавляет без ответа вопрос о том, каким образом идеальный мир оказыва­ет влияние на мир материальных сущностей.

«Творение во времени, то есть возможность подлинного начала эмпирического бытия, являет со­бой главную пропасть, отделяющую греческую мысль от библейского Откровения»[63].

В христианстве вопрос о механизмах создания мира в соответствии с Божественными идеями логично решается, исходя из учения о трие­динстве Бога. По словам Н. Лосского, «учение о Троичности служит источником многозначительных выводов не только о Боге, но и о мета­физическом строении мира. Учение о Троичности становится фундамен­том и куполом, альфою и омегою всего философского миропонимания»[64].

«Идея вечного плана, который Бог осуществил, когда сотворил мир во времени, не совсем расходится с греческой философской мыслью. На протяжении всей своей истории христианское богословие боролось за возможность включения в непротиворечивый христианский взгляд на творение теории божественных «идей» о мире. Но при этом христиан­ство отвергло платонический духовный, умопостигаемый космос, поскольку этот «духовный мир» являл собой вечную реальность вне Бога и мог бы ограничить абсолютную свободу творящего акта и исключить идею тво­рения «из ничего». К тому же такие представления принижали субстан­циальную реальность зримого творения, полагая видимый мир лишь те­нью вечных реальностей»[65].

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Христианское учение о триединстве Бога:

  1. Учение Бога — и сектантство
  2. Христианское учение,
  3. Глава 1. Христианское учение о познании
  4. Глава 2. Христианское учение о Боге и мире
  5. Глава 3. Христианское учение о домостроительстве Божием
  6. 2.5.6. Триединство Дхармы
  7. ТРИЕДИНСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТЕОРИИ
  8. Глава I. история гуманизма......................................................... 1 1. Гуманизм в современном понимании................................ 2 2. Классификация гуманизма ................................................. 3 3. Христианский гуманизм ..................................................... 4 – Зарождение христианского гуманизма ........................... 5 – любовь к ближнему ......................................................... 6 4. либеральный гуманизм .............
  9. 1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  10. К ЛЮБВИ БОГА
  11. Жить без Бога?
  12. Сын Бога, Дионис
  13. Реальность бытия Бога
  14. 3. Христианский гуманизм
  15. 6. возникновение христианской церкви
  16. Соединение Бога с человеком
  17. Роль христианской церкви в Поздней империи. Монастыри.
  18. Общие принципы христианской гносеологии