<<
>>

Научная теория познания

Существенные изменения в научном мировоззрении происходят во всех областях научного знания, и в первую очередь они касаются самих способов научного познания. Современная научная теория познания обнаружила, что важнейшим и основным источником научного знания является не опыт, а трансцендентное знание, получаемое человеком свы­ше в результате интуитивного прозрения.

Это свидетельствует о един­стве научного, философского и религиозного способов познания, кото­рые имеют общее основание в высшем духовном мире и осуществляются в разных формах опытного, рационального и духовного восприятия дей­ствительности.

. Роль интуиции в научном познании

Благодаря развитию исследований в области истории и методоло­гии науки, а также открытий в некоторых областях научных исследова­ний, становится очевидным, что научное творчество основывается не только на получении опытных данных, их анализе и обобщении. В основе эмпи­рического научного познания лежит мыслительная деятельность челове­ческого разума, тесно связанная с восприятием трансцендентных идей. Без так называемого непосредственного интуитивного знания не может существовать никакое опытное познание окружающей действительнос­ти.

Исходя из традиционных представлений о структуре научного по­знания, эмпирический уровень исследования считается первичным, а тео­ретический уровень — вторичным. Согласно этим взглядам эмпиричес­кие факты, то есть факты нашего чувственного опыта, являются исход­ным пунктом научного познания. На следующем, теоретическом, уровне исследований происходит формирование понятий. Любое научное иссле­дование начинается с наблюдения или эксперимента. На основании полу­ченных данных делается эмпирическое обобщение и формулируется ги­потеза или научное предположение, объясняющее причины данной сово­купности явлений. Затем исследование опять возвращается на эмпирический уровень для проверки. Если гипотеза выдерживает эмпирическую про­верку, то она приобретает статус закона или закономерности природы.

Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области позна­ния, называется теорией. Подтвержденная на практике теория считается истинной вплоть до того момента, когда будет предложена новая теория, лучше объясняющая известные эмпирические факты, а также новые дан­ные, которые стали известны уже после принятия этой теории и оказа­лись противоречащими ей[232].

Однако в научном познании имеются особенности, которые с трудом укладываются в данную схему. По словам А. Эйнштейна, «с принципиаль­ной точки зрения желание строить теорию только на наблюдаемых вели­чинах совершенно нелепо. Потому что в действительности все обстоит как раз наоборот. Только теория решает, что именно можно наблюдать»[233]. В природе существует такое множество эмпирических фактов, что при­ступить к наблюдению или эксперименту можно только в том случае, если исследователь заранее представляет себе, что именно он желает исследовать. «Не только эксперимент, но и наблюдение представляет со­бой вопрос, который мы задаем природе и ждем от нее ясного ответа. Каков бы ни был ответ природы, он будет выражен на том же теорети­ческом языке, на котором был задан вопрос»[234]. То есть в голове исследо­вателя заранее должна существовать идея изучения того или иного явле­ния, цельная, логически связная гипотеза, выходящая за пределы эмпири­ческих фактов. Иными словами, эмпирические факты можно собирать, только руководствуясь той или иной предварительной теорией.

Указанному выше способу научного познания противоречит и тот факт, что процесс научного поиска даже на теоретическом уровне не является строго рациональным. Непосредственно перед стадией научно­го открытия важную роль играет воображение, создание образов, а на самой стадии открытия — интуиция. О значении интуиции в науке хорошо свидетельствуют слова выдающегося математика К. Гаусса: «Вот мой результат, но я пока не знаю, как получить его»[235]. По словам Н. Бердяева, «существование внезапного внутреннего озарения любому твор­ческому человеку хорошо знакомо.

Ни одну новую теорему математик не доказывает дедуктивным способом; вначале интуиция подсказывает ему результат, а затем он строит для него доказательство»[236]. В. И. Вернад­ский отмечал, что «личность опирается в своих научных достижениях на явления, логикой не охватываемые. Интуиция, вдохновение — основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем, — не вызываются ни научной, ни логической мыслью»[237].

Таким образом, интуиция играет важнейшую роль в процессе научно­го поиска. Если мы наряду с этим примем во внимание еще и наличие опережающей теории в начале научного исследования, то структура научного познания оказывается несколько отличной от традиционной. Отправной точкой научного исследования оказывается не эмпирический факт, а, наоборот, теория, которая возникает в сознании исследователя в результате интуитивного прозрения, вызванного долгим размышлением и устремлением к познанию истины. На основании этой теории исследова­тель затем разрабатывает методы, с помощью которых можно проводить наблюдения, измерения или эксперименты и получать фактические дан­ные, подтверждающие или не подтверждающие эту теорию. Если теория верна, то на конечном этапе исследования она, облекшись в факты и аргументы, предстает как доказанная, научно обоснованная теория.

В данном случае процесс познания начинается с иррационального уровня, с непосредственного постижения истины (интуитивное позна­ние). Затем на стадии выработки методов исследования сюда подключа­ется логическое мышление (рациональное познание). Далее на этапе опытной проверки теории в процесс исследования включаются наблю­дение и эксперимент (опытное познание). На последнем этапе исследо­вания все три способа познания соединяются вместе в рамках научно обоснованной теории. Исходя из таких представлений о структуре науч­ного познания, следует считать, что интуитивное, иррациональное знание является ведущим и определяет собой рациональное и опытное позна­ние. Конечная теория является результатом развития первичной, интуи­тивной теории, то есть конечная теория в сущности есть логически осоз­нанная и эмпирически доказанная опережающая интуитивная теория[238].

Имеются ли факты, подтверждающие данную схему структуры науч­ного познания? Этих фактов довольно много, они хорошо известны, но раньше на них не обращали должного внимания. Собранные воедино, они отчетливо выявляют и вполне доказывают ведущую роль интуитив­ного, непосредственного знания в процессе научного познания.

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Научная теория познания:

  1. § 2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
  2. § 4. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания
  3. 11.1. Методологические альтернативы в научном познании
  4. § 17. Динамика научного познания
  5. § 15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие
  6. 6.1. Концепции истины в научном познании
  7. 6.2. Адекватность научного познания
  8. 7.1. Плюрализм научного познания
  9. 7.2. Адекватность и эквивалентность альтернатив в научном познании
  10. 1.17. Рационально-научное познание: значение и пределы