Познание как онтологический процесс соединения человека с Богом
В христианской гносеологии познание рассматривается как процесс не психологический, а онтологический. Теоретическое знание о Боге принципиально отличается от познания Бога через созерцание Его и соединение с Ним.
«Познание вовсе не есть лишь интеллектуальная обращенность к миру. Онтологический смысл познания состоит в сближении с предметом познания, чтобы перейти в любовь к нему и к реальному соединению с ним. Познание есть движение духа к предмету, имеющее в виду обнять его любовью и соединиться с-ним через эту любовь. Скрытая пружина познавательного пафоса есть именно движущая сила любви... Любовь, лежащая в основе познавательной активности, есть та самая любовь, которая связывает мир в живое целое, которая освещает одни части бытия для других. Все познать — означает в итоге все обнять любовью»[5]. Если человек знает много, а любви не имеет, то он, по выражению апостола Павла, «медь звенящая» (1 Кор. 13, 1) и не знает самого главного — Бога. Ибо Тайна познания, она же — тайна любви — есть тайна пребывания в нас Христа. Любовь в христианстве есть реальная сила, с помощью которой все в мире связывается и соединяется в единый Божественный организм.Но любовь, ведущая к внутреннему соединению человека с Богом, таинственному созерцанию и откровению ведения Духа, достигается только через дела веры и нравственную чистоту, по заповеди Евангелия: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Св. Исаак Сирин пишет: «Обучение и ведение при страстях не приносят пользы и недостаточны для того, чтобы отворить дверь, заключенную перед лицом чистоты. Если же страсти будут изъяты из души, то ум просвещается и устраивается на чистом месте естества и не имеет нужды в вопросах, потому что ясно видит блага, обретающиеся на своем месте... и делается истинным зрителем Божественного созерцания»[6].
Св. Исаак Сирин указывает путь истинного познания. По его словам, «духовное созерцание действует в области чистоты внутри нас. Если желательно тебе, чтобы сердце твое сделалось вместилищем тайн нового мира, то обогатись вначале делами телесными, постом, бдением, службою, подвижничеством, терпением, низложением помыслов и прочим, привяжи ум твой к чтению Писаний и углублению в них, продолжай делание
заповедей и труды в стяжании чистоты и да сподобишься умного жи- * тия. При этом сокрушается и обновляется сердце, и человек, подобно младенцам о Христе, воспитывается молоком заповедей новых и духовных, делается без зла, обучается тайнам Духа и откровениям ведения, восходя от ведения к ведению, от созерцания к созерцанию и от постижения к постижению. Он обучается и укрепляется таинственно, пока не будет вознесен к любви, соединен с надеждою, не водворится в нем радость, и не будет он вознесен к Богу и увенчан естественной славой своего сотворения, в которой был создан»[7].
Еще одной стороной онтологической сущности познания является то, что человек не может познавать что-либо силами своей собственной души, но познает все в свете Христовом благодаря воздействию слова Божия, освещающего и просвещающего сознание человека, ибо Христос есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Вера в Бога и чистая подвижническая жизнь делают человека восприимчивым к благодатному действию силы Божией, которая постепенно преобразует естество человека, и он получает способность ясного духовного ведения. Сила слова Божия такова, что слушающий его, если даже и не всегда понимает смысл, все равно испытывает его очищающее и просвещающее воздействие, как свидетельствует об этом апостол Павел: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2, 13).
Таким образом, познание представляет собой глубоко онтологический процесс, который заключается в постепенном очищении души и тела от скверны грехов, соединении с Богом силой любви и обретении духовной способности созерцать самые глубокие тайны Божии. ;
Еще по теме Познание как онтологический процесс соединения человека с Богом:
- Как теология, так и психология, говорят о человеке относительно его взаимоотношений с Богом, с самим собой, с другими и с миром
- Познание как наука и опыт конституирования человека
- 41. ПАРАДОКСЫ ЛОГИКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
- 72. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОЙ «ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛЕТОЧКИ» ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ МИРА
- Настоящая религия представляет собой живой духовный союз человека с Богом
- Соединение Бога с человеком
- Альфонс Мудрый признавал сон естественной потребностью, дарованной Богом человеку
- 6. Парадоксальность жизни как бытия «я-с-Богом»
- Эволюция процесса познания
- § 5. Смерть как начало исповеди перед богом
- § 2. Онтологические основы объективности времени как метризованной длительности
- Мудрость человека состоит в согласовании собственных действий с общей необходимостью, с тем, что «хочет Судьба», что предначертано Богом.
- Как оказалось, Соединенные Штаты в XX веке исполнили как оптимистические, так и пессимистические предсказания.
- Образ Божий как онтологическая основа личности
- Образ Божий как онтологическая основа личности
- Образ Божий как онтологическая основа личности
- В процессе познания мышление занимает ведущее значение.
- 3-3. Связь с реальной жизнью. Особенности процесса познания.
- § 33. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания
- РОЛЬ ПРАКТИКИ B ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ