<<
>>

4.1. Психология религиозного развития

Проблема развития психологии второй половины ХХ в. в трудах зарубежных психологов. Психологические основания морального образования и развития личности.

Во второй половине ХХ в.

в психологии получают распространение подходы, изучающие проблемы развития. Применительно к духовному развитию человека особое значение придается психосоциальным стадиям, описанным в работах Э. Эриксона [57]. Отсюда следует отметить тенденцию, существующую в современной психологии. После того, как одним из исследователей предлагаются критерии или последовательности, другие ученые пытаются расположить те или иные факты в соответствии с закономерностями или зависимостями. Иногда выявление подобных корреляций представляется оправданным, но в ряде случаев оставляет впечатление известной искусственности. Подобным замечанием мы предваряем все соотношения, рассматриваемые в настоящем подразделе. Так, Д. Каппс проводит соответствие теологических категорий и психосоциальных тем, доминирующих в стадиях личностного развития (табл.
1).

Таблица 1

Психосоциальные стадии развития личности по Д. Каппсу («Пастырское окормление. Тематический подход»)

Богословские Психосоциальные Человеческие категории Темы периодов: добродетели
Промысел Надежда Недоверие Надежда
Благодарность Автономия Сомнение Воля
Покаяние Инициатива Вина Целеустремленность
Призвание Сила Внутренний мир Компетентность
Вера Идентичность Распыленность Верность
Сопричастность Интимность Изоляция Любовь
Призвание Творчество Стагнация Забота
Осознание святого Целостность Отчаяние Мудрость

Д.

Вульф приводит также таблицу соотношения возрастных стадий (по Э. Эриксону) со святоотеческим описанием страстей (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение возрастных стадий и страстей по Э. Эриксону

Возраст Страсть
Младенчество

Раннее детство

Игровой возраст

Отрочество

Подростковый возраст

Молодость

Взрослость

Старость

Чревоугодие

Гнев

Жадность

Зависть

Гордость

Блуд

Скука

Уныние

Подробнее об этом пишет Д. Каппс в статье «Пастырское душепопечение и семь смертных страстей». Указана также попытка корреляции этих стадий с Евангельскими Блаженствами.

Следующий этап психологии развития связан с выделением в 1950-х гг. Л. Колбергом стадий морального развития личности. В настоящем пособии они приведены с комментариями из недавней книги «Психологические основания морального образования и развития характера» под редакцией Р. Ноулса и Г. МакЛина:

Уровень пре-конвенциональной морали

Стадия 1. Ориентация послушания и наказания. Здесь доминирует установка стремления к избеганию неприятностей, власти или престижу.

Стадия 2. Наивно-эгоцентрическая ориентация. Доминирование послушания для получения награды.

Уровень конформной морали

Стадия 3. Ориентация «хороший мальчик». Ребенок слушается для того, чтобы заслужить одобрение взрослых.

Стадия 4. Ориентация социального порядка. Поведение определяется пониманием долга по отношению к вышестоящим и уважением к власти.

Уровень постконформной морали

Стадия 5. Контрактная ориентация. Внутреннее принятие основополагающих принципов ненасилия, общественной безопасности и заботы.

Стадия 6. Ориентация совести. Человек действует не только соответственно послушанию, но способен к разрешению этических противоречий исходя из возвышенной логики.

Теологически осмысливая стадии морального развития, A. Уэст пытается показать, как библейская история организована в шесть периодов, иллюстрирующих различные стандарты этического поведения.

Можно наблюдать постепенный прогресс, где происходит интеграция предшествующих стадий в типах принятия моральных решений. Исторические периоды, соответствующие стадиям, выглядят так: 1) от Адама до потопа; 2) от Ноя до Иакова; 3) жизнь Иосифа; 4) период закона до Христа; 5) служение Христа; 6) от Голгофы до Пятидесятницы.

Применяя стадии Л. Колберга к духовному развитию человека, богослов В. Молленкотт пишет: «На пре-конвенциональных стадиях Бог воспринимается с эгоцентрической позиции, будто Он действует лишь через наказание или награждение. Все, что делается для других людей, проистекает либо от страха Бога, либо от ожидания награды от Него. На конвенциональных стадиях религиозный объект (Иисус Христос в христианстве) рассматривается как модель, а отдельная религиозная система – как незыблемый и универсальный источник духовных законов. Люди, остающиеся на конвенциональном уровне, могут проявлять щедрость и быть законопослушными, однако неспособны воспринимать валидность Божественных Откровений в других религиях. Эта конвенциональная тенденция недооценивать взгляды других препятствует уважительному отношению к ним. Как на пре-конвенциональном, так и на конвенциональном уровнях возможны значительные расхождения между верой как системой религиозных взглядов и реальным поведением верующего человека. Примеры подобных деформаций: классизм – убежденность в особом назначении общественно-политического класса; расизм; сексизм; возрастизм. Общее в этих деформациях – это убежденность в том, что отдельные сегменты человеческой расы помещены Богом в привилегированное положение. Когда люди вырастают до принятия постконвенциональных стадий, их духовность определяется универсальным общественным сознанием, которое признает разнообразие и активно желает добра каждому в его глобальном значении. Постконвенциональные христиане могут воспринимать Христа как Искупителя царящей в миру воли к власти, универсально-объединяющую «точку Омега», или Новое Человечество, при этом всем сердцем кооперируясь с теми, кто использует иную терминологию для этих явлений.

Спасение при этом понимается как внутреннее исцеление Благодатью и внешнее: мировое равенство и справедливость».

Принципы психологии развития непосредственно к религиозному созреванию личности были впервые применены Дж. Фолером. Ниже приведено описание известных стадий развития веры.

Пре-стадия. Недифференцированная вера.

Стадия 1. интуитивно-проективная. Относится к возрасту 3–7 лет. Основное содержание веры: имитация, воображение, фантазии.

Стадия 2. Мифически-дословная. Относится к возрасту 7–12 лет. Характерными особенностями являются узость, буквализм, связь с семейной историей, роль в разрешении эдипальных переживаний.

Стадия 3. Синтетически-конвенциональная. Относится к подростковому периоду. Идеологическое содержание усваивается от внешних авторитетов. Конформное разделение установок, данных старшими.

Стадия 4. индивидуально-рефлективная. Относится к периоду, когда человек покидает родительский дом. Здесь происходит демифологизация, образование своего собственного, незаимствованного смысла мировоззрения.

Стадия 5. консолидации парадоксов. Относится к среднему возрасту. Человек принимает тот факт, что рациональное сознание «не всегда хозяин в собственном доме». Он присваивает символизм и обретает «вторичную наивность».

Стадия 6. универсализующая. На этой стадии человек воплощает в жизнь принципы своей веры, трансцендирует противоречия между образом жизни и традициями веры, его убеждения пронизывают все его существование.

Высшая стадия, как описывает Дж. Фолер в статье «Шестая стадия и Царство Божие», включает вовлеченность в общину, подлинную верность принципам справедливости и любви, самоотреченное служение миру через принятие трансцендентного откровения. Человек на этой стадии эсхатологически ориентирован по отношению к грядущему Царству Божию. Дж. Фолер делает здесь важное замечание, что откровение человеку ультимативной, универсальной реальности невозможно без его принадлежности к отдельной вероучительной традиции.

Высоко оценивая вклад Дж.

Фолера в теорию faith development – развитие веры, Ф. Доунинг в статье «По направлению к вторичной наивности – стадии веры» отмечает, что эти стадии могут выступать не только как последовательности, но и формы или стили веры на протяжении жизни. Путешествие веры – это путь восприятия мира, а следовательно, тип познания.

Более теологически, нежели психологически обоснованные уровни развития веры предлагает Дж. Мартос в статье «Стадии развития веры с библейской точки зрения».

1. На первом уровне человек познает реальность Бога и Его любви. До этого Бог для него был только названием или концепцией. В это же время он верит, что благоволение Бога может простираться лишь на него, избранных людей или одну «истинную Церковь».

2. На этой стадии человек начинает отвечать на любовь Бога. При этом он верит, что Любовь Бога к нему как-то зависит от его ответа. Ему кажется, что дар Благодати определяется его поведением, степенью его праведности или греховности. Он воспринимает Завет с Богом как договор о спасении, если его жизнь будет соответствовать основным правилам.

3. Третья стадия характеризуется тем, что человек начинает воспринимать любовь Бога как безграничную и безусловную. Однако милость Бога по отношению к себе человек относит в будущее, «на Небеса», не осознавая себя вовлеченным в эту любовь сейчас.

4. На последней стадии человек чувствует любовь Бога к себе внутри себя в каждый отдельный момент и старается стать проводником Благодати в мире.

Эти четыре типа авторы сопоставляют с аллюзиями из Библии: вера и личность Авраама; вера и личность Моисея; вера и время пророков; период Христа.

Контрольные вопросы

1. Перечислите стадии морального развития Л. Колберга и духовное развитие человека.

2. Назовите стадии религиозного созревания человека Раймонда Дж. Фоулера.

3. Перечислите стадии развития веры с библейской точки зрения.

Рекомендуемая литература: [57].

<< | >>
Источник: Л.В. Яссман Н.В. Марьясова. ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. 2005

Еще по теме 4.1. Психология религиозного развития:

  1. Тема. Элементы религиозной системы и их характеристика с точки зрения психологии.
  2. Глава 3. Глубинная психология о религиозности человека
  3. Болотова А.К., Молчанова О.Н.. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие, 2012
  4. Болотова А.К., Молчанова О.Н.. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие, 2012
  5. Психология религиозного опыта
  6. Глава 2. Народная психология В. Вундта и биогенетическая теория С. Холла о религиозности человека
  7. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
  8. Уже ранее нередко говорилось, что психология религии своим центральным предметом исследования рассматривает человека, религиозную личность во всем ее многообразии.
  9. Глава 1 Введение в психологию развития
  10. Глава 1 Введение в психологию развития
  11. каждое религиозное действие, каждый религиозный знак ориентированы на достижение метаэмпирической реальности.
  12. 1.3 Этапы развития психологии
  13. Глава 15 Религиозно‑цивилизационный фундамент и особенности развития стран Дальнего Востока
  14. 1.3. История развития отечественной юридической психологии
  15. Человечество живет в глубоком кризисе религиозного сознания и, вероятно, находится на грани нового религиозного творчества.