<<
>>

Реальность эмпирического мира

Внешний материальный мир есть первая и основная ступень реально­сти, открывающейся нам в познании. С помощью органов чувств чело­век видит, слышит, ощущает окружающие его вещи, растения, животных, других людей.

Все это убеждает наше обыденное сознание в реальном существовании окружающей действительности. Однако с философской точки зрения доказать реальность внешнего мира очень трудно. Дело в том, что все наши ощущения являются чувственными впечатлениями, в восприятии которых сознание фиксирует не предметы как таковые, а только их образы. Практически невозможно определить, возникают ли эти образы как отражение реально существующих объектов внешнего мира или же они есть плод нашего воображения. Субъективное состоя­ние сознания не заключает в себе достаточного основания для утверж­дения чего-либо вне его самого. Поэтому «для человека, который взду­мал бы усомниться в реальности внешнего мира, по-видимому, не может существовать никаких рациональных доказательств действительности противоположного»[9]. Безусловное существование не может быть дано ни опытом, ни логикой, а только верой. Мы верим, что предмет есть нечто само по себе, что он не есть только наше ощущение или наша мысль, мы верим, что он существует самостоятельно и безусловно. Это обстоятель­ство служит причиной появления многообразных философских течений скептицизма, агностицизма, субъективного идеализма.

В положительной философии реальность чувственной стороны мира фактически также признается на веру. Приходится допустить, что само сущее метафизически обосновывает эту веру, а вместе с ней мысль, чув­ство, познание, точно так же, как и весь являющийся мир. Эта вера поддер­живается тем, что чувственные ощущения имеют качественно определен­ный состав и являются общими для большинства людей. Если все люди воспринимают вещи одинаково и на протяжении многих поколений их чувства говорят об одном и том же, то следует поверить в существование этого мира в качестве условия познания и затем приступать к самому познанию.

Исходя из предположения, что мир действительно существует или что есть реальные существа вне нас, можно затем попытаться объяс­нить психологию нашего восприятия, нашего познания этих существ, на­шей веры в их действительное, независимое от нас существование[10].

В науке вера в реальное существование природы и ее законов слу­жит необходимым условием научного знания. В том случае если ученый в процессе своей работы будет каждый раз неизменно обнаруживать эти законы и убеждаться в закономерном устройстве мира, то он для себя самого сможет решить вопрос о том, оправдана его вера или нет. Если же закономерность окружающего мира будет подтверждаться мно­гими поколениями ученых, то человек не только на своем личном опыте, но и на опыте других людей сможет глубже убедиться в его действи­тельном и закономерном существовании. Не исключено, что на этом пути человечество когда-нибудь получит неопровержимые доказательства реального существования внешнего мира.

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Реальность эмпирического мира:

  1. Декларация эта не означает, таким образом, действительной те­леологии выхода за пределы эмпирической реальности
  2. Реальность идеального мира
  3. Механизм обусловливания ss-реальности из ds-мира
  4. Общие черты социальной реальности мира- антиутопии.
  5. 1. Социальная картина мира как теоретический вариант альтернативной реальности
  6. 7.1. МЕТОДОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ МИРА И ПРЕДМЕТОВ МИРА
  7. Виртуальное и виртуальная реальность по эту сторону реальности
  8. 3.1. Методы и средства эмпирического исследования
  9. § 21. Методы эмпирического исследования
  10. §5. Эмпирические криминологические исследования
  11. 4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ КАК НАУЧНЫЕ ИСТИНЫ
  12. § 5. Эмпирические криминологические исследования
  13. Эмпирическая трактовка экстремальной ситуации.