<<
>>

Смысл смерти

Господь Бог заповедовал Адаму не есть плодов от дерева познания добра и зла и сказал ему: «В день, в который ты вкусишь от него, смер­тью умрешь» (Быт. 2, 17). После того как Адам не послушался заповеди Божией и съел плоды запретного дерева, он потерял свое бессмертие, стал тленным и смертным.

Метафизически смерть Адама означала поте­рю целостности и начало дифференцированного развития организма че­ловечества. Бытие человеческой природы до грехопадения Адама пред­ставляло собой бытие в первооснове, единстве и взаимодействии всего со всем. Но после преступления Адама произошло выпадение природы из всеединства, начался процесс роста, развития и постоянного вытесне­ния одних форм другими. При этом жизнь как таковая не прекратилась, но каждое отдельное живое существо стало смертным. Смерть неизбеж­на при развитии, так как в условиях пространства и времени прогрес­сивное изменение всего организма возможно только через циклы смер­ти и жизни составляющих его частей. Появление новых форм происхо­дит в результате вытеснения предыдущих, менее совершенных форм, рождения и развития одного за счет упадка и гибели другого.
Бессмер­тие развивающегося организма поддерживается в процессе смены поко­лений, в ходе которого живые существа, составляющие члены этого орга­низма, дают жизнь своим потомкам, а сами умирают.

Циклы жизни и смерти в природе представляют собой некий меха­низм поступательного развития. Умирание и возрождение в следующем поколении есть некое фундаментальное свойство природы, позволяющее согласовать два явления — развитие и целостность. Целостный орга­низм бессмертен, и он линейно растет и развивается. Но развитие орга­низма как целого осуществляется за счет периодической смены его ме­нее совершенных частей и органов более развитыми частями. Развитие частей идет по спирали — каждый цикл сопровождается появлением, прибавлением или видоизменением их качества или количества.

Каждый последующий цикл, сохраняя старое, дополняет к его содержанию что- либо новое и тем самым ведет к прогрессивному изменению самой части и всего организма в целом. Таким образом, развивающийся целостный организм бессмертен, а среди частей этого организма царит смерть и возрождение в измененной форме в новом поколении. После заверше­ния роста и развития организма останавливается и циклическое разви­тие составляющих его частей, возникает гармония целого и частей, и последние обретают бессмертие в составе целостного организма.

Этот закон жизни и смерти действует и в организме человечества. Каждый отдельный человек смертен, но человечество в целом бессмерт­но. Вневременное единство человечества в череде поколений поддер­живается через передачу наследственной информации, почитание пред­ков, воспитание потомков. Единство и бессмертие человеческого рода обусловлено еще и тем, что души людей не умирают, но, разлучаясь с телом, пребывают в загробном мире до определенного срока. В конце мировой истории упразднится временное распадение человечества на сменяющие друг друга поколения. Мертвые воскреснут в своих телах, и все родившиеся на земле праведные люди составят единый Божествен­ный организм — Тело Христово, в котором обретут свое истинное бес­смертие. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посред­ством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар правед­ности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5, 17).

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Смысл смерти:

  1. О смысле смерти
  2. О смысле смерти
  3. 4. СМЕРТЬ И ВОПРОС О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
  4. 15.1. Представления о смерти как исходный пункт в рассуждениях о смысле жизни
  5. Смысл небытия и смысл бытия.
  6. — Смерть Грациана. — Св. Амвросий. — Первая междоусобная война с Максимом. — Характер, управление и покаяние Феодосия. — Смерть Валентиниана II. — Вторая междоусобная война с Евгением. — Смерть Феодосия. (340–397 гг.)
  7. Страх смерти и отчаяние (эмоциональные абсолютизации смерти)
  8. 2.1.2. Страх смерти и отчаяние (эмоциональные абсолютизации смерти)
  9. Смерть - явление естественное в цепи жизни. Смерть одного есть начало жизни другого.
  10. Философ не видит никакого таинства в рождении и смерти (39, с. 32); их чередование в этом мире есть только смешение и разделение элементов (В 52), а вовсе не рождение и смерть в традиционном понимании:
  11. Глава 4 (xiv) Смуты после отречения Диоклетиана. — Смерть Констанция. — Возведение на престол Константина и Максенция. — Шесть императоров в одно и то же время. — Смерть Максимиана и Галерия. — Победы Константина над Максенцием и Лицинием. — Соединение империи под властью Константина. (305–324 гг.)
  12. Подлинность смысла.