<<
>>

Соединение Бога с человеком

Организм человечества создается Богом по образу Сына Своего, Лого­са, и его существование и развитие поддерживается силой Святого Духа. Мир на начальных этапах своего развития, связанного с разделением на отдельные части, оставался отделенным от Бога и существовал как бы «рядом» с Богом.

Воплощение Иисуса Христа положило начало вселе­нию Бога в человека и соединению Божественной и сотворенной при­роды в единый Божественный организм. «Бог, — пишет св. Максим Исповедник, — основавший бытие всякой твари, видимой и невидимой, единым мановением, прежде всех веков и самого происхождения тварно- го бытия неизреченно имел о нем преблагий совет, состоящий в том, чтобы Самому Ему непреложно смешаться с естеством человеческим через истинное соединение по ипостаси и с Собой неизменно соединить естество человеческое так, чтобы и Самому стать человеком, как знает Сам, и человека сделать богом через соединение с Собой»[165]. Для св. Мак­сима Исповедника «воплощение и обожение между собой согласуются, друг друга предполагают.
Бог нисходит во вселенную, становится чело­веком, а человек восходит к полноте Божественной, становится богом, ибо это соединение обеих природ, Божественной и человеческой, было предрешено в Предвечном Божьем Совете, ибо это — та конечная цель, ради которой из «ничего» сотворен был мир»[166].

Тайна воплощения и соединения тварной и Божественной природы в одном Лице велика и трудно поддается рациональному осмыслению. Несмотря на то, что «Божество и человечество разделены бесконечным расстоянием, лежащим между тварным и нетварным, они воссоединены в единстве одной Личности. Между единством Лиц в Пресвятой Троице и единством Божественной и человеческой природы в воплотившемся Иисусе Христе есть связующее начало — единосущие, ибо термин «еди­носущный», предназначавшийся первоначально для определения единства

Отца и Сына внутри Пресвятой Троицы, вновь появляется в догмате о Христе, окончательно сформулированном Халкидонским Собором.

Хрис­тос, с одной стороны, единосущен Отцу по Своему Божеству, с другой, - единосущен нам по своему человечеству. Итак, два единосущия, но один Единосущный, одно Лицо — истинный Бог и в то же время истинный человек. Ипостась объемлет обе природы: она остается одной из них, становясь и другой, причем ни Божество не превращается в человече­ство, ни человечество в Божество»[167].

Св. Григорий Нисский, исповедуя соединение в Лице Иисуса Христа совершенного божества и совершенного человечества, мыслил это со­единение истинным и нераздельным, и потому определял его как «точное единство»[168]. «Но это единство, — говорит он, — образуется не тем, что будто бы из двух природ делается одна природа, а тем, что два совершен­ных существа - Бог и человек — образуют вместе только одно Лицо. Две совершенные природы вступили между собой в такое внутреннее единение, в котором, сохраняя свою полную неизменность и истинное совершенство, они образовали непостижимым образом одну ипостась, и в этом-то единении по ипостаси нужно усматривать как бы смешение, слияние их. В собственном смысле они не смешались и не слились, но так как сильнее выразить их непостижимое единение по ипостаси нельзя, то можно принять и эти термины»[169].

Воплощение послужило началом обожения и приобщения человека к вечности. Сын Божий, Иисус Христос, до Своего воплощения в человеке пребывал на Небесах одесную Отца и вместе с другими Лицами Пресвя­той Троицы творил мир. При этом Он был чистой идеей, Логосом, Сло­вом. После воплощения «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14). Соединив­шись с человеком, пострадав и умерев на кресте, Христос воскрес, воз­несся со Своим телом в горний мир и воссел одесную Отца, ожидая, доколе не совершится вся полнота Его Божества телесно, пока все люди, предназначенные Богом к Царствию Небесному, не воскреснут и не прича­стятся Его Божественному Телу. Иисус Христос, соединив в одном Лице мысль и материю, положил начало построению духовно-телесного Боже­ственного организма.

Окончательное формирование Тела Христова про­изойдет после второго пришествия Иисуса Христа, духовного преображе­ния плоти и всеобщего Воскресения мертвых. Но для того чтобы удосто­иться стать членом Тела Христова и войти в жизнь вечную, каждый человек в своей земной жизни должен стремиться к святости и совер­шенному духовному единению с Богом.

До воплощения Иисуса Христа человек был всего лишь тварным су­ществом, а после воплощения произошло усыновление человека Богу. Апостол Павел пишет: «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличает­ся от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправи­телям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полно­та времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам полу­чить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4, 1-7).

Усыновление человека Богу происходит через глубокое внутреннее соединение Божественной и человеческой природы. Согласно представ­лениям св. Григория Нисского о претворении человеческой плоти Спа­сителя в Его Божество, «самое тело, которое приняло страдания, вслед­ствие срастворения с Божеством сделалось тем, чем есть восприявшее ее естество. Из смиренного человек сделался высоким, находясь в бес­смертном, во свете светом, в нетленном нетленным, в невидимом невиди­мым, во Христе Христом и в Господе Господом. В силу этого претворе­ния плоть уже не осталась в своих пределах и свойствах, она сделалась тем, что есть по своей природе Божество»[170].

Речь здесь идет «не об образе соединения двух природ, а именно о претворении плоти. Личное соединение Бога и человека произошло с самого момента зачатия Его во чреве Пресвятой Девы, а изменение и претворение плоти в Божество явилось только с момента прославления воскресшего из мертвых Христа Спасителя после Его страданий.

До этого же времени человеческая природа и жизнь Спасителя были совер­шенно такими же, какими обладают все вообще люди, потому что Он явился в подобии плоти греха, так что по своему человечеству Спаси­тель не был свободен от всех страдательных состояний нашей приро­ды... Эта страдательная жизнь абсолютно недоступна бесстрастному Бо­жеству, и поэтому Спаситель, очевидно, имел в Своей человеческой жиз­ни нечто особенное, несообщимое с жизнью Отца и Святого Духа. Но как только тайна домостроительства исполнилась, и Сын Божий не везде­сущим Божеством, а своим человечеством взошел к Отцу и Духу, эта осо­бенность и несообщимость исчезли, потому что исчезла грубость челове­ческой природы, прекратилось ее страдательное состояние, и человече­ство возвысилось до Божества. Это значит не то, что человечество совсем уничтожилось, а лишь то, что оно совершенно изменилось, соответственно новым условиям бытия, как изменится в будущей жизни природа всякого праведника, когда он вступит в Царствие Славы»[171].

Иисус Христос есть вочеловечившийся Сын Божий, одновременно Он есть глава Церкви — организма Божия — ив Нем заключена вся полнота Божества телесно. Иисус Христос и с Ним все люди являются одним Телом. Поэтому если Христос есть Сын Божий, то и люди как члены Тела Христова тоже являются сонаследниками Христа и сынами Бога по причастию к Божеству. Таким образом, люди становятся сынами Божиими через Сына Божия, Иисуса Христа, Который, став Сыном Чело­веческим, превратил людей в сынов Божиих. Онтологический смысл усыновления человека Богу можно пояснить на примере взаимоотноше­ния человеческих родителей с их детьми. Тело родившегося ребенка растет и развивается за счет химических элементов земли, то есть из материи, полученной из внешней среды. Тем не менее для родителей в их ребенке все является «сыном»: и то, что появилось от них самих,: и то, ЧТО впоследствии привносится В их ребенка извне. ;

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Соединение Бога с человеком:

  1. 1. Бог любит человека и создал его таким образом, что человек может знать Бога.
  2. Свобода Бога и человека
  3. 2. Зло человека уничтожает в нём духовную способность знать Бога.
  4. ИДЕЯ БОГОЧЕЛОВЕКА KAK КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И БОГА
  5. Познание как онтологический процесс соединения человека с Богом
  6. ЛЕКЦИЯ 8 ТРАГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ЧЕЛОВЕКА II БОГА И ЕГО РАЗРЕІИЕИИЕ: БОГОЧЕЛОВЕК
  7. 4. Человек познаёт Бога — принимая Иисуса Христа как своего личного Спасителя и Господа.
  8. Человек согрешил, ибо начал судить Бога, начал рас­суждать.
  9. "Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога". Св. Феофил Антиохийский
  10. 1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  11. Реальность бытия Бога
  12. Сын Бога, Дионис
  13. К ЛЮБВИ БОГА