<<
>>

Целостные свойства духовной Божественной природы

В эмпирическом мире части не имеют истинной целостности, они сохраняют свою самостоятельность и соединяются друг с другом и с целым лишь внешним образом. «Возникает представление о механичес­ком соединении, об арифметической сумме или эмпирическом агрегате.

При этом часть представляется как существующая и помимо целого, она присоединяется к целому извне и остается меньше его во всех отноше­ниях»[104]. В Божестве взаимосвязь всеобщего и единичного носит принци­пиально иной характер. В Нем целое и части находятся в тесном внут­реннем единстве. Противопоставление подчиненного множества доми­нирующему единству снимается и упраздняется: множество не вне единства, но в самом единстве. «Здесь как всеобщее, так и единичное суть живые смыслы, духовные величины, субстанциальные реальности. Одна реаль­ность включает в себя ряд других, подчиненных реальностей, и сама входит в них, растворенная в них так, как растворена, например, сущность в своих явлениях»[105].

В Божестве «часть» в известном смысле равна своему целому, каж­дая часть сама есть целое. Это единство части и целого обусловлено свойством духовной природы, в которой все качественное многообразие Божественного бытия соединяется в единое целое, образуемое взаим­ным проникновением духовных сущностей друг в друга. Бог есть Дух, а духовная субстанция обладает важнейшим свойством быть одновремен­но абсолютно простой, не делимой на отдельные части, не имеющей про­странственной и временной формы существования, и в то же время содержать в себе всю полноту и качественное многообразие божествен­ных свойств. В духовной природе все соединяется воедино и содержится «все во всем», не теряя своего качественного своеобразия.

Бог есть Личность, некий духовный Организм, поэтому можно пред­положить, что, несмотря на субстанциальное единство и взаимопроник­новение частей и целого, в Божестве сохраняется примат целого над частями.

«Члены органической тотальности, или, что то же, ее моменты, части, потенции, органы подчинены ей, они обусловлены ею, всецело оп­ределены ее целью и стоят от нее в зависимости. Ни одна часть ее не существует сама по себе, все они только в тотальности и только через нее. Орган имеет смысл и значение только через свою связь с организ­мом. Каждая черта, каждая деталь его создавалась через целое, и остает­ся ему подчиненной. Жизнь членов возможна только в тотальности, так что равновесие частей в целом есть подлинное условие их бытия»[106].

Таким образом, истинное всеединство существует только в Боге благо­даря загадочному свойству Божественной духовной природы быть про­стой, неизменной, неделимой и в то же время содержать в себе все многообразие Божественных качеств и состояний в тесном внутреннем единстве, в тождестве единичного и всеобщего. В эмпирическом мире составляющие его предметы не обладают внутренним единством. Объекты материального мира находятся в условиях пространства и времени, они обладают свойством упругости, непроницаемости, протяженности. В них нет истинного целого, а есть только отдельные части, соединенные вне­шними механическими связями в те или иные агрегаты, которые выпол­няют определенные функции в окружающем мире. Бог создает и под­держивает существование чувственного эмпирического мира действием Своей силы. Но поскольку свойства материальной природы принципиаль­но отличаются от свойств духовной Божественной природы, мир суще­ствует рядом с Богом и не образует с Ним тесного внутреннего единства.

Священное Писание свидетельствует о том, что мир, созданный Бо­гом, лишь временно находится в состоянии раздробленности и что в конце веков произойдет духовное преображение мира и его внутреннее соединение с Богом. При этом материальная природа не изменится и не станет тождественной Божественной природе, но, будучи причастной Богу, приобретет определенные духовные свойства, которые позволят ей со­единиться с Богом в нераздельное и неслитное единство. Ниже мы рас­смотрим основные закономерности исторического развития эмпиричес­кого мира на пути к достижению единства с Богом.

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Целостные свойства духовной Божественной природы:

  1. Целостность как базовое свойство личности
  2. Целостность как базовое свойство личности
  3. Целостность как базовое свойство личности
  4. Целостный характер духовного знания
  5. § 2. Юридическая природа криминалистики как важный фактор сохранения ее целостности
  6. Аристотель отрицал божественное происхождение сно­видений, включая их в круг явлений природы.
  7. § 1. Природа равномерности как фундаментального свойства времени.
  8. 1.1. Правовая природа и свойства смешанных договоров
  9. 1.Понятие и структура духовной жизни общества. Духовная культура и общественное сознание
  10. 10.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ ТОВАРА И СТОИМОСТИ