<<
>>

Целостный характер духовного знания

Важным пунктом христианского учения о познании, вытекающим из положения о внутреннем онтологическом единстве веры и знания, слу­жит идея целостности духовного познания. «Свет Христов, входя в нашу душу, касается не только ума, но и эстетического чувства, морального сознания и всех остальных функций духа — он един и относится ко всему духу человеческому в его целостности.

Поэтому чисто рацио­нальные операции нашего ума, логические процессы, которыми движется

познание, внутренне связаны со всей нашей духовной жизнью»[8]. Душа человека создана по образу и подобию Божию, поэтому она воспринима­ет и познает Бога целиком во всех Его свойствах и отношениях. Интел­лектуальное познание неотделимо от всей духовной жизни человека. Дух Божий открывает Себя человеку одновременно как Истина, Красота, Добро. Онтологическое единство духовной жизни легко обнаруживает­ся в том, что истинная идея всегда красива, законы красоты подчиняют­ся числу и мере, а истина и красота выражают собой добро и совершенно несовместимы со злом. Люди в зависимости от своих индивидуальных качеств обладают разной степенью чувствительности к тем или иным проявлениям Духа. Философы и ученые в большей мере наделены спо­собностью к интеллектуальному познанию. Художники обладают разви­тым чувством красоты и гармонии. Люди добродетельные, стремящиеся к нравственному совершенству, способны к тонкому различению добра и зла. Благодаря единству духа, человек может приближаться к Богу раз­ными путями и духовное развитие может осуществляться через усовер­шенствование разных сторон его души. Поэтому тот, кто стремится к истине через веру, надежду, любовь, красоту, добро, познает ее ничуть не меньше того, кто идет к ней через интеллектуальное познание. Человек, достигающий высокого уровня духовного развития на одном из путей веры, получает знание всего, ибо «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2, 15).

Рассмотренные выше общие положения христианской теории позна­ния позволяют раскрыть ряд других аспектов христианской гносеоло­гии, которые касаются механизмов интеллектуального познания мира и Бога. Эта тема лежит в основе философской теории познания, и анализ ее помогает лучшему пониманию христианского учения о познании.

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Целостный характер духовного знания:

  1. Целостные свойства духовной Божественной природы
  2. Главная черта целостностей сознания - их фантомный характер.
  3. 1.Понятие и структура духовной жизни общества. Духовная культура и общественное сознание
  4. Целостность
  5. Целостность как базовое свойство личности
  6. Целостность как базовое свойство личности
  7. Целостность как базовое свойство личности
  8. Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание) .0000, 0000
  9. Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание) .0000, 0000
  10. Ключ — целостность личности
  11. § 1. Системность криминалистики как условие ее целостности
  12. Мудрость как целостная истина и главная цель познания
  13. Системы как сложные целостности
  14. Упражнение: ВОССОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ В СЕБЕ
  15. Невыделенность позиции по отношению к миру: целостность
  16. 3.2. Исследование целостности конструктивного рисунка
  17. ХОЛИЗМ [ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ]