<<
>>

Учение о добре и зле

Существование зла в мире ставит христианство перед необходимос­тью согласовать понятие всеблагой и всемогущей воли Бога с многооб­разными проявлениями зла в природе и человеческом обществе.

Это ставит тему так называемой «теодицеи», то есть «оправдания» Бога. Бог,

конечно, не нуждается в оправдании, но для человеческого разума очень важно разрешить противоречие между учением о благом, максимально доброжелательном Божественном руководстве природным и человечес­ким миром и обилием в этом мире всякого рода зла.

Метафизическая сущность добра и зла

Христианство утверждает, что Бог есть абсолютное Добро и все, что создано Богом, тоже является добром. Зла как отдельной сущности или субстанции не существует. Имеются только «злые» отношения между сущностями. Зло не является самостоятельной природой, это лишь одно из состояний природы. Оно есть некий недостаток добра, несовершен­ство или поврежденность бытия, вызванное греховной волей духовно разумных существ, отпавших от Бога. Любая сущность сама по себе есть добро, а ее отношение к другой сущности может быть добрым или злым.

«Зло есть как бы болезнь, или паразит, существующий только за счет той природы, на которой паразитирует»[203]. По словам Блаженного Авгус­тина, «одно благо может где-либо быть, но одно зло нигде не бывает, потому что и те природы, которые испорчены порочной злою волей, на­сколько они порочны — злы, а насколько они суть природы — благи»[204]. Об этом же говорит и св. Василий Великий: «Зло есть не живая и оду­шевленная субстанция, но состояние души, противоположное добродете­ли, проистекающее от оставления добра, поэтому нет необходимости до­пускать изначального существования зла»[205].

По христианскому учению, зло коренится в свободной воле твари. «Воля, — пишет св.

Григорий Синаит, — в самой себе содержит добро и зло: добро по рождению, а зло по свободной склонности воли»[206]. «Зло становится реальностью только через волю, которая является единствен­ной его «субстанцией» и дает злу известное бытие»[207]. По словам св. Максима Исповедника, «пороки приключаются с нами вследствие зло­употребления силами души. Не пища — зло, но чревоугодие; не деторож­дение, а блуд; не материальные блага, а сребролюбие. Если же так, то во всем сущем нет никакого зла; оно — лишь в злоупотреблении, которое происходит от небрежения ума о естественном возделывании сил души»[208]. Об этом же говорит и св. Симеон Новый Богослов: «Человек, созданный Богом благим, по своему естеству и существу всегда пребывает непрелож­ным. Но по своей свободной воле он желает и делает что-либо или доброе, или злое. Ибо как нож, на зло ли кто его употребляет или на добро, не прелагается из своего естества в другое, но остается железом по естеству, так и человек совершает, что он хочет, но из естества своего не выступает»[209].

Зло получило свое начало в ангельском мире. Дьявол, имеющий сво­боду воли, злоупотребил этой свободой и стал на путь противления Богу. Отпав от Бога, он стал источником и олицетворением зла, которое в своей основе является бунтом против Бога. Человек, поддавшись дья­вольскому искушению, дал место злу в своей воле и ввел его в мир. «Правда, человек, по природе расположенный к познанию Бога и любви к Нему, выбрал зло потому, что оно было ему подсказано»[210]. Но это не снимает ответственности с человека, так как грехопадение произошло в результате свободного согласия человеческой воли на зло.

Бог первоначально создал человека невинным, но затем допустил ему впасть в грех. Это произошло потому, что Бог создал человека сво­бодным, а «воля ко злу является функцией нашей свободы»[211]. «Бог, будучи высочайше премудрым, — пишет Лейбниц, — не может не действовать согласно правилам, как физическим, так и моральным, которые избрала Его премудрость.

И та же самая причина, которая побудила Его создать невинного человека, способного, однако, пасть, побуждает Его продолжать творение такого человека, потому что для Его ведения будущее — как настоящее и Он не может отменять принятые Им решения»[212]. Бог не может отменить закон свободы, и, как через свободу человека вошли в мир грех и зло, так через свободу человека мировое зло должно быть преодолено и побеждено.

Причиной появления зла в мире стала греховная воля человека. Это зло обычно называют субъективным или моральным злом. Оно, в свою очередь, служит причиной так называемого объективного или метафизи­ческого зла. Грехопадение Адама внесло «порчу» в изначально целост­ную природу человека и послужило началом эволюции всех живых су­ществ, через которых шло постепенное развитие человечества. В основе эволюционного развития лежит непрерывная борьба, взаимное вытесне­ние и самоутверждение организмов. Все это приводит к разделению, дифференциации и увеличению многообразия форм живых существ. Это состояние мира можно охарактеризовать как бесконечную борьбу всех против всех, постоянное вытеснение одного другим, рождение и разви­тие одного за счет упадка и гибели другого. По словам С. Франка, «здесь не только человек человеку волк, здесь каждое существо есть «волк» для каждого сущего. Этим определены и такие бедствия, как нужда, болезни, страдания и лишения всякого рода... Все это есть последствия космичес­кой гражданской войны, вытекающей из самоизолирования и самоутвер­ждения частных элементов реальности, из некоего распада или развала всеединства. Судьба всего мира — участвовать сообща во зле и страдать от него»[213].

Борьба и сопровождающие ее вражда и зло служат необходимым условием возникновения и развития эмпирической действительности. Поэтому эти явления нельзя рассматривать как нечто абсолютно проти­воположное добру. Если в результате взаимной борьбы и соревнования происходит появление и развитие новых форм, то это процесс положи­тельный, ведущий к возрастанию суммы добра.

Распадение первоначаль­ного единства на отдельные части, ведущее к потере целостности и борь­бе возникающих частей друг с другом, происходит только на первом эта­пе эволюционного развития. На следующем этапе, связанном с соединением частей в единый, целостный организм, вражда между живыми существа­ми прекращается и движущей силой эволюции становится любовь. В ре­зультате этого метафизическое зло исчезает, и в мире начинает преобла­дать добро. Но это коренное изменение направления мирового развития обусловлено свободным выбором человеческой воли Нового Адама, Иису­са Христа, Который абсолютным послушанием Отцу освободил челове­чество от порчи греха и власти дьявола и тем самым открыл путь к вос­становлению единства человеческой и всей сотворенной природы в Боге.

Бог есть абсолютное Добро, и в мире Божественном зла нет. Зло в отличие от абсолютного добра относительно. «Все, что существует, — ли- шет св. Дионисий Ареопагит, — происходит из добра, а не из зла, а потому и зло не есть вполне зло, но участвует в добре»[214]. Первоначальное несо­вершенство созданий приводит к тому, что «наилучший замысел универ­сума не может быть свободен от известного зла, которое тем не менее превращается в наибольшее благо»[215]. Мировое бытие создается Богом не в одно мгновение, а постепенно во времени и пространстве, и в своем становлении оно проходит последовательные стадии изменения от мень­шего совершенства к большему совершенству. По мере развития мира зло постепенно преодолевается и окончательно должно исчезнуть после того, как процесс развития прекратится и творение соединится с Богом в еди­ный Божественный организм. Творение, которое в процессе своего разви­тия достигает соответствия изначальному Божественному замыслу о нем, соединяется с Богом и по причастию к абсолютному Добру окончательно освобождается от зла и само становится совершенным добром.

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Учение о добре и зле:

  1. Учение об обещании
  2. Учение о категориях
  3. Учение о понятии
  4. Учение о понятии
  5. Глава 5. Учение Павла
  6. Глава 4. Учение Иисуса
  7. § 1. Учение о государстве и праве
  8. Учение Шеллинга о категориях
  9. Учение о понятии
  10. 1.5. УЧЕНИЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ
  11. УЧЕНИЕ О ВЛАДЕНИИ
  12. 5. Учение Давида
  13. 3. Моисеево Учение
  14. 3. Политико-правовое учение Ф. Ницше
  15. ДИАЛЕКТИКА KAK УЧЕНИЕ 0 ЕДИНСТВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ