<<
>>

Универсальный закон развития

Эволюция чувственного мира происходит в соответствии с универ­сальным законом развития, который издавна был известен философии и наиболее отчетливо был сформулирован Гегелем при описании законо­мерностей диалектического мышления.

Согласно этому закону всякий предмет определяется сначала в своей общности, затем различается на множественность своих моментов и, наконец, через это различение са­мого себя замыкается в себе как целое. Гегель применял этот закон для описания процессов самопознания и саморазвития Абсолютного Духа. С этим нельзя согласиться, так как Абсолют извечно обладает всей пол­нотой внутреннего бытия, является простой и единичной субстанцией, и поэтому не может изменяться или развиваться. В какой-то степени можно говорить о развитии понятия только в сознании человека. В процессе диалектического мышления человеческий разум расчленяет, дифферен­цирует и проясняет смысл отдельных моментов целостного и неделимо­го по своей сути спекулятивного понятия и затем вновь соединяет их вместе в рамках того же самого понятия. Этим создается видимость развития понятия, хотя оно само не развивается, а происходит лишь про­цесс его последовательного уяснения человеком, который и подчиняется универсальному закону развития. Тем не менее три главные момента развития, в их логической общности установленные Гегелем, имеют ог­ромное эвристическое значение. Закон развития широко применяется в исследовании генезиса многообразных процессов и явлений, происходя­щих в природе и человеческом обществе.

Известный русский философ Вл. Соловьев провел глубокий содер­жательный анализ закона развития, вскрыл его универсальный характер и успешно применил его для описания исторического развития челове­ческого общества[122]. По мнению Соловьева, «развиваться в собственном смысле этого слова могут только организмы, то есть единые существа, содержащие в себе множественность элементов, внутренне между со­бою связанных»[123].

При этом не всякое изменение в организме образует его развитие. «Ряд изменений без известной исходной точки и продол­жающийся без конца, не имея никакой определенной цели, не есть раз­витие, ибо каждый член такого ряда за отсутствием общего начала, опре­деляющего его относительное значение, не мог бы быть определенным моментом развития, а оставался бы только безразличным изменением. Следовательно, развитие есть такой ряд имманентных изменений орга­нического существа, который идет от известного начала и направляется к известной определенной цели»[124].

По мысли Соловьева, «любое развитие предполагает наличие трех общих необходимых моментов, а именно: известное первичное состоя­ние, от которого оно начинается; другое известное состояние, которое есть его цель, и ряд промежуточных состояний, как переход или посред­ство. Общая формула, выражающая эти три момента, есть закон разви­тия... Первое состояние есть смешение или внешнее единство; здесь члены организма связаны между собой чисто внешним образом. В тре­тьем, совершенном состоянии, они связаны между собой внутренне и свободно по особенности своего собственного назначения, поддержива­ют и восполняют друг друга в силу своей внутренней солидарности; но это предполагает их предшествовавшее выделение или обособление, ибо они не могли бы войти во внутреннее, свободное единство как самосто­ятельные члены организма, если бы прежде не получили эту самостоя­тельность через обособление при выделении, что и составляет второй главный момент развития»[125].

Необходимость перехода от второго к третьему состоянию Соловь­ев усматривает в том, что «обособление каждого образующегося эле­мента неразрывно связано со стремлением исключить все остальные, уничтожить их как самостоятельные или сделать их своим материалом, а так как это стремление присуще каждому из элементов, то они и уравно­вешивают друг друга. Но простое равновесие было бы возможно только в том случае, если бы все образующие элементы были совершенно оди­наковыми, а этого в организме быть не может.

При совершенной одина­ковости элементов каждый мог бы получить от всех других только то, что сам уже имеет, причем не было бы решительно никакого основания к их тесному внутреннему соединению. В организме каждый член его имеет необходимое свое различие или особенность, и это приводит к такому состоянию, в котором каждый элемент уравновешивает все ос­тальные не как одна единица против других единиц, равных ей, а сооб­разно своему характеру и значению. Так в организме человеческом мозг или сердце имеют значение не как равные всем другим члены, а, сообраз­но своему особенному назначению, играют роль главных органов, кото­рым должны служить все другие для сохранения целостности всего орга­низма, а следовательно, и самих себя. Таким образом, необходимо получа­ется не механическое равновесие, а внутреннее органическое единство, которое и образует в своем полном осуществлении третий главный мо­мент развития»[126].

«Безразличие первого момента, — подчеркивает Соловьев, — есть только относительное, поскольку абсолютного безразличия не может быть в организме ни в каком его состоянии. Особенности образующих час­тей существуют и в первом моменте развития, но связанные, подавлен­ные элементом единства, которому здесь принадлежит исключительная актуальность. Во втором моменте, напротив, эта актуальность переходит на сторону отдельных членов, и сам прежний элемент единства является лишь как один из многих членов. Связующее же единство всех частей во втором моменте является лишь как отвлеченная сила или общий за­кон, который получает живую действительность и становится конкрет­ной целостностью в третьем моменте. Таков общий закон всякого раз­вития»[127].

Важнейшая мировоззренческая роль закона универсального разви­тия состоит в том, что в нем соединяются вместе два таких важных метафизических понятия как «развитие» и «организм», и эти понятия прилагаются не только к обычным живым организмам, но и ко всему миру как развивающемуся органическому целому. Отчетливое формули­рование универсального закона развития является одним из важнейших достижений философии, так как уяснение логического содержания поня­тия развития способствует формированию эволюционно-исторического мышления и закладывает в основание исследования метафизических принципов бытия объективный и глубоко научный метод.

<< | >>
Источник: Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства. 2007

Еще по теме Универсальный закон развития:

  1. Глава III. Наследование по закону § 1. Развитие института наследования по закону
  2. Законы экономического развития
  3. § 24. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие — источник развития научного знания
  4. Кондуктивность универсальных государств
  5. Модель универсальных банков
  6. § 59. Интернациональные формы закона стоимости и неравномерности экономического развития
  7. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА. «ЗАКОН СУДНЫй ЛЮДЕМ»
  8. Принцип исторического материализма - основной закон бытия и развития общества.
  9. 2.5. Природа универсальной силы “сознание” в нашем мире
  10. Природа универсальной силы «сознание» в нашем мире