Воспитание человеческой свободы
В христианстве свобода человека не противопоставляется Божественному предопределению. Наоборот, эти два понятия взаимосвязаны и дополняют друг друга, поскольку задача достижения и осуществления человеческой свободы органически входит в замысел Бога о человеке.
Если бы человек правильно пользовался своим даром свободы и всегда поступал по воле Божией, то он мог бы помочь Богу в деле созидания мира и достижения своей собственной истинной свободы. Но человек по своему неразумию часто нарушает волю Бога и тем самым создает препятствия к осуществлению Божественного замысла. Поэтому Бог терпеливо воспитывает человека через внушения, испытания, наказания и постепенно приводит его к осознанию необходимости подчиниться Своей воле, а затем и к обретению им актуальной свободы в Боге.
Необходимым условием спасения человека и достижения им Божественной свободы является свободное подчинение воли человека Богу. Поэтому Бог создал человека свободным поступать по своей воле и одновременно с этим дал ему заповедь послушания.
В этом и состоит предопределение Божие о человеке. Но Бог, Которому «ведомы... от вечности все дела Его» (Деян. 15, 18), знал, что первый человек не сможет выполнить эту заповедь, ибо он не обладал еще совершенным разумом и не мог правильно воспользоваться своей свободой. Апостол Павел пишет: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 13-14). Первозданный Адам обладал свободой воли, но не был свободным в выборе добра и зла. «Человек был дитя, так как не имел совершенного разума. Поэтому он и был легко обольщен обманщиком, и ему необходимо было, возрастая, достигать совершенства»*. По словам св. Григория Нисского, «дерево познания добра и зла само по себе не было плохим, о чем учит и Писание, утверждая, что все дела Божии весьма хороши»[199]. Св. Григорий Богослов также утверждает, что это дерево «было хорошо для употребляющих его плоды своевременно, но не хорошо для простых еще и для неумеренных в своем желании, подобно тому как и совершенная пища не полезна для слабых и требующих молока»[200]. Вкушение плодов с запретного дерева позволило человеку опытным путем через искушения приучить чувства к различению добра и зла и через это встать на путь совершенства, о котором Господь говорит нам: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).Господь предвидел падение человека и «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (Деян. 14, 16). Св. Григорий Богослов пишет: «Нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу, — дана не потому, что Бог не знал будущего, но потому, что Он постановил закон свободы»[201]. Этой заповедью было положено начало
воспитания в человеке свободного служения Богу. Только вкусив с дерева познания добра и зла и пройдя испытания, человек становится действительно свободным в выборе между правдой и ложью. Познание добра и зла — это долгий и трудный путь развития человека от свободы выбора к свободному выбору служения Богу. Предопределение Божие о свободе человека в полной мере осуществилось только в Иисусе Христе, Который отверг Свою собственную волю и полностью подчинил ее воле Бога. Его человеческая воля всегда следовала и желала того, что желала воля Божественная. У ветхого Адама воля была свободной, но неразумной, а у Нового Адама, Иисуса Христа, она стала свободной и разумной. Неразумная воля — это произвол, грех и рабство греху, а воля разумная — это свобода от греха и истинная свобода в Боге.
Возрастание человека от состояния младенчества, вынуждающего его постоянно выбирать между добром и злом, к совершенному состоянию, при котором человек свободно и сознательно выбирает добро и безоговорочное служение Богу, предопределено Богом, заложено в самой идее создания мира и человека. Бог, уважая свободу человека, позволяет ему в определенных границах проявлять свою волю.
Но поскольку человек не обладает еще достаточным разумом, Бог контролирует проявления этой свободы и не допускает того, что не служит на пользу человеку. Апостол Павел пишет: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2, 13). Это не означает, что Бог полностью лишает человека возможности желать и действовать самостоятельно. Наоборот, Он попускает людям совершать ошибки и падения для их воспитания и большего усовершенствования. Бог применяет разнообразные способы воспитания людей, подобно тому как человеческие родители применяют всевозможные методы и приемы воспитания детей, обладающих разным характером, темпераментом, природными наклонностями. Если среди людей есть необыкновенно талантливые педагоги, которые могут исправить даже самых трудных в воспитании детей, то несравненно большими способностями и возможностями к этому обладает всемогущий Бог. Поэтому можно с уверенностью предполагать, что свободная воля людей не сможет нарушить Божественное предопределение, и Бог всех праведных людей приведет к единству с Собой и обретению ими истинной свободы в Боге. «Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповеды- вать Бога» (Рим. 14, 11).Предопределение Божие не следует понимать как строго установленное механическое действие. Существует конечная цель развития мира и человека — формирование единого организма Бога, в котором все члены его будут едины с Богом и друг с другом, и в котором все люди будут свободно и беспрекословно выполнять волю Бога. Эта цель, безусловно, будет достигнута. Но в процессе развития человечества ход событий может так или иначе, изменяться в зависимости от поступков людей и соответствующих воспитательных действий Бога. На начальных этапах эволюционного развития человек еще не очень сильно отличается от окружающей его природы, и его желания и поступки должны строго контролироваться Богом. В это время Бог вмешивается в волевые действия человека и заставляет его мыслить и поступать так, чтобы это приводило к его воспитанию, освобождению от рабства греху и делало его более свободным.
Человек сотворен свободным, и свобода дается ему сразу же при сотворении, но правильно пользоваться своей свободой он может только по достижении совершенного разума. Бог как бы говорит человеку: «Ты свободен, но, так как ты еще мал и не знаешь, как правильно пользоваться этой свободой, Я поведу тебя верным путем. Иди по нему, держась за Меня, учись, расти, и как только ты станешь взрослым и разумным, Я отпущу твою руку, и ты будешь таким же свободным, как и Сам Я». Есть свобода воли как свобода потенциальная, и есть истинная свобода в Боге как свобода актуальная, а между ними находится предопределение Бо- жие, направляющее человека от свободы несовершенной к свободе совершенной. Таким образом, предопределение Божие не только не умаляет свободы человека, но, наоборот, обеспечивает ее полное осуществление.
Воспитание свободы — это, прежде всего, воспитание разума. Смысл истинной свободы человека заключается в том, чтобы отказаться от своей собственной воли и подчинить себя воле Бога. Воля человека становится по настоящему свободной только в том случае, если он научится поступать разумно в соответствии с истиной, а не по неразумному греховному желанию или страсти. Господь говорит: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин/8, 32).
На пути к Божественной свободе человек проходит несколько последовательных степеней свободы: свобода воли, свобода как осознанная необходимость, абсолютная свобода в Боге.
Первая степень свободы — это свобода воли. Она дана человеку при его сотворении и составляет залог и основание будущей абсолютной свободы человека в Боге. Но в начале эволюционного развития человека свобода воли была лишь потенциальной. Люди, подчиненные греху и физической необходимости, были бесконечно далеки от абсолютной Божественной свободы, сущность которой состоит в том, чтобы вне всякой зависимости, необходимости или ограничения самому во всем определять свое бытие. Первые люди, обладая ограниченным разумом, обычно пользовались предоставленной им свободой произвольно и неправильно.
Они обладали свободой выбора, но свобода выбора есть удел несовершенного человека, потому что выбирать может только тот, кто не знает истины. Человек знающий и следующий истине не стоит перед проблемой выбора, так как он всегда поступает однозначно и правильно.Развитие познания способствует достижению следующей степени свободы — свободы как осознанной необходимости. Человек начинает понимать, что он подчинен законам духовного и эмпирического мира и должен их неукоснительно соблюдать для того, чтобы достигнуть полной, абсолютной свободы. Такой человек объективно еще далеко не свободен, но он уже далек и от той неразумной свободы воли, когда желал и действовал произвольно, не понимая истинного смысла своих поступков. Теперь человек хорошо осознает свою несвободу, причину ее и знает, что для достижения реальной свободы следует неукоснительно соблюдать закон необходимости. При этом происходит внутреннее духовное освобождение человека и остается только физическая необходимость.
По мере развития человечества и приближения его к Богу степень свободы человека все больше увеличивается. Высшее проявление свободной воли человека, ведущее его к абсолютной свободе, состоит в полном отвержении своей воли и исполнении воли Бога. Если человек преуспеет в этом, то в конце истории он соединится с Богом в Иисусе Христе и будет обладать всей полнотой духовной, физической, творческой свободы. И тогда прекратится действие предопределения Божия, поскольку человек сам станет богом и соучастником Божественной жизни.
Таким образом, в процесс воспитания человека происходит постепенное согласование желания и воли человека с желанием и волей Бога. Вначале желание и воля человека и Бога не совпадают. Затем человек желает свое, но добровольно исполняет желание Бога. В завершение желание и воля Бога и человека становятся едиными. Бог делает все возможное для спасения человека, но окончательный выбор принадлежит самому человеку. До тех пор, пока человек не достигнет совершенного разума и полной свободы выбора, он не подлежит окончательному суду. Но, познав истину, человек принимает на себя полную ответственность за свои поступки, и тогда он должен сам свободно выбрать путь спасения с Богом или путь погибели без Бога.
Еще по теме Воспитание человеческой свободы:
- Свобода и смысл человеческого существования
- 12.4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Формы правового воспитания
- Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях Комментарий к статье 5.26
- Свобода предпринимательства и регулируемый рынок Свобода и ответственность личности
- Свобода мысли и слова, свобода массовой информации являются элементами конституционного статуса личности
- Думается, что поскольку в демократических государствах признается и гарантируется свобода информации и свобода слова
- Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера (ст. 314 УК РФ)
- § 4. Правовое воспитание
- § 2. Экономические права и свободы человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод
- Основы свободы: взаимоотношения свободы и фундаментализма
- § 5. Правовое воспитание
- § 7. Правовое воспитание
- § 3. Правовое воспитание
- 20.3. Правовое воспитание
- 14.4. Правовое воспитание: понятие, содержание, цели
- 1. СВОБОДА ЯК ЕКЗИСТЕНЦІАЛ ТА ЕКЗИСТЕНЦІЙНА СВОБОДА
- 5. Правовое воспитание: теория и практика
- Глава 31. Воспитание характера
- ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ
- Тема 3. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ