Воспитание добра :
После грехопадения Адама мир лежит во зле, и количество зла в мире постоянно возрастает. Если бы разрушительной силе зла не была поставлена абсолютно неприступная преграда, то зло могло бы окончательно разрушить мир.
Бог в процессе домостроительства регулирует соотношение добра и зла в мире и постепенно ведет мир к искоренению зла и утверждению добра. Осуществляется это с помощью нескольких взаимосвязанных процессов: разделение добра и зла между собой, уничтожение избытка зла в мире и сохранение доброго «остатка». Этот аспект домостроительной деятельность Бога можно назвать воспитанием добра.Путь человечества на земле — это путь познания добра и зла. Научившись различать добро и зло, пройдя через искушения и испытания, человек, достигший совершенства, должен сознательно и добровольно отвергнуть зло и выбрать безусловное добро. В начале этого пути познание добра и зла затруднялось тем, что в сознании человека добро и зло были смешаны друг с другом, и он не осознавал вполне своего греха.
Для того чтобы человек мог понять разницу между добром и злом, необходимо было эти два понятия отделить друг от друга и показать человеку их принципиальное отличие. Для этого Бог дал человеку закон, потому что «где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4, 15). «И до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5, 13). Закон помог человеку обнаружить в себе грех. Апостол Павел пишет: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил» (Рим. 7, 7- 9). Через закон к человеку пришло осознание греха, и таким образом «умножилось преступление» (Рим, 5, 20). «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим, 5, 20), потому что человек увидел отчетливо свой грех и свое преступление и по природной склонности души начал стремиться к праведности и добру.Но «делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть» (Рим. 3, 20). Человек, стоящий под законом, остается подчиненным власти греху и дьяволу, и поэтому, даже если он осознает зло и пытается идти по пути добра, не может сам освободиться от греха и смерти. Апостол Павел от лица ветхозаветного человека говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19-20). Таким образом, закон ярко высветил грех и поставил человека перед осознанным выбором добра или зла. Но поскольку «закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, а по духу» (Рим. 8, 3-4). После воплощения Сына Божия, Иисуса Христа, на смену закона пришла спасительная благодать Нового Завета. Апостол Павел пишет: «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» (Рим. 7, 4). «Грех, — говорит апостол Павел, — не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6, 14). Заповеди, которые дал Христос верующим в Него, не только помогают лучшему различению добра и зла, но и ставят человека перед необходимостью более решительного выбора между тем и другим. Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 34-35). Это означает, что после пришествия Христа разница между добром и злом становится настолько ясной и понятной, люди не могут уже больше оставаться в состоянии неопределенности. Они должны сознательно выбрать одно из двух: принять Бога и свое спасение или, наоборот, отказаться от Него.
Бог в процессе домостроительства не только раскрывает и проясняет для человека различие между добром и злом, но и производит определенные воспитательные действия, направленные на повышение «концентрации» добра в мире и приготовление человечества к принятию Бога. «История Ветхого Завета, — пишет В. Лосский, — это история избраний, связанных с последующими падениями. На протяжении этой истории Бог отвергает или даже уничтожает большую часть человечества, несущего в себе зло и спасает некий «остаток», который через это достигает все большей чистоты и праведности»[216].
По мысли В. Лосского, первым падением после утраты рая было убийство Авеля Каином. Бог проклял Каина и положил Себе другое семя в Сифе, потомки которого начали призывать имя Господа Бога (Быт. 4, 25-26). Следующее падение и избрание следует связывать с таинственным общением между ангелами и людьми, в результате которого появляются исполины. Это были «сильные, издревле славные люди» (Быт. 6, 1- 4). Но они постепенно развратились и отпали от Бога. «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5). Тогда навел Бог на землю потоп и погубил все человечество, за исключением семейства Ноя как некоего доброго «остатка». «Ной же обрел благодать пред очами Господа», ибо он «был человек праведный и непорочный в роде своем» и «ходил пред Богом» (Быт. 6, 8-9). Ной спасает человечество и все земное творение, обеспечив продолжение их существования. После потопа Бог заключает с человечеством космический союз, который стабилизирует земную вселенную; знамением этого завета становится радуга, таинственный, светозарный мост, соединяющий небо и землю[217].
«Новое падение, — пишет В. Лосский, — совершается с построением Вавилонской башни. Вавилонская башня — это узурпаторский порыв безбожной цивилизации, единство только человеческое в своем чисто земном вожделении завоевать небо... Единство без Бога влечет за собой справедливую кару: рассеяние вдали от Бога.
Тогда рождается разноязычие, хаос «наций». Но Бог использует даже само зло, отвечая на падение избранием. Из этих народов Он избирает Себе один еврейский народ, получивший свое имя от Евера, одного из потомков Сима. Это избрание достигает своей кульминационной точки в союзе с Авраамом, в котором возвещается слава потомства более многочисленного, чем звезды небесные. Но Авраам должен быть испытан в самом своем уповании для того, чтобы оно могло совершенно исполниться. Повеление принести в жертву наследника обетования Исаака требует веры вне всякой логики, послушания безусловного. Во время восхождения на гору Мориа Авраам отвечает на вопрос Исаака: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22, 8). И когда в последний момент Бог действительно заменяет человеческую жертву овном, мы понимаем, что каждый раз, когда человек бывает послушным, Бог приготовляет Божественного Агнца — Христа. Может ли Он не дать Собственного Своего Сына, когда человек отдает своего? История Ветхого Завета — это не только история прообразов спасения, но и история отказов и согласий человека. Спасение приближается или отдаляется в зависимости от того, готов ли человек его принять... Провидение не односторонне, Оно считается с ожиданием и зовом человека. Божественная педагогика подвергает человека проверке, испытывает его намерения»[218].«Избрание Израиля, — пишет далее В. Лосский, — утверждается новым союзом — законом. Закон, или обязательства, запечатленные в письменной форме, которым должен подчиняться избранный народ, сопровождается Божественными обетованиями, которые непрестанно уточняются пророками... Круг избраний медленно сужается: в Израиле — колено Иудино, в колене Иудином — дом Давида. Так растет древо Иесеево до последнего и высочайшего избрания Пречистой Девы. Это избрание было возвещено Марии архангелом Гавриилом. Но Мария могла свободно согласиться или отказаться. Вся история мира, все свершение Божественного смотрения зависело от этого свободного ответа человека.
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Смиренное согласие Девы позволило Слову стать плотью... Все, чего ждал Бог от падшего человечества, осуществилось в Марии: личная свобода раскрыла, наконец, свою человеческую природу, свою плоть для необходимого дела спасения. Второе лицо Пресвятой Троицы смогло вступить в историю, не мощно в нее вторгаясь, ибо тогда человек остался бы лишь орудием, но через то согласие, которым многовековая Божественная педагогика была, наконец, вознаграждена. Пречистая Дева, в Которой совершилась вся ветхозаветная святость, смогла предложить любви Божией чистое вместилище Своей плоти. Ее предки, благословенные Богом и очищенные законом, принимали Слово в Духе. Она же смогла вместить Само Словотелесно. Родив Божественное Лицо, Которое восприняло Ее человечество, Она поистине стала Матерью Божией»1. Этим достигает своего завершения ветхозаветная святость Израиля.
После пришествия Христа мир продолжает «лежать во зле», но людям дана новая заповедь «любить друг друга». Несмотря на умножение зла в мире, человек должен научиться побеждать зло добром. В этом состоит особая миссия христианства. Иисус Христос победил зло и повернул мир от разделения и самости к соединению всех людей в единый Божественный организм. Он создал на земле Церковь, которая, противостоит мировому злу. Мир все еще движется по пути разделения, а Церковь собирает и объединяет людей в вере и любви. Это противостояние мира и Церкви нарастает и достигнет предельного напряжения в последние дни, во времена антихриста. После второго пришествия Христа этот мир разрушится, и святые праведники, члены земной воинствующей Церкви, претерпевшие до конца в жестоком противостоянии злу, войдут в небесную торжествующую Церковь Христову и вместе с Ним явят новый мир, в котором не останется абсолютно никакого зла, и будут вечно пребывать добро и любовь.
Еще по теме Воспитание добра ::
- 12.4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Формы правового воспитания
- Беэансон А.. Извращение добра.2002, 2002
- Понятия добра и зла в этике. Зло и грех
- Извращение добра
- 3-1. Дуализм добра и зла
- 5.3. В чем божественность постижения добра и зла?
- В чем божественность постижения добра и зла?
- 4. Золотое правило в “Оправдании добра” В.С. Соловьева
- Из постоянного делания добра вырастает добродетель.
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ СОЛОВЬЕВ, или ИЗВРАЩЕНИЕ ДОБРА
- § 4. Правовое воспитание
- § 7. Правовое воспитание
- § 3. Правовое воспитание
- § 5. Правовое воспитание