<<
>>

7.4. Брак

Брак – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный для создания семьи и порождающие взаимные права и обязанности супругов. Римляне рассматривали брак как фактическое состояние вещей, как юридическую сделку.

Цель брака – воспроизводство законных детей, становившимися наследниками отца. Право на брак – это возможность взять законную жену.

Заключение браков рассматривалось римлянами как важное государственное дело. О необходимости заключения браков обратился к римскому народу цензор Метелл Нумидик: «Если бы возможно было обойтись совсем без жен, мы избавились бы от этого зла; но так как установлено природой, что нельзя ни счастливо жить с ними, ни обойтись без них, то следует более иметь в виду сохранение нашего рода, чем преходящие радости».

Брак возникал при наличии сожительства и супружеской любви, а при отсутствии одного из этих условий брак прекращался. Притворный брак не имел никакой силы и считался фиктивным.

Основным моментом заключения брака являлся торжественный увод невесты в дом мужа.

Супружеская любовь выражалась в намерении супругов проживать вместе, в едином браке («жить полной общности жизни, сливаясь в божественном и человеческом праве»). Длительное отсутствие супруга (выполняющего, допустим, государственные поручения) не прерывало брак. Брак создается не сожительством, но согласием, говорили римские юристы.

Жена называлась матерфамилиас, дети обязаны были ее уважать. Цицерон утверждал, что звание матерфамилиас давалось жене лишь в строгом браке. Жена обязана была поддерживать порядок в доме, невыполнение этой обязанности могло привести к разводу или наложению штрафа на нерадивую супругу. Бесчестие жены падало на мужа, и, наоборот, положение мужа в обществе распространялось на жену.

Жена должна относиться к мужу с глубоким почтением и оказывать ему всяческие услуги.

На праздновании богини Доброй женщины покрывали шатер виноградными лозами, у ног богини помещалась священная змея. Мужчинам запрещалось присутствовать на празднике, все религиозные обряды совершали женщины. Место проведения праздника – дом консула или претора, все мужчины должны были покинуть здание. В год избрания Цезаря претором праздник проходил в его доме. На празднество решил тайно проникнуть, чтобы повидаться тайно влюбленный в супругу Юлия Цезаря, Помпею некто Клодий. Он не имел бороды и рассчитывал пробраться незамеченным, переодевшись в женское платье, но грубый голос выдал его. Утром весь Рим узнал о происшествии. Хотя отсутствовали доказательства измены жены, Цезарь мгновенно развелся с Помпеей. На вопрос, почему он так поступил, последовал ответ: «На мою жену не должна падать даже тень подозрения».

Неверным будет считать положение жены как невыносимое, а отношение к ней мужа только жестоким. Супругов объединяла любовь и верность. Плутарх, рассказывая о жене Брута – Порции, приводил в пример следующий случай. Пытаясь узнать печаль и беспокойство своего супруга, Порция нанесла себе ножом большую рану и обратилась к мужу: «Брут, я дочь Катона и вошла к тебе в дом не как наложница, не для того только, чтобы делить с тобой ложе и стол, но чтобы участвовать во всех твоих радостях и несчастиях…».

Хотя женщина была в подчиненном положении по отношению к мужчине, в семье она занимала почетное положение, не несла тяжелых работ, лежавших на рабах, а только надзирала и занималась пряжей – почетным и почти обязательным для нее делом.

В ходе развития римского права правовое положение женщины улучшается. Мать семейства, почитаемая рабами и детьми, пользовалась уважением своего мужа, стала хозяйкой своего дома… Матерфамилиас могла уже приносить в жертву богам, как сам домовладыка, богам – ларам, контролировала домашнюю работу рабов; руководила воспитанием детей…А во времена империи женщины высшего общества уже открыто вмешиваются в политические интриги, проявляя при этом свойственные им хитрость и упорство.

Женщины имели право создавать свои общества, так же как и мужчины. Одно из таких обществ имело название «общество для распространения стыдливости». Во время выборов женщины активно участвовали в агитации.

Супругов нельзя было принудить к даче показаний друг против друга. Незамужней женщине разрешалось легально заниматься проституцией.

Существовало несколько видов брака: кум ману (строгий брак), сине ману (нестрогий брак) и внебрачный союз – конкубинат.

<< | >>
Источник: Суверов Е.В.. Римское право: учебное пособие . 2009

Еще по теме 7.4. Брак:

  1. § 44. Брак
  2. § 2. Брак
  3. Брак
  4. § 21. Брак (nuptiae)
  5. § 5. Брак и семья
  6. 3.1.1. Вступление в брак
  7. § 5. Брак и семья
  8. 7.5. Условия вступления в брак
  9. Брак, отношения между супругами
  10. Брак, отношения между супругами
  11. БРАК И СЕМЬЯ B САЛИЧЕСКОй ПРАВДЕ
  12. БРАК И СЕМЬЯ B ХЕТТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
  13. Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак