<<
>>

Глава 23 ЛЕГАТЫ И ФИДЕИКОМИССЫ

§ 90. Понятие и виды легатов

271. Понятие легата. Выше уже было указано, что наряду с назначением наследника в завещании могли содержаться отказы: распоряжения о выдаче наследником известных сумм или вещей определенным лицам, о выполне­нии наследником определенных действий в пользу третьих лиц.

Таким обра­зом, создавалось сингулярное преемство, т. е. преемство в отдельных правах наследодателя без возложения на преемника каких бы то ни было обязанно­стей. Отказ действителен, только если наследственные долги покрыты.

Древнейшей формой отказов были так называемые легаты. В старом ци­вильном праве легаты были подчинены целому ряду формальностей: они могли быть установлены только в завещании; исполнение их возлагалось на назначенного в завещании наследника. Возложить легаты на наследника ad intestate было невозможно, ибо завещание было недействительно без heredis institutio.

272. Виды легатов. Легат должен был быть установлен в одной из опреде­ленных четырех форм, каждая из которых создавала и особое правовое поло­жение легатария:

(1) Legatum per vindicationem, который устанавливался обыкновенно сло­вами «do, lego», напр.: «Lucio Titio hominem Stichum do, lego».

В такой форме устанавливалось в пользу легатария право собственности на определенную вещь или сервитут, которые возникали для легатария непосредственно в мо­мент принятия наследства наследником, так что легатарий мог немедленно предъявить rei vindicatio (при установлении сервитута — actio confessoria), от­куда и название легата.

(2) Legatum per damnationem, который устанавливался словами: «Heres meus Lucio Titio centum dare damnas esto» и возлагал на наследника обязан­ность исполнить то, что было отказано. Легатарий мог осуществить свое пра­во при помощи manus iniectio, позднее при помощи actio ex testamento.

(3) Legatum sinendi modo, невидимому, разновидность legatum per damna­tionem: наследник обязан был не мешать легатарию взять то, что последнему было отказано.

(4) Legatum per praeceptionem, природа которого не ясна, но который ча­ще всего считают разновидностью legatum per vindicationem.

В императорское время формализм установления легатов был ослаблен. Senatusconsultum Neronianum (I в. н. э.) установил, что в случае ошибки в вы­боре формы легат будет иметь силу legatum per damnationem. Наконец, после того, как отпали установленные выражения для institutio heredis, были отме­нены и перечисленные выше формы установления легатов.

§ 91. Фидеикомиссы

273. Понятие фидеикомисса. В период империи сложились и другие фор­мы отказов — fideicommissa. Они развились из ненормальных словесных или письменных просьб, с которыми наследодатель нередко в самый момент смерти, обращался к наследнику, выполнить что-либо или выдать что-нибудь какому-нибудь лицу. Первоначально такие просьбы не имели юридической силы, наследодатель обращался только к fides, т. е. чести наследника, но со времен Августа лицо, которому что-либо было отказано в форме такого fideicommissum, получало право в экстраординарном порядке предъявлять fideicommissi persecutio, которая в дальнейшем, с установлением экстраординар­ного процесса, почти слилась с actio testamenti.

274. Легаты и фидевкомиссы. Фидеикомисс имел ряд значительных пре­имуществ по сравнению с легатом: он мог быть возложен и на наследника по закону, мог быть установлен и ранее и позже завещания, в качестве приложе­ния к нему. Никакой обязательной формы для него первоначально не было. Чаще всего он устанавливался при помощи codicillus, письма на имя наслед­ника. Clausula codicillaris нередко включалась и в завещание на случай его не­действительности по причине формальных погрешностей; наследник по за­кону призывался рассматривать завещание, как обращенный к нему кодицилл.

Ввиду того, что легаты и фидеикомиссы постепенно сближались как в форме, так и в материальных условиях действительности, Юстиниан объеди­нил их указом 529 г., установив, что всякий легат, как и всякий фидеикомисс создает для лица, в пользу которого он установлен, обязательственное требо­вание к наследнику, обеспеченное законной ипотекой на наследственное имущество.

Если была отказана определенная принадлежавшая наследодателю вещь, она могла быть виндицирована легатарием или фиде и комиссаром. Другой указ Юстиниана 531 г. окончательно подтвердил слияние легатов и фидеикомиссов. В то же время, ввиду того, что кодицилл стал часто заменять завещание, Юстиниан подчинил его некоторым требованиям формы: он дол­жен был совершаться в присутствии пяти свидетелей.

275. Универсальный фидеикомисс. В форме фидеикомисса было возможно отказать и все наследство. Такой fideicommissum hereditatis (универсальный фидеикомисс) заключался в том, что на фидуциария возлагалась обязанность передать другому лицу, фидеикомиссарию, все наследство, и если первона­чально ответственным перед кредиторами наследодателя оставался фидуциарий, то постепенно и это изменилось: после restututio hereditatis, т. е. заявления фидуциария о том, что он передает наследство фидеикомиссарию, фидуциарий сохранял только звание наследника, а все права и обязанности наследодателя переходили на фидеикомиссария. Ему и против него предоставлялись соответствующие иски в качестве actiones in factum. Для того же, чтобы фццуциарий отказом от наследства не парализовал и прав фидеикомиссария, на фидеикомисс, с одной стороны, была распространена quarta Falcidia (п. 278), а с другой стороны, фидуциарий мог быть extra ordinem принужден к принятию наслед­ства, причем он терял право на quarta Falcidia. § 92. Ограничения свободы назначения легатов и фидеикомиссов

276. Основание ограничений. Понятно, что если полная свобода завеща­ния нарушает интересы наследников по закону, вследствие чего и возник ин­ститут необходимого наследования, то полная свобода отказа нарушает инте­ресы наследника по завещанию, ибо весь актив наследственной массы может быть распределен между легатариями. Очевидно, что в таких случаях наслед­ник не заинтересован в принятии наследства и с отказом его от наследства те­ряет силу и все завещание в целом, в частности, отказы. Для того, чтобы обес­печить силу завещаний, свобода отказов была ограничена.

277. Первоначальные ограничения. Первый направленный на это ограни­чение закон lex Furia testamentaria (неизвестного года издания, но вероятно относящийся к периоду республики) запретил принимать отказы более 1000 ассов. Получавший более обязан был вернуть сумму в четыре раза большую. Очевидно, что этот закон не достигал цели: можно было исчерпать наследст­во и отказами сумм, не достигавших 1000 ассов. По той же причине был не­удовлетворителен второй закон lex Voconia 169 г. до н. э. по которому легатарий не мог получить больше наследника.

278. Фальцидиева четверть. Наконец, lex Falcidia 40 г. до н. э. установи­ла, что наследнику, назначенному в завещании, во всяком случае должна бы­ла быть оставлена без обременения ее легатами 1/4 наследства, так называе­мая quarta Falcidia.

<< | >>
Источник: Перетерский И.О. Новицкий И.Б. РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО. 2000

Еще по теме Глава 23 ЛЕГАТЫ И ФИДЕИКОМИССЫ:

  1. Глава V. Легаты и фидеикомиссы § 1. Понятие и виды легатов
  2. Глава 23 ЛЕГАТЫ И ФИДЕИКОМИССЫ
  3. § 92. Ограничения свободы назначения легатов и фидеикомиссов
  4. 10.4. Фидеикомисс
  5. § 91. Фидеикомиссы
  6. § 2. Фидеикомиссы
  7. 10.3. Легат
  8. § 4. Ограничения легатов
  9. § 3. Порядок приобретения легатов
  10. §7. Легати і фідеїкоміси
  11. § 90. Понятие и виды легатов
  12. Впервые в Гражданском кодексе отдельная глава посвящена осуществлению и защите гражданских прав - глава 2.
  13. § 2. Глава государства
  14. § 2. Глава держави
  15. Глава IV. О совете сословия
  16. Глава 9 Профессиональный стресс
  17. Глава не для всех