<<
>>

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Институции Гая

Книга первая

О гражданском праве и естественном

1. Все народы, которые управляются законами и обычаями пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: и так, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским, как бы собственным правом, свойственным самим гражданам.

А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются все народы. Таким образом и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям.

2. Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов.

3. Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили.

Плебс же отличается от народа тем, что словом народ обозна-чаются все граждане включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот почему то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензиев, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами.

4. Сенатское постановление есть то, что Сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона.

5. Указ императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом.

6. Эдикты суть постановления и предписания тех сановников, которые имеют право их издавать.

Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам римского народа; самое важное значение, однако в этом отношении, имеют эдикты двух преторов - городского и иностранного, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам курульных Эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют квесторы.

7. Ответы законоведов - это мнения и суждения юристов, которым позволено было установлять и творить право.

О разделении права

8. Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам. Прежде всего рассмотрим значение лиц.

9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободны, или рабы.

10. Далее, из свободных людей одни - свободнорожденные, другие вольноотпущенные.

11. Свободнорожденные суть те, которые родились свободными; вольноотпущенные - это те, которые отпущены на волю из законного рабства.

Об иностранцах, покоренных с оружием в руках

17. … лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, т.е. или посредством vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания - то такое лицо признается римским гражданином. В случае если одного из этих условий не достает, то оно будет латином.

О собрании совета

23. Однако Юниев закон не позволяет им (латинам) ни самим составлять завещаний, ни приобретать по завещанию, ни назначать их в завещании опекунами.

24. Ежели мы сказали, что они не могут приобретать по завещанию, то это следует так понимать, что они не могут непосредственно получать ни наследства, ни отказа. Впрочем они могут приобретать посредством фидеикоммисса.

25. Те же, которые причисляются к покоренным, никоим образом не могут ничего приобре-тать по завещанию, как каждый иностранец; и по мнению большинства юристов они не могут также составлять завещания.

О способах приобретения латинами римского гражданства

42. … закон Фуфия Каниния установил: известные пределы при отпущении рабов на волю по завещательному объявлению.

43. И так, тому, у кого более двух и не более десяти рабов, дозволяется отпускать на волю половину этого числа; тому же, у кого будет более 10 и не более тридцати рабов, дозволяется отпускать на волю не более трети этого. Имеющий опять от 30 до 100 рабов, может по усмотрению отпустить на волю четвертую часть рабов. Наконец тому, кто располагает от ста до пятисот рабами, дозволяется освободить пятую часть рабов. Большее число не принимается в расчет, но закон предписывает, чтобы никто не имел права отпускать на волю более сотни, а если кто имеет всего только одного или двух рабов, то закон по отношению к нему ничего не определя-ет, и вследствие этого ему предоставляется возможность отпускать по усмотрению на волю.

48. Следует другое деление в праве лиц. Именно, одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву.

49. Из подвластных опять одни находятся под властью отца, другие – под властью мужа, третьи – в кабальной зависимости от другого.

52. Итак под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину.

53. Но в настоящее время никому из подданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать с своими рабами без законной причины.

55. Равным образом под нашею властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право это есть особенность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую мы имеем.

56. Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало ius connubii (т.е.

признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как соnnubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражда-нами, но состоят также во власти отца.

58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака.

58а. С другой стороны, и не на всякой свободной женщине позволено нам жениться; ибо от брака с некоторыми женщинами надлежит воздержаться.

59. В самом деле, браки не могут быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственной связи.

76. Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским гражданином и такою иностранкой, с которою существовало ius connubii, как мы это и прежде сказали, считался законным, и тогда дитя от этого брака было римским гражданином и находилось во власти отца.

82. ... От рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и наоборот, от свободной и раба рождается свободное дитя.

89. Но естественным требованиям и соображениям решено, что, если рабыня зачнет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то дитя рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются. Поэтому они считаются свободными, если рождаются от свободной, и безразлично, от кого мать зачала их, когда еще была рабыней. Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия.

97. Однако ж, не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, коих мы усыновляем.

98. Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора.

99. Властью народа можно усыновлять тех, которые пользуются правовою независимостью; этот вид усыновления называется аггоgаtio, потому что и того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, спрашивают, желает ли он этому подвергнуться; спрашивается и народ, одобряет ли он это усыновление.

Властью сановника усыновляем тех, которые состоят под отеческою властью, все равно, занимают ли они первую степень нисходящих, каковы сын и дочь, или дальнейшую, каковы внук и внучка, правнук и правнучка.

104. Женщины же ни в каком случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.

109. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

110. Итак некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею.

111. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою; сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери. Поэтому законом XII таблиц постановлено, что если какая-нибудь женщина не захочет таким образом вступить во власть мужа, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи сряду и таким образом прерывать ежегодное давностное владение. Но все это право частью уничтожено законодательным путем, частью исчезло вследствие неприменения.

113. Что касается “купли”, то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи; в присутствии не менее 5 свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит.

116. Остается сказать о том, какие лица могут находиться в кабале.

117. Итак все свободные лица, мужского ли они, или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов.

118. То же самое применяется к тем лицам, которые находятся во власти мужа.

119. Манципация состоит, как мы и выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения собственности свойственна тоже римским гражданам и совершается следующим образом.

Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: “Утверждаю, что этот раб по квиритскому праву принадлежит мне, и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов”; затем он ударяет этим металлом об весы и передает его, как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли.

124. Рассмотрим теперь, каким способом подвластные освобождаются от этой власти.

127. Те же, которые состоят под властью отца (восходящего), делаются самовластными по его смерти. Но это допускает различие: именно, со смертью отца сыновья или дочери во всяком случае делаются самовластными, а по смерти деда внуки или внучки не всегда делаются самовластными, но лишь в том случае, если они по смерти деда не подпадают под власть своего отца.

128. Так как тот, кто за какое-либо преступление по Корнелиеву закону изгоняется из пределов отечества теряет права римского гражданства, то из сего следует, что дети перестают быть в его власти, как если бы он умер, так как таким наказанием он исключается из числа римских граждан, ибо несогласно с разумным основанием права, чтобы человек иностранец имел в своей власти римского гражданина. По той же причине, если находящийся под властью отца будет изгнан из отечества, то он перестает быть во влаcти родителя.

129. Поэтому, если восходящий попал в плен к неприятелю, то, хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу ius postliminii, по которому возвратившиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы).

131. В прежнее время, когда римский народ основывал колонии в латинских землях, (то и) тот, который по приказанию отца отправлялся в колонию, переставал быть во власти, так как потерявшие таким образом римское гражданство, становились гражданами другого государства.

132. Кроме того дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации (освобо-ждения из-под отцовской власти). Но сын только после троекратной эманципации, прочие же дети, мужского ли они пола или женского, освобождаются совершенно из-под отеческой власти после однократной эманципации.

137. Женщины, которые находятся в супружеской власти, подобно тому как и дочери, остающиеся под родительской властью, освобождаются от этой зависимости или вследствие смерти того, во власти которого они находятся, или по изгнании его из пределов отечества.

137а. Точно также через мнимую продажу в кабалу женщины выходят из-под власти мужа и, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются самовластными.

138. Так как те, которые находятся в кабале, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания.

142. Перейдем теперь к третьему (ср. 9 и 48) разделению лиц. Именно, из тех лиц, которые не находятся ни в родительской, ни в супружеской власти, ни в кабале, некоторые состоят или под опекой, или под попечительством; иные опять не подлежат ни той, ни другой власти. Посмотрим, следовательно, какие лица состоят под опекой, или под попечительством, ибо таким образом мы узнаем прочих лиц, которые не находятся ни в той, ни в другой власти.

144. Итак родителям (восходящим) позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей власти: мужского пола несовершеннолетним, а женского – как несовершеннолетним, так и совершеннолетним. Ибо древние римляне желали, чтобы женщины, вследствие их легкомыслия находились под надзором, хотя бы они достигли полного возраста.

155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по закону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые и называются законными.

159. Умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния: оно случается тремя способами, именно capitis deminutio бывает или наибольшая, или меньшая, которую некоторые называют среднею, или же наименьшая.

160. Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и гражданские права и свободу.

161. Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с тем, кого изгоняют из пределов отечества.

162. Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, которые усыновляются, а также с теми женщинами, которые вступают во власть мужа посредством коэм-ции, и с теми, которые отдаются кому в кабалу и которые отпускаются на волю из манципации.

<< | >>
Источник: Разработано М.Ю. Тимофеевой Под ред. Н.А. Силенко. Теория и история государства и права. Ю1. 2011

Еще по теме ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Институции Гая:

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Институции Гая
  2. § 168. Отдельные виды квази-деликтов 594. Index litem suam fecit. Институции Юстиниана так же, как Институ­ции Гая, приводят следующие примеры обязательства из квази-деликтов:
  3. ПРИЛОЖЕНИЯ I. ЭКОНОМИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, СПЕКУЛЯЦИИ И СТРАХОВАНИЯ (Приложение к главе 6)
  4. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ТЕСТЫ
  5. Приложение 1
  6. Приложение 1
  7. Приложение 2
  8. Приложение
  9. Приложения с союзом КАК
  10. Приложения
  11. Приложения Приложение 1
  12. Приложение 3
  13. ПРИЛОЖЕНИЯ
  14. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
  15. Приложение
  16. Приложение
  17. Сфера приложения закона возрастающей отдачи
  18. Сфера приложения закона возрастающей отдачи
  19. Приложение 2 Сопоставительная таблица определений
  20. Какие документы являются приложением к протоколу общего собрания?