<<
>>

1.3 Цивильное право, преторское право, право народов

Цивильное право. В латинском языке слову “гражданский” соответствует слово “civilis”. Однако термин ius civile (цивильное право) в римском праве не соответствует по своему содержанию современному термину гражданское право. Термином ius civile (цивильное право) -считают исконное национальное древнеримское право, распространяющее действие исключительно на римских граждан - квиритов, почему его именуют еще квиритским правом. Другое значение ius civile обозначало нормы, исходящие от народного собрания, а позднее от сената.

Законы XII таблиц положили основание разви­тию того, что стало обобщенно называться римским общегражданским правом и складывалось из двух основных форм — понтификального ис­толкования и последующего законодательства — jus civile.

С изданием законов XII таблиц значимость прежде всесильной понтификальной юстиции упала, заключительный удар по ней был нане­сен в 304 г. до н.э. опубликованием календаря судебных дней и форм су­дебных исков Гнеем Флавием. После этого жреческая аристократия со­хранила только полномочия толкования писаного права, в рамках норм законов и только в целях наилучшего следования им в судебных делах. Из этой функции понтификов, основанной уже не на религиозном авто­ритете, а на традиционном лучшем знании права, стала формироваться консультационная юриспруденция и собственно литература права, слу­жащая дополнением и комментарием к нормативному уровню права.

Законодательство не осталось только в рамках изданных XII таб­лиц. Обновление и развитие принципов, которые почитались как бы свя­щенными и не подлежащими ни видоизменению, ни тем более отмене, стало осуществляться новыми законодательными актами. Со временем сложились два подвида римских законов: lex ‑ в собственном смысле как постановление народного собрания, т.е. всего римского народа, имеющее высшую юридическую силу, и plebiscitum — указ и распоряжение пле­бейской части римской общины — «впрочем плебейские постановления по изданию Гортензиева закона (в 258 г. до н.э.) стали иметь силу не мень­ше законов».

Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: «Законы — это имеющие предписывающий характер общие постановления, предло­женные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компе­тенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т.д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например, консулов: закон Валерия—Горация и т.п. Закон должен был содержать обязательные элементы: 1) вве­дение, или указатель обстоятельств издания, 2) rogatio, или текст, который мог подразделяться на главки и т.п. и 3) sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан — выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

В более позднее время, когда реальная деятельность народных собраний стала невозможной из-за количественного роста римских граждан, верховную санкцию на закон давал Сенат.

Специальные определения Сената, равнозначные закону, назывались senatusconsultum; однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полно­го закона-lex: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения.

Основная масса римских законов известна только по названиям и по общему содержанию в передаче другими юридическими источниками; полных текстов сохранилось крайне немного.

Наряду с системой цивильного права в Древнем Риме в практике преторов и некоторых других магистратов постепенно складывается и так называемое преторское право (ius praetorium или honorarium) – право, применяемое в практике преторов и некоторых других магистратов, позволяющее вносить в римскую правовую систему необходимые коррективы. Преторское право было реакцией на несоответствие старых традиционных и неповоротливых форм цивильного права новым экономическим реальностям. Оно было инструментом, позволяющим вносить в римскую правовую систему необходимые коррективы.

Как указывал известный римский юрист Папиниан: “Преторское право - это то, что ввели преторы ради улучшения, или дополнения, или исправления цивильного права для общественной пользы”.

Цивильное право противопоставлялось не только преторскому праву, но также праву народов (ius gentium) – праву, действие которого распространялось на все население Рима, включая перегринов. Поскольку ius gentium регулировало имущественные отношения и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права.

В республиканский период римской истории цивильное право и право народов развивались параллельно. Однако с течением времени они начали сближаться, оказывая взаимное влияние. Поскольку право народов вбирало в себя лучшие достижения права других народов, оно в большей степени отвечало потребностям хозяйственной жизни страны, было меньше подвержено формализму. Вследствие тесного взаимодействия при практическом применении нередко нормы права народов проникали в цивильное право. Имело место и обратное влияние.

В классический период различие ius civile и ius gentium утрачивает свою остроту, особенно после издания в 212 г. н.э. эдикта Каракаллы, который предоставил права римских граждан жителям провинций. При императоре Юстиниане право народов и цивильное право составили единую систему права, в которой преобладало ius gentium как более развитое право.

Понятие римского частного права. Таким образом, гражданскому праву в современном понимании этого слова соответствовала совокупность трех правовых систем античного Рима - цивильного права, права народов и преторского права. А в качестве единого термина для этой совокупности наиболее подходящим является частное право (ius privatum).

Исходя из вышеназванных положений, можно определить предмет курса римского (гражданского) частного права - правовой системы, сложившейся в Древнем Риме и регулировавшей отношения между частными лицами. Основными институтами римского частного права являются право собственности и другие, более ограниченные, права и вещи, договоры и иные обязательства, семейные правоотношения, наследования. Сюда же относятся и вопросы защиты частных прав, в особенности учение об исках, имевших в римском праве исключительно важное значение.

<< | >>
Источник: Разработано М.Ю. Тимофеевой Под ред. Н.А. Силенко. Теория и история государства и права. Ю1. 2011

Еще по теме 1.3 Цивильное право, преторское право, право народов:

  1. 1.3. Цивильное право
  2. 13. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Национальное и международное право.
  3. Лекция 3. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Внутригосударственное (национальное) и международное право
  4. 1.4. Преторское право
  5. §1. Цивильное право (ius civile)
  6. § 3. Преторское право (ius honorarium)
  7. § 8. Эдикты магистратов и преторское право
  8. § 8. Эдикты магистратов и преторское право
  9. 7.4. Право и экономика, право и культура, право и политика
  10. Частное право (гражданское право, коммерческое право).
  11. 3.4. Финансовое право в контексте дихотомии "публичное право – частное право"
  12. 1. Термином "римское право" обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации.
  13. 1.5. Право народов
  14. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - ПРАВО ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ?