<<
>>

II. Влияние канонического права.

§ 21. Подчинённость немецкой церкви римской курии и политическая связь Германии с Италией, помимо других обстоятельств, вызывали постоянные сношения этих двух стран. Слава итальянской образованности и итальянских университетов перешла на север от Альп, возбуждая удивление и оживляя ту умственную связь германского мира с древностью, которая зародилась ещё в самом начале средних веков.—В этом движении и теперь первенствующая роль принадлежала духовенству, которое всё ещё составляло единственный образованный класс немецкого общества.

Мы видели уже, каково было взаимное соотношение канонического и римского права по их содержанию: в основах своих каноническая система была та же римская система юридического воззрения, видоизменённая по отдельным институтам (§ 18). С судебной точки зрения каноническое право прямо предполагало применение римского нрава, насколько это последнее ему не противоречило: изложенное на латинском языке, каноническое законодательство повторяло сплошь и рядом римские термины, оставляя в силе и развивая связанные с ними понятия.
При таком значении римского права клирики, естественно, не пренебрегали его изучением. Начиная с ХІII столетия многие из них—по преимуществу

стр. 57

члены аристократических фамилий и городского патрициата— отправляются в Италию, где они вступают в университеты, особенно в Болонью, и в ряду прочих предметов учатся римскому праву. Итальянские университеты предоставляют немецким студентам различные привилегии: по возвращении своём на родину эти студенты группируются в больших центрах и оказывают там своё влияние на правосудие.

Между тем уже в XIII столетии компетенция духовных судов расширилась до чрезвычайности (стр. 12—16). Клятва ведалась церковью, и отсюда каждое гражданское отношение, как скоро оно было подкреплено клятвой, подлежало её ведению (1204 года).

Рядом с этим папа Иннокентий III (1204 г.) объявил подсудным церковной власти каждое гражданское дело, где одна сторона чрез своё правонарушение согрешила против другой,—знаменитое постановление. которое во Франции повело к большим спорам церковной и светской властей. Кто не хотел подчиниться светскому суду, тому достаточно было утверждать, что его противник согрешил пред ним,—и дело обязательно переходило в ведение церковного суда.

Не мудрено, что влияние канонических (а, стало быть, и римских) идей перешло также в область светского права. Для светского мира церковь служила представительницею просвещения и образцом для подражания; к светскому законодательству и праву духовенство относилось свысока и критически. Под влиянием такого отношения в XIII веке (1275 г.) один клирик, вероятно, посетивший итальянские университеты, составил «Швабское Зерцало», которое должно было составить некоторый противовес «Саксонскому Зерцалу». Новый памятник отражал в себе право южной Германии; но не всегда автор верно излагал действующие порядки: до некоторой степени он придавал значение юридических норм таким постановлениям, которые казались ему желательными, но на деле не обладали практическою силою. Канонические источники (декреталии) оказали свое влияние на Швабское Зерцало, а сверх того в него вошло от сорока до пятидесяти заим-

Стр. 58

ствований и переделок римских постановлений[38]. Жизнь благодаря успехам права собственности, уже нуждалась в

стр. 59

большинстве подобных постановлений; с другой стороны, таков был авторитет письменного положения права, что Швабское Зерцало быстро приобрело официальную силу в южной Германии, подобно тому, как-то же самое произошло раньше в северной Германии по отношению к Саксонскому Зерцалу (стр. 55 сл.).

Авторитет духовных судов был настолько велик, что считаться с ним надлежало и самому Саксонскому Зерцалу. По свидетельству одного автора толкований (XIV ст.) на этот памятник, глупец тот, кто пред духовными судами ссылается на постановления Зерцала, не доказывая, что они согласны с каноническими или римскими. В видах оправдания Зерцала стали составлять толкования его в духе канонических идей. С другой стороны, в XIV столетии из духовных сфер вышло сочинение некоего Кленкока, в котором доказывалось, что двадцать одно постановление Зерцала противоречит христианству, а в 1372 г. особая папская булла запретила применение четырнадцати из них.

<< | >>
Источник: Муромцев С.. Рецепция римского права на Западе. М.1886.. 1886

Еще по теме II. Влияние канонического права.:

  1. III. Влияние канонического законодательства и литературы.
  2. Тема 8. Римско-католическая церковь и каноническое право, и их влияние на эволюцию западной государственности (2 ч)
  3. 2. Складывание системы канонического права
  4. §3. Соотношение цивильного и канонического права
  5. 51.Основные черты канонического и светского права Великого Княжества Литовского.
  6. Каноническое право; его источники.
  7. VI. ВЛИЯНИЕ РИМСКОГО ПРАВА НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ
  8. Влияние естественного права на позитивное право.
  9. 1.1. Влияние римского частного права на становление мировой юриспруденции.
  10. Глава 23. ЦЕРКОВЬ И КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
  11. II. Влияние догматических приёмов на историческую разработку права.
  12. III. Влияние франкского права[6].
  13. Римское право оказало существенное влияние и на развитие другой подсистемы континентального права - германской.
  14. III. Влияние римского права на практику. (1/2 ХІІІ—XV стол.).
  15. VI. ВЛИЯНИЕ РИМСКОГО ПРАВА НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ
  16. § 40. Каноническое право римской католической церкви
  17. I. Влияние рецепции на догматическое исследование римского права.
  18. в) Исследование влияния информационного стрессора на здоровье работающих, зависимости этого влияния от информированности из внутренних сред организма (о собственном физическом состоянии)
  19. Влияние византийского права на гражданские законы Уложения 1649 года.