<<
>>

§ 17. Вступительные замечания

С тех пор как французская Декларация прав человека и гражда­нина (1789) торжественно провозгласила, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» и что «свобода, собствен­ность, безопасность и сопротивление гнету» составляют цель каждо­го государственного союза, идея равной публичной и частной пра­воспособности, даже и формальной, неуклонно и неизменно пробивает себе дорогу, приняв характер общечеловеческой и обще­демократической ценности.

Далеко не так было в Древнем Риме. Здесь от века, от основания города (VIII в. до н. э.) действовал фундаментальный и непрелож­ный принцип, согласно которому правовое положение лица опреде­лялось его статусом, но прежде всего - тем, что «человек умирает в рабе», что «раб есть вещь», подобно всякой другой, и потому с ним может быть поступлено, как с вещью. Единственное отличие раба от вола или мула - что он «говорящее орудие».

И это при том, что над каждым из полноправных граждан Рима, включая патрициев, тяготел, как Дамоклов меч, призрак рабства, не­избежного при пленении, неспособности выплатить долг, при осуж­дении на каторгу.

Римские юридические памятники, включая Дигесты, содер­жат массу сведений, рисующих как хозяйственное, так и правовое положение рабов. В их среде может быть отмечен некоторый приви­легированный слой, которому хозяева предоставляют возможность жить лучше, чем другим, делать квалифицированную работу - учи­теля, управляющего имением, капитана корабля и т. Д. Вырабатыва­ются особые иски, могущие быть предъявлены к рабам как участни­кам различных деловых отношений: иск, заявленный к рабу Управляющему имением, мастерской и пр.; иск к рабу - капитану корабля, совершавшему сделки по поручению господина; иски по всем или большей части договоров, совершенных рабом по поручению господина, включая куплю-продажу, аренду, наем и др.

Возможны были и иски о возмещении вреда или о взысканиях, вытекающих из убыточности сделок, заключенных рабом, действовавшим в собственных видах. Такие сделки были неизбежными дл; раба-пекулианта, вынужденного продавать и покупать на рынке от своего имени (ибо хозяин, выделив рабу земельный участок, снимает; с себя заботы о его пропитании и т. п.). В таких случаях возмещении производилось из пекулия и в пределах его стоимости или из топ имущества, которое поступило в доход господина в результате тор­гово-промышленной деятельности раба.

В зависимости от возраста, пола, здоровья, цены на рабов как они складывались на рынке, были неодинаковыми. Например, в I в. они колебались между 250 и 2500 денариями (серебряный денарий состоял из 4 сестерциев, что составляло 16 ассов - деньги не-малые).

Лучшим было положение домородных рабов, и их чаще других отпускали на волю или позволяли выкупиться. Освобожденные бея выкупной платы были обязаны бывшему хозяину отработками.

Судя по всему, бегство и иные преступления были довольно рас- распространенным явлением в среде рабов, несмотря на тяжесть наказаний. Убийство господина, в частности, влекло за собой смертную казнь всех рабов, находившихся в этот момент в доме, могущих услышать крик и прийти на помощь хозяину.

Знатный сенатор, друг императора Августа, содержал садок с муренами. Провинившегося раба бросали им на съедение. Однажды, в присутствии императора, раб разбил от волнения драгоценную чашу из сервиза. В отчаянии бросился он к императору и, стоя на коленях молил о помиловании. Август потребовал оставшиеся чаши и методически разбил их об пол, показав тем, что инцидент исчерпан. Но так было далеко не всегда, и особенно при том же Августе. Недаром мы читаем в Дигестах, что убийство рабов хозяевами было едва ли не главным средством расправы.

В то же время господа все чаще предоставляли рабам пекулии . не возражали против фактических (не признаваемых правом) бра ков рабов и рабынь, поскольку они приносили «приплод», находившийся в собственности господина.

В последнее время в мировой романистической литературе много внимания уделяется аддиктам - «неоплатным должникам», которые в свое время подлежали продаже в рабство, но после закона Петелия 326 г. до н. э. были обязаны возмещать долг имуществом и тру­дом на кредитора. Выдача такого должника кредитору производи­лась решением суда. Аддикты - это нечто вроде закупов Русской Правды, которые находились на положении, приближающем их к положению рабов. Впрочем, полной ясности в этом вопросе не су­ществует.

Судя по сообщениям источников, как в античной Греции, так и в Древнем Риме иски о признании свободного статуса не были ред­костью. По общему правилу, известному и по Гортинской правде VI в. до н. э. (о. Крит), презюмировалось, что сомнения должны тол­коваться в пользу свободы.

В 19 г. (в правление императора Тиберия) законом Петрония бы­ло установлено, что в процессах о свободе достаточно равенства го­лосов коллегии (рекуператоров или центумвиров) для решения о свободном состоянии лица.

Заслуживает упоминания и то, что, разрешая господам прода­жу рабов, закон запрещал отчуждение детей от матери. Ребенок, хо­тя и рожденный от рабыни, не «фрукт», каким считался вся­кий иной плод, приносимый «нашим имуществом», например теленок.

<< | >>
Источник: Черниловский З.М.. Римское частное право. 1997

Еще по теме § 17. Вступительные замечания:

  1. 1. Вступительное заявление защитника
  2. Вступительная часть
  3. Вступительная статья
  4. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ АВТОРА
  5. Вступительная статья М. И. Гольдсмит[10]
  6. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО О КНИГЕ «ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ в ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»
  7. 5.3. Виды замечаний
  8. 5.4.Как отвечать на замечания? Техника их нейтрализации
  9. 5.2. Причины замечаний и дополнительных вопросов
  10. Предварительное замечание
  11. Предварительные замечания
  12. Предварительные замечания
  13. Предварительные замечания
  14. § 1. Общие замечания
  15. § 1. Общие замечания
  16. § 5. Заключительные замечания