<<
>>

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ МАТЕРИАЛЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Экзаменационную работу по литературе можно условно разделить на 2 части, включающих в себя 14 тестовых заданий и 5 письменных творческих работ.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (15, 16).

Ответом к заданиям 1-7 и 10-14 является последовательность цифр или слово (словосочетание).

Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1-17.3), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов. Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время - на выполнение задания части 2.

Общее количество баллов за всю работу - 36 баллов.

14 баллов - тестовая часть,

4 балла за первую письменную работу ограниченного объема,

4 балла за вторую и 14 баллов за сочинение объемом не менее 200 слов.

I. РАБОТА НАД ЗАДАНИЯМИ КИМА ПО ЭПИЧЕСКОМУ И ДРАМАТИЧЕСКОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ

Термины

Род литературы - определенный, исторически сложившийся способ изображения в художественной действительности, человека в про-

цессе жизни.

I

I I
Ї

Эпос

i

Лирика

i

Драма

Основные жанры эпоса: в прозе - эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, притча. В стихах - роман, поэма, ода, баллада, басня.

Жанры лирики: элегия, послание, сонет, стансы, эпиграмма, романс, эпитафия.

Жанры драмы: трагедия, драма, комедия, трагикомедия, мелодрама, водевиль, фарс.

Жанровые разновидности: роман-эпопея (отличает временная протяженность действия, большой охват исторических и социальных конфликтов эпохи: Л.Н.Толстой «Война и мир», М.Шолохов «Тихий Дон»), социально-психологический роман («история души человеческой»), семейно-бытовой (история одной или нескольких семей), исторический (изображение конфликтов иной эпохи), философский (в центре - борьба идей или концепций), роман воспитания (история становления характера), роман-исповедь, военный, авантюрный, роман в письмах, приключенческий, детективный и др.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Можно выделить такие ее разновидности: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, романтическая, лирико-драматическая. В эпоху романтизма поэмы приобретают социально-философский и символико-философский характер («Медный всадник» А.С.Пушкина, «Демон», «Мцыри» М.Ю.Лермонтова). Для романтической поэмы характерно изображение героя с необычной судьбой, но непременно отражающие какие-то грани духовного мира автора.

Законы жанра

а) жанр связан с тематикой и проблематикой произведения;

б) жанр определяет принцип, характер повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, образов;

в) от жанра зависят способы и приемы художественного изображения, изобразительно-выразительные средства;

г) жанр отражает степень (широту) жизненного материала;

д) жанр вбирает в себя пафос произведения, его идейную направленность.

(Например, комедия пронизана сатирическим пафосом, ода - героическим пафосом);

е) жанру подчиняется характер конфликтов, их развитие в сюжете;

ж) жанру свойственна особая стилевая манера (сравните элегию и оду, драму и комедию);

з) с жанром связаны особенности творческой позиции автора, его отношение к изображаемому.

Тема называет основной предмет художественного изображения. Например, тема романа «Война и мир» - подвиг русского народа в войне 1812 года, тема дворянской «семейной хроники», тема личной жизни человека, его путей, его исканий. Объединение тем создает тематику произведения.

Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная - только одна, основная. Она-то и является главной идеей произведения. Например, главная идея романа Тургенева «Отцы и дети» является возникновение нового революционно-демократического движения в России.

Темы

Вечные - общие для всех времен и народов, равноинтересные и актуальные на протяжении веков (темы отцов и детей; человеческого возраста; нравственности, греха и святости, любви и ненависти; войны и мира и т.д.).

Национальные - темы, характерные для определенного этноса и воспринимаемые посторонним читателем как национальная экзотика («хождение за три моря» А.Никитина, «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина).

Исторические - фактор времени - сверхсистема; все прочие явления жизни рассматриваются через призму истории («Мать» М.Г орького, «Хождение по мукам» А.Толстого).

Внутрилитературные - искусства как такового (самопознание художника, процесс творчества, творческие искания) («Портрет» Н. Гоголя).

Идея - выражает отношение автора к изображаемым предметам, явлениям, событиям, характерам, обстоятельствам.

Так, к примеру, идейный смысл комедии Чехова «Вишневый сад» выражены устами молодых героев: «Прощай, старая жизнь!..» «Здравствуй, новая жизнь!».

Пусть руководством к выявлению идеи станут слова А.П.Чехова: «Идея - суть произведения».

Проблематика - отражает те или иные стороны общественной жизни, разные свойства, отношения изображаемых характеров.

Проблематика может быть:

а) нравственно-этическая;

б) философская;

в) социально-политическая;

г) семейно-бытовая;

д) религиозная;

е) национально-историческая;

ж) мифологическая и т.д.

Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными для многих произведений. (Жизнь и смерть, любовь и ненависть, добро и зло, «отцы» и «дети», проблемы трагического и комического, прекрасного и безобразного в жизни и искусстве).

Например:

1. Проблема поиска положительного героя (А.С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов, «Евгений Онегин» А.С.Пушкин, «Отцы и дети» И.С.Тургенев, «Обломов» И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский и др.)

2. Проблема смысла жизни / счастья (те же произведения).

3. Проблема чувства и долга (уже - проблема любви)

(А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Н. Шолохов, М.А. Булгаков и т.д.)

4. Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.)

Пафос - эмоциональное, художественное выражение идей или, по определению Белинского, «поэтических идей».

В большом художественном произведении всегда много характеров, отсюда и полифоничность (многоголосие) пафоса. Но всегда доминируют два-три вида пафоса (героический, патриотический, драматический, например в романе «Война и мир»; сатирический и комический - в «Мертвых душах»; романтический - в «Мцыри»; романтико-революционный - в ранних произведениях М.Горького; сентиментальный - в романе Достоевского «Бедные люди».

Идейно-эмоциональный настрой - это пафос произведения. Но есть еще и авторский пафос, т.е. то, какой страстью, каким импульсом движим, чем одержим был автор, создавая свое творение.

Конфликт - изображение в произведении противоречий эпохи, борьба между группами действующих лиц или отдельными персонажами, противоборство характеров, идей, настроений.

Если необходимо отметить особенности развития конфликта в произведении, стоит обратить внимание на причины возникновения, его динамики, разрешения, на то, какие силы задействованы в конфликте, чьи интересы они выражают, с какими жизненными принципами, с какой позицией людей, общественного и индивидуального сознания, морали им приходится сталкиваться. Помните, что художественная ткань произведения на всех его уровнях пронизана конфликтностью: речевые характеристики, поступки персонажей, соотношение их характеров, художественное время и пространство, сюжетно-композиционное построение.

Анализируя произведение, важно отметить, какой конфликт, сколько конфликтов, как они показаны в данном тексте).

Конфликты бывают:

1. Социальные - столкновение интересов определенных общественных групп. (например, людей с буржуазно-мещанскими взглядами и людей, готовящихся строить новое, подлинно-человеческое общество,...)

2. Нравственные - например, в столкновении доброго, совестливого человека с окружающим миром, в котором сместились нравственные нормы.

3. Психологические - борьба отдельных противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека.

4. Философские.

5. Социально-исторические - например, человека передовых убеждений с бездуховной, беспринципной социальной средой.

6. Интимно-личные - борьба между личными желаниями и общественным долгом.

7. Между характером и обстоятельствами.

8. Конфликт характеров - то есть, героев, принадлежащих к одной социальной среде, но разных по характеру.

9. Конфликт противоборствующих сторон одного характера. Например, борьба в душе героя между страстным порывом к личной свободе и счастью и собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействиями внешних обстоятельств.

10. Конфликты также могут быть: производственные, семейнобытовые, этические, религиозные, между «отцами» и «детьми», между старым и новым, общественным и антиобщественным, между богатыми и бедными и т. п.

1. Фабула - цепь событий, сочетание фактов в их логической последовательности.

2. Сюжет - сущность событий, их смысл.

Фабула и сюжет произведения не всегда совпадают. Характерный пример - «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, где последовательность происходящих с Печориным событий не согласуется с порядком их воспроизведения в тексте романа. Такая особенность связана с замыслом автора: показать психологию души героя.

3. Композиция - построение художественного произведения.

Ее структура:

а) экспозиция - изображение жизни в период, предшествующий завязке;

б) завязка - начало действия, возникновение конфликта;

в) развитие действия, кульминация - наивысшая очка напряжения;

г) развязка - момент окончания действия;

д) эпилог - финал, отдельный от действия основной части текста.

Нарушение данной структуры (наличие двух конфликтов, отсутствие экспозиции и т.п.) и будет составлять своеобразие композиции.

В романе Тургенева «Отцы и дети» можно выделить 3 сюжетные линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается самостоятельно.

1 сюжетная линия - Базаров - братья Кирсановы (социальнополитический конфликт): экспозиция - приезд и знакомство, завязка - спор, кульминация - дуэль, развязка - смерть.

2 сюжетная линия - Базаров - Одинцова (любовный конфликт): экспозиция - знакомство на балу, завязка - приезд в Никольское, кульминация - признание, развязка - прощание, смерть.

3 сюжетная линия - Базаров - родители (конфликт поколений): экспозиция - первый приезд к родителям и завязка, кульминация - разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка - смерть, эпилог - посещение родителями могилы Базарова.

Особенностями композиции также могут быть:

1) контрастное построение (на основе противопоставления);

2) рассказ от лица автора или от лица героя;

3) повествование с обрамлением, или кольцевая композиция;

4) включение различных отступлений, вставных эпизодов, подробных описаний;

5) непоследовательность событий, нарушение хронологии;

6) ведение развития действия в разном композиционном ритме, с разным количеством кульминаций (так, центральными событиями в «Преступлении и наказании» могут считаться помимо убийства все напряженные диалоги главного героя с его духовными «оппонентами» - Порфирием Петровичем и Соней Мармеладовой);

7) раскрытие литературного образа через композиционное сопоставление его с другими героями (Печорин - через сравнение с Грушницким, Вернером, Максимом Максимычем);

8) композиционную роль в произведении могут также играть описания природы (финал романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева), детали предметного мира (дорожная шкатулка Чичикова) и т.п.;

9) произведение может содержать предысторию, предшествующую основным событиям.

Внесюжетные элементы

• вставные эпизоды - не связанные непосредственно с сюжетом произведения; события, вспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями. («Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Н. Гоголя)

• лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции). (Лирические отступления в «Евгении Онегине» А.Пушкина)

Художественные приемы

1. Портрет - описание внешности героя

(Наряду с изображением внешности человека, черт его лица, его одежды, обратить внимание на «внутренний портрет» - совокупность черт характера, мира душеных переживаний. Большое значение имеют портретные характеристики героев в творчестве М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», И.С.Тургенева, «Отцы и дети», И.А.Гончарова «Обломов», Л.Н.Толстого «Война и мир» т.д.)

2. Интерьер - описание внутреннего убранства помещений.

Интерьер способен влиять на развитие событий: 1) деталь приобретает символическое значение (кремовые шторы у Турбинных; свеча в «Докторе Живаго»); 2) создание определенной атмосферы в целом (комната-гроб Раскольникова); 3) влияние на поступки персонажей (шкаф и детская в «Вишневом саду»). Интерьер характеризует социальный статус (богатство - бедность, аристократизм - мещанство, образованность - невежество); черты характера (самостоятельность - стремление к подражанию, наличие вкуса - безвкусица, практичность - бесхозяйственность); сферу интересов и взглядов (западничество - славянофильство, любовь к чтению - безразличие к нему, род деятельности - бездеятельность).

3. Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, внутренний монолог - (развернутое высказывание героя, мысленно обращенное к самому себе), диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей). Особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движение внутренней жизни героя.

4. Характер персонажа - раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи.

5. Характеристика героя другими действующими лицами.

6. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им (приём антитезы). (Способствует усилению выразительности резко противопоставить противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц).

7. Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж.

8. Художественная деталь. Она является дополнением портретной характеристики, подчеркивает и раскрывает характер человека, зачастую говорит о его привычках, образе жизни и т.д. К художественной детали прибегают практически все писатели. Но наибольшую смысловую нагрузку она несет в творчестве Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.

Пример работы, в которой отмечен такой прием, как антитеза:

«Антиподы подвижников отчетливее оттеняют и заостряют проблемы добра и зла, трусости и героизма, подвига и безрассудства. Идущая связующей нитью через все горьковское произведения антитеза обретает зримость в противопоставлении «Данко - Ларра»: холодные глаза, готовность унизить и убить, неуемная гордость, желание власти - вот что движет Ларрой, а если однажды он в порыве отчаяния и выхватит сердце из груди, оно отпугнет людей ледяным холодом. Аналогично, на антитезах, строит Горький свою концепцию человека в «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике». Гордый, рвущийся в небо Сокол - и обывательски спокойный Уж. Мечущийся в грозе Буревестник - и прячущийся в утесах «глупый Пингвин».

9. Пейзаж - один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от литературного направления, с которым он связан, метода писателя, а также от рода и жанра произведения. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.

ВАЖНО:

1. Раскрыть роль пейзажа в произведении писателя.

2. Отметить своеобразие описания природы.

3. Показать, как пейзаж связан с мыслями и чувствами героев.

4. Отразить свои личные наблюдения.

Пейзаж романтических произведений служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности, обилие красок делает его эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником). Пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя - страдающего, мечтательного или неспокойного, бунтующего, борющегося; он отражает одну из центральных тем романтизма: разлад между мечтой и явью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроение персонажей.

Романтически окрашенным может быть пейзаж и в реалистических произведениях. (Например, сад Плюшкина).

Пейзаж в реалистических произведениях

Такой пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором развивается действие, может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. Человек и природа воспринимаются как единое целое.

Роль пейзажа в произведении

1. Пейзаж может подчеркнуть определенное душевное состояние героя либо оттенить ту или иную особенность характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин.

(Печорин перед дуэлью любуется природой, после дуэли - нет; в имении Головлевых умирание трех поколений показано на фоне вечно серого, сумрачного неба, которое усиливает угнетающую обстановку).

2. Природа нередко выступает как живое существо, сопровождающее человека («Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Бежин луг» И.С. Тургенева).

3. Пейзаж усиливает эмоциональное звучание произведения, углубляет его идейное содержание, способствует раскрытию основной мысли (Наводнение в «Медном всаднике» А.С. Пушкина»).

4. Пейзаж - одно из средств развития действия (буран в «Капитанской дочке» Пушкина, гроза в «Грозе» Островского).

5. Пейзаж может входить в содержание произведения как часть социальной и национальной действительности, которую изображает писатель (Тесная связь природы с народной жизнью в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина, поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

6. Пейзаж может играть роль социальную (невеселый деревенский пейзаж в 3 главе романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» свидетельствует о крестьянском разорении).

7. Символическая и аллегорическая роль пейзажа («Вишневый сад» А.П. Чехова, «Песня о Буревестнике» М.Горького, «12» А. Блока; дуб в «Прощании с Матерой» В.Распутина как символ вечно живой природы).

8. Композиционная или обрамляющая роль («Судьба человека» М. Шолохова).

9. Эстетическая («Поднятая целина» М. Шолохова, произведения Пришвина, Солоухина и др.)

Образец: «Тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны», но вот тройки с ряжеными вырвались за ограду, «алмазно-блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облита месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон».

Удивительно, как описание лунной ночи своим ярким блеском гармонирует с настроением молодежи. Т ак зримо представляются сверкающая равнина, безумная скачка, смех и крики ряженых. И все это так созвучно той радости, которую переживали и Николай, и Соня, и Наташа.

Своих любимых героев Толстой обязательно старается показать в единении с природой, живой связи с ней. И данный пейзаж - не исключение.

Функции эпизода в контексте произведения

1. Характерологическая (эпизод раскрывает какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение).

2. Психологическая (эпизод дает представление о душевном состоянии героя).

3. Поворот в отношениях героев.

4. Оценочная (авторское слово открыто вторгается в повествование, давая характеристики персонажам и событиям).

5. Причинно-следственная, причинно-временная или просто временная (поскольку эпизод, являясь одним звеном в цепи художественного произведения, непременно связан с другими эпизодами, которые в совокупности своей приводят к цельному восприятию произведения).

Пример:

Тема: «Роль эпизода «Погоня Печорина за княжной Верой» в контексте романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Сцена погони за Верой играет характерологическую роль, глубоко и полно раскрывая характер Григория Александровича Печорина, его образ мыслей; и - психологическую, поскольку, несомненно, дает представление о душевном состоянии главного героя романа.

Эпизод этот наряду со многими другими фрагментами романа (разрыв с княжной Мери, прекращение отношений с Вернером) знаменует также поворот в отношениях Печорина с его возлюбленной.

Очевидны также причинно-следственные и причинно-временные связи сцены погони за Верой с другими фрагментами «Героя нашего времени».

Приемы сатирических произведений

Прием «возвышения» или «снижения» героя на «лестнице его общественного положения» (прием «возвышения» - в «Ревизоре» Г оголя, «снижения» - в сказках Щедрина); прием разоблачения пороков и изъянов общества, условно именуемый «детской, наивной непосредственностью» (рассказы Чехова, сказки Щедрина, сатира в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»); сатирическая деталь с «подтекстом»; а также намеки, двусмысленности, недоговоренности, стилизация, использование различных функциональных стилей речи, включение пословиц, поговорок, загадок, афоризмов, «крылатых выражений», подделка под стиль документов, аллегории.

Художественные направления

Классицизм - литературное направление, возникшее в России во второй четверти ХУШ века, опиравшееся на культ античности и разума, связанное с просветительской идеологией, характерной для продолжателей реформ Петра I.

Сентиментализм - литературное течение конца XVIII - начала XIX века, характерное возведением чувства, а не разума в основной оценке добра и зла.

Романтизм - направление в русской и европейской литературе конца ХУШ - начала XIX в. Главным предметом изображения в романтизме становится человеческая личность. Романтический герой - это сильная, неординарная натура, человек, обуреваемый страстями и способный творчески воспринимать окружающий мир. Романтический герой, в силу своей исключительности и необыкновенности, несовместим с обществом людей, он чаще всего находится в конфликте с обыденной жизнью, он способен действовать лишь в исключительных обстоятельствах.

Реализм - творческий метод и литературное направление, строящийся на принципах художественного историзма, изображающий «типических героев в типических обстоятельствах».

Одна из основных творческих задач реализма - изображение типического характера.

Тип «лишнего человека» (Онегин, Печорин...)

Тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, герои Достоевского, Чехова.)

Тип «нового человека» + особенный человек (Базаров, Лопахин, Рахметов .)

Тип предпринимателя (Лопахин, Штольц.)

Тип «праведника» (герои Н. Лескова, А. Солженицына.)

ДРАМА

Один из основных родов литературы (изобразительный), отражающий жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.

Собственно драма - один из ведущих жанров драматургии, предполагает изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях.

Трагедия - в основе этой разновидности драматического произведения - острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или с собою.

Комедия - в основе - осмеяние общественного и человеческого несовершенства; несоответствие реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного.

Исследуются авторские ремарки, диалог, монолог, реплики героев.

Авторские ремарки (замечания автора) служат для раскрытия эмоционального звучания пьесы, понимания подтекста речи действующих лиц.

Основное в драме - речь персонажей, дающаяся в разных формах.

Диалог - выявляет внешнюю и внутреннюю жизнь персонажей: взгляды, интересы, жизненную позицию, чувства, настроения.

Монолог - раскрывает идеалы, убеждения персонажей, их духовную жизнь, сложность характера.

Реплики - дают дополнительную информацию.

Анализируя драматическое произведение, необходимо представить место и время действия, внешний облик персонажа, его манеру говорить и слушать, его движения, почувствовать, что скрывается в душе героя за его словами и поступками.

Речь в драме отличается ёмкостью, точностью, интонационным разнообразием.

Система образов включает:

1) главных героев;

2) второстепенных героев;

3) внесценических героев (которые упоминаются, но не появляются на сцене).

Развитие драматургии

Классицизм - единство места, времени; деление персонажей на положительных и отрицательных; говорящие фамилии; элементы комедии положений...

Романтизм - основной конфликт - герой и общество; психологизм; открытый финал; исторические и экзотические сюжеты; неординарность героя.

Реализм - современные сюжеты и проблематика, психологизм, введение внесценических персонажей; социальная проблематика.

К терминологии:

Афоризм - краткое изречение

Эпиграф - строки, предпосланные произведению или его части.

II.

<< | >>
Источник: Трегубова И.Г.. ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [Текст] : учебно-практическое пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2014. - 60 с.. 2014

Еще по теме ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ МАТЕРИАЛЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ:

  1. Носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения
  2. Статья 19.7.1. Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов Комментарий к статье 19.7.1
  3. Общие положения и задачи криминалистического исследования материалов, веществ и изделий (КЭМ ВИ)
  4. § 35. Общие сведения
  5. 2.1. Общие сведения о трансформаторах
  6. 6.1. Общие сведения и классификация
  7. Глава 1. Общие сведения об источниках электропитания
  8. Список использованных правовых актов, литературы и материалов юридической практики
  9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
  10. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (ст. 1701 УК РФ)
  11. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется
  12. Экзамены