ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ПЕРСОНАЖА И АВТОРА

Материал. Слова. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.

В.

Маяковский

Почувствовать своеобразие языка автора, понять героя, анализируя его речь - вот задача пишущего подобный вид сочинения.

Помните:

Язык персонажа и автора определяется зависимостью от литературных направлений, родов и жанров.

ДРАМА - исследуются авторские ремарки, диалог, монолог, реплики героев.

Авторские ремарки служат для раскрытия эмоционального звучания пьесы, понимания подтекста речи действующих лиц.

Основное в драме - речь персонажей, дающаяся в разных формах.

Диалог - выявляет внешнюю и внутреннюю жизнь персонажей: взгляды, интересы, жизненную позицию, чувства, настроения.

Монолог - раскрывает идеалы, убеждения персонажей, их духовную жизнь, сложность характера.

Ремарки - дают дополнительную информацию.

Важно уметь представить место и время действия, внешний облик персонажа, его манеру говорить и слушать, его движения, почувствовать, что скрывается в душе героя за его словами и поступками.

Речь в драме отличается ёмкостью, точностью, интонационным разнообразием.

ЭПОС - Язык героев дается в форме: прямой речи и косвенной (от 3 лица), внутреннего монолога, несобственно-прямой речи (размышления героя, переданные от 2 или 3 лица), повествования от лица одного из персонажей («Капитанская дочка») или вымышленного рассказчика («После бала»). Речь героев сочетается с речью автора.

Пишущий сочинение должен уметь:

• Анализировать речь с точки зрения лексики, морфологии, фразеологии, синтаксиса,

видеть в этом авторское отношение - идейное и эстетическое.

• В речи персонажа находить выражение его личного жизненного опыта, видеть и

чувствовать его характер, образ мыслей и строй чувств, социальное положение, культурный уровень, профессиональные интересы; зависимость от собеседника, душевного состояния, ситуации.

• Помнить о том, что художник стремится выделить в речи героя главное, основное,

что он утверждает или отрицает в нем.

• В языке писателя надо почувствовать особое звучание и тон речи, благодаря кото

рому воспринимается его отношение к изображаемым персонажам.

• Нужно уметь раскрыть функциональность лексического состава (синонимы, славя

низмы и др.), своеобразие тропов (метафоры, гиперболы и т.д.) и иных средств, обращать внимание на синтаксис, морфемный состав слов (например, уменьшительно-ласкательный суффикс в «Г розе» Островского - поэтизация, в «Г осподах Г оловлевых» Салтыкова-Щедрина - презрение и ненависть к Иудушке).

Практикум

- Определите особенность формы речи героя. Как раскрывается герой?

«Да это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему.

(Перед нами монолог, перешедший в несобственно-прямую речь).

ЗАДАНИЕ: Назовите героев, речь которых можно назвать:

• Красочной, эмоциональной, экспрессивной

• Насыщенной оценочными эпитетами, сравнениями, метафорами.

• Витиеватой, несколько слащавой, с использованием ласкательно-уменьшительных суффиксов

• Односложной, бесцветной, маловыразительной.

ЗАДАНИЕ: В драме «Гроза» найдите доказательства следующих положений о речи Катерины:

• В ее речи встречаются просторечья, слова церковно-религиозного характера, выразительные средства народно-поэтического языка.

• Речь богата интонациями - радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными, трагическими... Интонации (как и другие средства) выражают отношение Катерины к окружающим.

• В речи Катерины отражается все богатство ее внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры и другие качества.

• Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы и восклицания, незаконченные предложения и т.

д. А в особо напряженные моменты речь обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей.

ЗАДАНИЕ: Отметьте языковые особенности персонажей комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

• Хлестаков

• Городничий

• Осип

• Чиновники города.

ЗАДАНИЕ: Подготовьте рабочий материал к теме: «Речевая характеристика Кабанихи» по следующему (примерному) плану:

1. Каковы наиболее излюбленные темы у Кабанихи для наставлений и нравоучений?

2. В каких особенностях речи находят отражение ее взгляды на семью, на отношение младших к старшим?

3. С какой целью автор включает в ее речь церковно-религиозную лексику? Как в лексике и в синтаксическом построении речи Кабанихи выражается ее ханжество?

4. Когда в ее речи возникает интонация холодного издевательства? Какими языковыми средствами это достигается?

5. Как меняется речь Кабанихи в зависимости от того, с кем она разговаривает (с домашними, с Диким, с Феклушей)?

6. Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях Кабанихи?

<< | >>
Источник: Трегубова И.Г.. УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ [Текст]: учебно-методическое пособие / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Центр «Абитуриент». - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. - 92 с.. 2015

Еще по теме ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ПЕРСОНАЖА И АВТОРА:

  1. Особенности философского языка Платона
  2. Король Артур как исторический персонаж
  3. «Действительная материя языка
  4. 3. УНИВЕРСАЛЬНАЯ КРИТИКА ЯЗЫКА
  5. 4. ЕДИНСТВО ЯЗЫКА НАУКИ
  6. Функции естественного языка и речи.
  7. Критическая деструкция и реконструкция истории философии языка
  8. 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИКИ И ЯЗЫКА
  9. Внутренняя форма языка
  10. Лууле Виилма.. Понимание языка стрессов. лекции и беседы. 0000, 0000