<<
>>

РАБОТА НАД ЗАДАНИЯМИ КИМА ПО ЛИРИЧЕСКОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ

ЛИРИКА - один и родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами (жизнь представлена в переживаниях).

Ведущие жанры

Ода - торжественное прославляющее произведение.

Баллада - стихотворное произведение повествовательного характера с фантастическим, историческим сюжетом, напряженным ходом событий, моралистическим итогом.

Дума - романтические произведение историко-философского характера.

Характерен патриотический пафос, замедленный ритм, драматизм событий.

Элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Традиционные символы - поле, тишина, луна, море, задумчивость.

Романс - характерны напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы.

Сонет - строго организованное стихотворение из 14 строк.

Послание (письмо как разновидность послания) - произведение, написанное в форме письма, обращенное к кому-либо (Пушкин «К Чаадаеву», «В альбом Пущину»).

Литературные течения (творческие методы)

Модернизм - новое явление в литературе ХХ века (от фр. - новейший, современный), характеризуется поиском новых художественных средств изображения новой действительности.

Наиболее последовательно и определенно задачи модернизма реализовались в литературных течениях: символизме, акмеизме, футуризме.

Символизм - возник в России в начала 90-х годов XIX века. Творчество в понимание символистов - созерцание «тайных смыслов», доступных только поэту-творцу. Ценность поэтической речи - в недосказанности, сокрытии смысла сказанного. Главное средство, способное передать увиденное - СИМВОЛ.

Старшие символисты: К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб

Младшие символисты: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Акмеизм - литературное течение, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд» на жизнь. Поэтам-акмеистам свойственно обращение к единичному предмету быта или явлению природы, поэтизация «единичных» вещей.

Представители: Е. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др., которые объединялись в кружок «Цех поэтов».

Футуризм (от лат. будущее). Футуристы выступали за разрушение устоявшихся литературных жанров, обращались к «сниженной, площадной» лексике, призывали создавать новый язык.

Представители: В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк и др. (кубофутуристы); И. Северянин и др. (эгофутуристы), члены группы «Мезонин поэзии» - Р. Ивнев, В. Шершеневич и др.

Имажинизм - литературное течение, возникшее в литературе в первые годы после Октябрьской революции. Главная задача - «поедание образом смысла». В центре - самоценность образа, плетение цепи метафор. (С.Есенин и др.)

Анализ лирического произведения

Алгоритм анализа стихотворения

1. Определение жанра (ода, элегия, послание...)

2. Жанровые группы по тематическому принципу:

1) философская лирика

2) любовная

3) гражданская

4) пейзажная

3. В зависимости от места лирического «я» можно выделить:

1. Чистую лирику - прямой разговор о чувствах:

Я не могу без тебя жить!

Мне и в дожди без тебя - сушь,

Мне и в жару без тебя - стыть.

Мне без тебя и Москва - глушь.

Н.Н. Асеев

2. Лирику мысли - лирическое размышление, прямое высказывание: Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?

А.С.

Пушкин

3. Ролевую лирику - запечатление переживаний персонажа, который сам говорит о себе; иногда персонаж - полная противоположность автору:

Бег иноходца

Я скачу, но я скачу иначе - По камням, по лужам, по росе.

Бег мой назван иноходью - значит:

По-другому, то есть - не как все.

В. Высоцкий

4. Описательную лирику - показ конкретной картины (сюда входит и лирика пейзажная):

Луна на море

Луна уже покинула утесы,

Прозрачным море золотом полно,

И пьют друзья на лодке остроносой,

Не торопясь, горячее вино.

Н.С. Гумилев

5. Повествовательную - передача событий, вызвавших переживание:

Вор

Спеша на званый пир по улице прегрязной,

Вчера был поражен я сценой безобразной:............

Н.А. Некрасов

4. Выявление лирического сюжета - выявление изображения моментов внутренней жизни человека, его переживаний. Необходимо понять динамику переживаний.

Под переживанием понимается любое чувство, эмоция, настроение, мысль, вызванная любыми обстоятельствами жизни. Это может быть:

• любовное чувство

• патриотическое высказывание

• философское суждение

• радость или тревога...

5. Обозначение темы - предмета поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание.

6. Истолкование названия, которое обычно указывает на тему или идею, иногда на сюжет и жанр.

7. Анализ композиции (можно выявить кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Может быть кольцевая композиция. Композиция может выстраиваться на контрасте изображаемых явлений).

8. Характеристика образов. Необходимо истолкование:

• образа лирического героя

• аллегорических образов (под непосредственно изображаемым подразумеваются другие лица, явления, предметы)

• символических образов

• образов-переживаний

• предметного мира.

9. Характеристика лирического героя.

Лирический герой - тот, переживания которого отражены в произведении. В повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие и картину. Лирический герой не отождествляется с автором.

10. Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание.

11. Выявление организации поэтической речи:

А. Системы стихосложения

• тоническая (строки соизмеряются количеством ударных слогов)

• силлабическая (равное количество слогов)

• силлабо-тоническая (строки выравниваются стопами)

Б. Основы стихосложения

Стопа - группа из двух или трех слогов, несущая одно ударение. Соответственно различают двух- и трехсложные стопы.

При малом количестве стоп стих динамичен и ритмичен: Ночной зефир Струит эфир.

Шумит, бежит Гвадалкивир.

А. Пушкин

2-стопный ямб как бы передает легкое движение воздуха и быстрой реки.

При длинном, 6-8-стопном стихе интонация стихотворной речи замедляется, что придает ей торжественную величавость.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный... (А. Пушкин)

Основные стихотворные размеры:

Ямб - -1 (ритмичность, динамичность)

Прощай, красавица моя! -1-1 -1 -1 (Н. Языков)

Хорей - 1- (торжественность, размеренность)

Буря мглою небо кроет. 1 - 1 - 1 - 1 - (А. Пушкин)

Дактиль - 1- -

Месяц лазурный плывет по лазурной пустыне. 1- -1- -1- -1- (А. Фет) Амфибрахий - -1В двенадцать часов по ночам. -1- -1- -1 (В. Жуковский)

Анапест - - -1

Мы с тобой бестолковые люди. - -1 - -1 - -1 - (Н. Некрасов) Трехсложные размеры более благозвучны, делают стих размерным и даже монотонным.

Дольник - сочетание разных трехсложных размеров в пределах одного стихотворения, вольная организация стиха.

Написанное дольником стихотворение отражает естественное чувство ритма поэта. К дольнику в своем творчестве часто обращались А. Ахматова, С. Есенин, А. Блок и др.

Вхожу я в темные храмы, -1-1- -1-

Совершаю бедный обряд. - -1-1- -1 Там жду я прекрасной Дамы -1- -1-1В мерцаньи красных лампад. -1-1--1 А. Блок

Смуглый отрок бродил по аллеям, - 11--1--1-

У озерных грустил берегов, - -1- -1- -1 И столетие мы лелеем - -1- -1-1- Еле слышный шелест шагов. - -1-1- -1 А. Ахматова

Чередование строк разной длины создает эффект неожиданности, читатель как бы постоянно сбивается с привычной размеренности.

Спондей - лишнее, внесхемное ударение в двухсложной стопе.

Швед, русский, колет, рубит, режет. 11-1-1-1-

А. Пушкин

Придает стихам звуковое разнообразие и подвижность, усиливает их выразительность.

Пиррихий - утрата ударения, необходимого по схеме.

Вознесся выше он главою непокорной... -1-1-11------- 1-

А. Пушкин

Пиррихий замедляет интонацию стихотворной речи, придает ей торжественную величавость.

Цезура - внутристиховая пауза. Предназначена для более отчетливого ритмического членения стиха. Она усиливает ритмичность, помогает прочувствовать смысл.

И мысли в голове // волнуются в отваге

Поэтические приемы

Поэтический перенос - Разрыв и перенос стиха с одной строки на другую.

Был вечер. Небо меркло. Воды

Струились тихо. Жук жужжал.

А. Пушкин

Такой неожиданный разрыв фразы выделяет смысловые части, придает ей эмоциональную напряженность и взволнованность.

Ритмическое строение, наличие внутристиховых пауз предполагает деление на 2 интонационных типа стиха: стих напевный и стих говорной.

Признаки говорного интонационного типа:

1) ориентация на живые разговорные интонации;

2) несовпадение границ между стихотворными строчками и предложениями (наличие поэтического переноса и внутристиховых пауз);

3) стилистически сниженные слова и синтаксические конструкции;

4) астрофичность - не деление стиха на строфы.

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу - Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

Н. Некрасов

Напевный тип стиха:

1) интонационная замкнутость стихотворных строк;

2) напевный характер интонации;

3) ритмическая и интонационная симметричность;

4) наличие анафоры, параллелизма, рефрена, ассонанса, аллитерации. Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил И лучше выдумать не смог.

А.Пушкин

«Рифма - крылья» (А. Ахматова)

Рифма - звуковой повтор в конце стихотворения.

Рифма, оканчивающаяся на гласную (свободы - воды), - открытая, на согласный (встал - металл) - закрытая.

Мужская - земли - росли (ударный - последний слог). Чувствуется особая энергия стиха.

Женская - бесплодной - холодной (ударный слог - предпоследний)

Дактиллическая - странники - изгнанники (ударение - на третьем слоге с конца)

Виды рифмовки:

Смежная - аабб Перекрестная - абаб 3. Опоясывающая - абба

Значение рифмы - усилить ритм стихов. Часто рифмующиеся слова несут основную смысловую нагрузку.

В. Анализ языковых средств

1. Средства художественной выразительности

Троп - это поэтический оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении для достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий с целью пояснения одного их них при помощи другого.

Эпитет - художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Может быть не только определение, но и обстоятельство, образно рисующее действие. Постоянные эпитеты.

21

Например, «Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы»

С. Есенин; Бесконечно смеётся иволга.

• постоянные (добрый молодец, чистое поле, дальний путь, сырая земля)

• изобразительные (лазурная высь, изнеженные пальцы, тенистый

сад)

• лирические (пустынный уголок, прощальный свет, однозвучный жизни шум)

• сложные (светло-пушистая снежинка, румяно-золотистое яблоко)

• метафорические (снежинка смелая, нежная березка, колючая лестница)

Сравнение - сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Например, «Буревестник с криком реет, чёрной молнии подобный» М. Горький

Синекдоха - перенесение значения одного слова на другое на основе количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части или наоборот.

Например, «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» М. Лермонтов

Метонимия (гр. Переименование) перенос значения по смежности явлений.

Например, «Ликует буйный Рим». (Лермонтов)

Антономазия - имя собственное в значении нарицательного. «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин)

Перифраза - замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета.

Например, «С. Петербург - северная столица, город на Неве».

Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

Например, «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» А. Пушкин

Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Например, «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»

С. Есенин

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств предмета.

Например, «В сто сорок солнц закат пылал» В. Маяковский

Литота - непомерное преуменьшение свойств предмета.

Например, «В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах... а сам с ноготок» Н. Некрасов.

Ирония - авторское выражение насмешливого отношения к предмету разговора.

Например, «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков» А. Пушкин.

Аллегория - иносказание, изображение отвлечённого понятия в конкретном образе.

Например, «Змея в баснях - аллегорическое воплощение коварства».

2. Фигуры речи - изобразительные средства языка

Период - риторическая фигура - особое построение фразы. Периодически организованное предложение состоит из двух частей: восходящей и нисходящей по интонации.

Например, «Чтобы хорошо готовить, чтобы уверенно и легко владеть словом, чтобы превратить его в действительный и послушны инструмент, нужно много учиться».

Сравнение - сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Например, «Дредноут боролся, БУДТО живое существо, еще более величественный среди ревущего моря...» А. Толстой.

Эллипсис - пропуск какого-либо элемента предложения, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации, используемый для придания высказыванию динамичности.

Например, «Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги» В. Жуковский.

Умолчание - намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предлагающий, что читатель сам догадывается о высказанном.

Например, «Но слушай... если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена» А. Пушкин.

Риторическое восклицание - такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие; оно звучит эмоционально.

Например, «Да, так любить, как любит наша кровь, / Никто из нас давно не любит!» А. Блок

Риторическое обращение - Обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.

Например, «А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов, / Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных рабов!» М. Лермонтов.

Риторический вопрос - вопрос, поставленный не для того, чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к изображаемому явлению.

Например, «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» Н. Гоголь.

Анафора (=единоначатие) - повторение отдельных слов, или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале предложений или стихотворных строк, стоящих рядом.

Например, «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза».

Эпифора (=единая концовка) - повторение слов или выражений в конце каждого параллельного ряда (стихотворения, строфы, предложения).

Например, «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?» Н. Гоголь.

Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.

Например, «Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака» Ф. Тютчев.

Повтор стилистический - повторение одних и тех же слов как особый стилистический приём для подчёркивания каких-либо деталей в описании, для создания экспрессивной окраски.

Например, «Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повез его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому на Канаве, в котором жила Marriette» Л. Толстой.

Параллелизм - одинаковые синтаксические построения соседних предложений или отрезков речи.

Например, «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» М. Лермонтов.

Рефрен - повтор ключевых строк в произведении.

Парцелляция - особое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одном, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах.

Парономазия - стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но разных по значению.

Например, «Не глух, а глуп».

Оксюморон - стилистическая фигура, соединение в одном художественном образе двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Например, «С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив?» С. Есенин.

Неологизм стилистический (=окказионализм) - неологизм, созданный автором данного литературного произведения с определённой стилистической целью и обычно не получающий широкого распространения.

Например, «...берет, как гремучую в 20 жал змею двухсотметрово- ростую» В. Маяковский.

Инверсия - нарушение обычного (прямого) порядка слов с целью усиления выразительности речи.

Например, «Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» А. Пушкин - Меня поразили его сметливость и тонкость чутья.

Амплификация - фигура, состоящая в накоплении синонимов.

Например, «Смелость, отвага, героизм - качества, присущие русскому солдату».

Градация - такое расположение слов (или отрезков предложения), при котором каждое последующее содержит усиливающее (реже уменьшающее) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже убывание) производимого ими впечатления.

Например, «...Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам» О. Берггольц.

Многосоюзие (=полисиндетон) - повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

Например, «И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы» А. Пушкин.

Бессоюзие (=асиндетон) - намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности, стремительности.

Например, «Швед, русский - колет, рубит, режет» А. Пушкин

Ассонанс - стилистический прием, построенный на повторении одинаковых гласных или созвучии гласных звуков в рифме.

Например, «Забил заряд в пУшкУ тУго и дУмал: УгощУ я дрУга!..» М. Лермонтов.

Аллитерация - стилистический прием, построенный на повторении одинаковых согласных звуков или звукосочетании.

Например, «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой».

Алогизм - стилистический прием намеренного разрушения логических связей в целях создания комического эффекта, иронии.

Например, «Переживаемый нами сезон есть сезон всяческих собраний и рубки капусты» М. Горький.

Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются понятия, образы, мысли.

Например, «Где стол был яств, там гроб стоит». А. Пушкин.

Поэтический перенос - разрыв стихотворной строки.

Например, «Для скорби, для страсти.

Стоишь» (Некрасов)

Анализ лирического стихотворения можно делать также вот с такого, «зашифрованного» его переосмысления:

В - (ВИЖУ) - (фактуальная информация) /какие картины представляются при чтении этого стихотворения, каково целостное, «зримое» его восприятие, движение лирического сюжета, композиция, основной формальный прием, на котором построено стихотворение: антитеза, психологический параллелизм, анафора и т.п., особенности лексики, синтаксиса, морфологии, даже орфографии можно УВИДЕТЬ. А также тропы и фигуры речи, жанровое своеобразие: ода, гимн, элегия, романс и т. п.

С - (слышу) - /звуки, мелодика, ритмика стихотворения, аллитерация, ассонанс, звукопись, иные ФОНЕТИЧЕСКИЕ особенности /.

Ч - (чувствую) - (подтекстовая информация) /какие ощущения возникают при чтении, смена настроения, душевного состояния лирического героя, читателя.

П - (понимаю) - (концептуальная информация) /личное восприятие, прочувствование, осмысление лирического стихотворения/.

Во вступлении: автор, название, время появления, история создания, биографический контекст стихотворения, его место в творчестве автора, кому оно посвящено; какова литературная традиция: сходные мотивы, образы...

III.

<< | >>
Источник: Трегубова И.Г.. ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [Текст] : учебно-практическое пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2014. - 60 с.. 2014

Еще по теме РАБОТА НАД ЗАДАНИЯМИ КИМА ПО ЛИРИЧЕСКОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ:

  1. РАБОТА НАД ТВОРЧЕСКОЙ(ПИСЬМЕННОЙ) ЧАСТЬЮ КИМА
  2. 2.1. Работа имиджмейкера над образом клиента.
  3. Работа над сочинением
  4. Работа над выработкой собственного стиля
  5. 4.2. Работа имиджмейкера над образом клиента.
  6. Работа над образом в деятельности актёра
  7. Работа над образом.
  8. Работа режиссера над мизансценой
  9. Аналитическая работа над текстом
  10. Этапы работы над текстом изложения
  11. Работа над проектами федеральных законов
  12. Схема пошагового плана работы над научной статьей [7]
  13. 4. Технология индивидуального имиджрования – работа над образом.
  14. Перечень заданий к контрольным работам
  15. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  16. Задания для самостоятельной работы
  17. ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ЮЭФУ
  18. Научная статья - законченное авторское произведение небольшого объема, представляющее результаты оригинального научного исследования (первичная научная статья) или посвящённое рассмотрению ранее опубликованных научных работ, связанных обще
  19. ! Задание 5.7. Рассмотрите схемц направлений кадровой работы и социальной политики и приведите примеры их взаимосвязи при реализации отдельных меропиятий.
  20. Произведения