<<
>>

Слово

- жанр ораторской прозы. Употребляется в духовной литературе, например, «Слово о законе и благодати» (XI век), приписываемое митрополиту Иллариону. Как правило, образец ораторского искусства, торжественная проповедь.

Богата традиция сложения церковных «Слов», но это жанр и светской литературы: «Слово отца к своему сыну» в Изборнике 1076 года; знаменитый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (ХП век). Встречается и в современной литературе. По жанровым признакам составлялись в недавнем прошлом сборники типа: «Слово о Родине», «Слово мастеров».

Таким образом, жанр слова относится к произведениям ораторского плана, а искусство красноречия требует определенного построения текста. Рассмотрим структуру такого высказывания:

• вступление, где обозначается основная мысль;

• аргументированное решение темы, где приводятся все «за» и «против»;

• суммирование аргументов, которые подчиняются основной теме.

К форме слова обращаются и современные писатели. Примером такого обращения может служить литературно-критическое эссе, написанное Ф. А. Искандером к 200-летию А. С. Пушкина.

ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР Слово о Пушкине

С самим именем Пушкина у нас связывается вздох облегчения, улыбка. Какое легкое имя взошло над тяжелой и неуклюжей Российской империей! Для читающей России Пушкин своими солнечными стихами утеплил ее климат. У пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря об ее истории. И уже мистически знаем, что ничего теплее пушкинского очага у нас и через тысячу лет не будет. Почему? После Пушкина у нас были величайшие гении: Гоголь, Толстой, Достоевский и другие. Но при всей своей гениальности никто из них не достигал пушкинской гармоничности и теплоты.

Два ярких счастливых впечатления у меня связаны с именем Пушкина. Александра Ивановна, наша старая учительница первых классов, читает нам «Капитанскую дочку».

Как уютно было ее слышать! С какой невероятной радостью я ожидал появления Савель- ича. Как хохотал над его вечной бунтующей преданностью. Преданность доходила до того, что с невероятной комичностью оттесняла сам объект преданности. И барин Петруша ничего с этим не мог поделать, потому что это был бунт любви. Бунт наоборот! «Капитанская дочка» — это два бунта: бунт ненависти и бунт любви, чего еще, кажется, не заметила критика. И все главные герои осуществляют эти два бунта.

Цветаева, делясь своими детскими дореволюционными воспоминаниями о чтении «Капитанской дочки», говорила, что у нее дух захватывало от восторга каждый раз, когда появлялся Пугачев. Только ли дело в том, что она сама была замечательным романтическим поэтом? Не было ли заложено в крови россиян ожидание великого разбойника, который каким-то своим таинственным путем установит таинственную справедливость?

И дождались!

Но я-то читал этот роман, когда малые и большие Пугачевы правили страной, и хотя сознательно, конечно, этого не понимал, но бессознательно, поэтически был равнодушен к Пугачеву и любил Савельича.

Другое впечатление связано с моим детским случайным чтением на обложке тетради «Песни о вещем Олеге». Мне повезло: в комнате никого не было, и не стыдно было плакать сладостными слезами над судьбой вещего Олега. Мне было безумно жаль его, и я плакал. Но от чего же слезы сладостны? Видимо, от музыки стихов, от правильности правды случившегося: от того, что сам конь, живой конь все-таки не виноват в гибели Олега. Опять преданность оказалась незапятнанной. Я еще, видимо, плакал от впервые понятого детским сознанием предчувствия, что от судьбы не уйдешь. Тогда я в первый раз столкнулся с веществом поэзии в чистом виде и на всю жизнь был потрясен этим.

Пушкин не только навсегда остался лучшим поэтом России, но он и создатель первых лучших образцов русской прозы. Он также предугадал многие великие мысли грядущих эпох... По-моему, «Мороз и солнце, день чудесный...» - это не только прекрасные стихи, но и средство от простуды.

И что еще важнее, средство от депрессии. Все творчество Пушкина - средство от депрессии. Хотя сам Пушкин в поздних стихах писал, что «на свете счастья нет», мы имеем право добавить: но есть стихи Пушкина. И это не будет большим преувеличением. И тем прочнее это счастье, что к нему всегда можно прикоснуться, сняв томик Пушкина с полки. Думаю, при прочих равных условиях, чтение Пушкина способствует долголетию, как альпийский воздух. У меня такое впечатление, что пушкинисты долго живут. Надо проверить! Но сделать это надо тактично.

Знаменитая пушкинская отзывчивость... Можно сказать - ничего себе отзывчивость! Брал у всех. Что делать? Для гениев все плохо лежит. Он берет чужое, чтобы придать интересным замыслам большую устойчивость. Интересно - но плохо лежит. Так и мы: бокал, стоящий у краешка стола, бессознательно передвигаем к середине стола, при этом отпив от него, если он не пустой.

Да, брал у всех, но всегда делал лучше, чем те, у которых брал. Так что смело можно посоветовать современным поэтам: берите у Пушкина, например, сюжет «Медного всадника». Остается самая малость - написать лучше.

Щедрость художника - источник его обаяния... Обаятельный человек - большой оригинал. Необычайная особенность пушкинской поэтической щедрости состоит в том, что он своей безумной щедрости придавал видимость трезвой нормы.

Некоторые послепушкинские поэты замечали эту видимость трезвой нормы, но стоящую за ней безумную щедрость не воспринимали. Бедняги никак не могли понять, чем они хуже Пушкина. Пушкин гениален не только в том, что он написал, но даже в том, что он не написал. Он гениален в том, что сюжет «Ревизора» и «Мертвых душ» отдал именно Гоголю, Скажем прямо: так Пушкин об этом не мог бы написать. Здесь Гоголь был сильнее, и Пушкин это понял. Но какал интуиция! Какая общенациональная литературная стратегия! И сам Гоголь ничего лучшего не написал, чем эти вещи. Такое впечатление, что Гоголь, обожествлявший Пушкина, сделал все, чтобы доказать Пушкину, что он был достоин его доверия.

Мне думается, трагедия Гоголя во второй части «Мертвых душ» связана с тем, что Пушкина уже не было. Только великий авторитет Пушкина мог спасти Гоголя... Пушкин мог бы ему сказать: «Я тебе не давал замысла на второй том «Мертвых душ». Ты все прекрасно написал, и больше этого не надо касаться, иначе можно сойти с ума». Но, увы, Пушкина уже не было, а Гоголь сам не догадался, что замысел исчерпан. Его уже на «Птице-тройке» в конце первой части чуть-чуть заносило.

Еще при жизни Пушкина Гоголь писал, что «Пушкин - это русский человек в полном развитии, каким он явился на свет через двести лет». Ждать осталось недолго. Как раз к новым выборам нового президента. Надо бы этого «русского человека в полном развитии» и выбрать в президенты по рекомендации Гоголя, но что-то его не видно. Или Гоголь погорячился, или со свойственной ему чертовщинкой подсунет нам нового Чичикова, который окончательно приватизирует новые мертвые души.

Но шутки в сторону. При всем том, что Пушкин не явился на голом месте, величайший скачок в поэзии с появлением Пушкина есть необъяснимое чудо. При необыкновенном богатстве русской поэзии это чудо больше не повторилось. И нет ли в творениях Пушкина высшего знака для нас?

Но есть и загадочность Пушкина как великого национального поэта. Тяжелая глыба империи - и легкий, подвижный Пушкин. Темная, запутанная история России - и ясный, четкий Пушкин. Тупость огромного бюрократического аппарата - и ненатужная мудрость Пушкина, Бедность умственной жизни - и пушкинский гейзер оригинальной мысли. Народ все почесывается да почесывается - а Пушкин действует, действует. Холодный пасмурный климат - а у Пушкина очаровательная средиземноморская теплота даже в описании суровой зимы.

Не правда ли, странный национальный гений! Так и должно быть. Национальный гений, я думаю, бессознательно лечит нацию и культивирует в ней свойства, которые ей необходимы, но находятся в зачаточном состоянии. Однако, читая Пушкина, мы невольно восклицаем вместе с ним: «Здесь русский дух...» Это, прежде всего, изумительный русский язык. Такое впечатление, что он пропустил его через грандиозный самогонный аппарат, возле которого дежурила Арина Родионовна, слегка «принявшая и от этого подчеркнуто бдительная. Хотя Пушкин создал русский литературный язык для всех будущих поколений писателей, но «первач» уже, извините, выпил сам. Так незаметно - со сказками Арины Родионовны, и оставшегося хватило на великую литературу, но «первач» неповторим.

Пушкинская улыбчивость, пушкинская бодрость, пушкинская мудрость, его обузданная вольность, плодоносная грусть не вооружают ли нас мужеством и надеждой, что печальную историю нашей страны в конце концов пробьет пушкинская гармония? Можно ли поверить, что явление Пушкина — случайная игра генов? Некий коктейль природы из горячей Африки и холодной России? Такое скопление великих талантов в одном человеке не могло быть случайным, а могло быть только путеводной звездой, как не может быть случайностью разумность человека вообще и разумность Пушкина в особенности.

Вопросы и задания:

1. Обратите внимание на аргументы в поддержку основной темы, которые выдвигает Фазиль Искандер в своем произведении, руководствуясь законами жанра слова.

2. Для слова, как и для других жанров ораторского искусства, важно не только убедить слушателей и читателей, но и произвести сильное впечатление. Для эссеиста главное - глубина высказывания. Проанализируйте эту закономерность в эссе Ф. Искандера.

3. Обратите внимание, какие жизненные, исторические, литературные ассоциации и личные впечатления возникли у автора при чтении произведений Пушкина, что делает его мысли емкими, интересными?

4. Проанализируйте, к каким сравнениям, метафорам прибегает писатель, какие из них

парадоксальны, неожиданны, но естественны для эссеистического стиля изложения.

5.Обратите внимание на использование поэтических фигур, шрифтово выделенные

слова. Какова их роль?

Попробуйте написать своё «Слово»: «Слово о Лермонтове», «Слово о Маяковском», «Слово о...»

<< | >>
Источник: Трегубова И.Г.. УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ [Текст]: учебно-методическое пособие / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Центр «Абитуриент». - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. - 92 с.. 2015

Еще по теме Слово:

  1. Театр - слово божественное
  2. «Слово есть самая вещь»
  3. Упражнение «Ключевое слово»
  4. Заключительное слово
  5. Глава 11. Слово в заключение
  6. КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЕТСЯ?
  7. КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЕТСЯ?
  8. Для естественного тела слово и понятие неизбежно не совпадают.
  9. По-латыни слово «контекст» и означает связь, соединение
  10. Надгробные деревья — новое слово в деле погребения
  11. Радевик СЛОВО СОВРЕМЕННИКА ОБ ОТТОНЕ ФРЕЙЗИНГЕНСКОМ (около 1170 г.)
  12. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО О КНИГЕ «ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ в ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»
  13. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА «НАУКА» PAH ВЫПУСТИЛА 77 TOMOB СЕРИИ «СЛОВО O СУЩЕМ»
  14. Фигуры речи - обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
  15. Слово «экстремальность», с первого взгляда, рождает ассоциации с катастрофой, войной, терроризмом, насилием, бедствием, цунами, наводнением, пожаром, землетрясением и другими трагическими образами человеческого существования.
  16. Вставьте пропущенное слово: «Традиционное общество, переходное общество, созревающее общество, общество, переживающее процесс сдвига - это ... подход к типологии государственности».
  17. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Материалы XIV Международных Конивских чтений, 2015