<<
>>

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИЕ ИНФОРМАЦИЮ О СВОЕОБРАЗИИ ЖАНРА, ТЕМАТИКИ, ПРОБЛЕМАТИКИ, КОНФЛИКТА, СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ

Литературное произведение анализируется по следующему плану:

• История создания произведения

• Жанр произведения

• Тематика и идея

• Проблематика

• Образная система

• Конфликт

• Художественные особенности.

Рассмотрим каждый пункт по отдельности.

Законы жанра:

A) жанр связан с тематикой и проблематикой произведения

Б) жанр определяет принцип, характер повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, образов.

B) от жанра зависят способы и приемы художественного изображения, изобразительно-выразительные средства

Г) жанр отражает степень (широту) жизненного материала

Д) жанр вбирает в себя пафос произведения, его идейную направленность.

(Например, комедия пронизана сатирическим пафосом, ода - героическим пафосом).

Е) жанру подчиняется характер конфликтов, их развитие в сюжете

Ж) жанру свойственна особая стилевая манера (сравните элегию и оду, драму и комедию)

3) с жанром связаны особенности творческой позиции автора, его отношение к изображаемому.

Основные жанры эпоса: в прозе - эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, новелла

и др.

Жанры лирики: ода, элегия, послание, сонет, стансы, эпиграмма, романс, эпитафия, эклога, мадригал, эпиталама и др.

Жанры драмы: трагедия, драма, комедия и др.

Жанровые разновидности: роман-эпопея, социально-психологический роман, семейно-бытовой, сатирический, исторический, философский, роман-исповедь, военный, авантюрный, роман в письмах, приключенческий, детективный и др.

В сочинениях по теме «Жанровое своеобразие произведения» важно выявить признаки жанра в указанном произведении, показать, что отличает данное произведение из ряда ему подобных по жанру этого же автора или других.

Поэма как жанр

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Можно выделить такие ее разновидности: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, романтическая, лирико-драматическая. В эпоху романтизма поэмы приобретают социально-философский и символико-философский характер («Медный всадник» А.С.Пушкина, «Демон», «Мцыри» М.Ю.Лермонтова).

Для романтической поэмы характерно изображение героя с необычной судьбой, но непременно отражающее какие-то грани духовного мира автора.

Поэма требует знания исторического контекста, заставляет задуматься о смысле человеческой жизни, о смысле истории. Для поэмы в целом характерна широта охвата явлений действительности, значительность этих явлений и масштабность проблем. Повествовательный план соединен в поэме с глубоким лиризмом. Частные переживания в поэме соотносятся с великими историческими потрясениями, частные события возводятся в космический масштаб. Время и пространство поэмы огромны и беспредельны. В произведениях этого жанра затрагиваются проблемы наиболее общего, вечного: смерть и бессмертие, конечное и вечное, встреча и столкновение их. Для поэмы также может быть характерна многосюжетность, композиционная сложность, смысловая насыщенность как целого, так и отдельных эпизодов, символичность, своеобразие языка и ритма.

ЗАДАНИЕ: Докажите, что произведения М.Лермонтова «Мцыри», С.Есенина «Анна Снегина», Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - поэмы.

Тематика и идея произведения

Тема называет основной предмет художественного изображения. Например, тема романа «Война и мир» - подвиг русского народа в войне 1812 года, тема дворянской «семейной хроники», тема личной жизни человека, его путей, его исканий.

Объединение тем создает тематику произведения.

Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная - только одна, основная. Она-то и помогает выявить идею произведения. Например, главной идеей романа Тургенева «Отцы и дети» является возникновение нового революционнодемократического движения в России.

Идея - выражает отношение автора к изображаемым предметам, явлениям, событиям, характерам, обстоятельствам.

Так, к примеру, идейный смысл комедии Чехова «Вишневый сад» выражен устами молодых героев: «Прощай, старая жизнь!..» «Здравствуй, новая жизнь!».

Пусть руководством к выявлению идеи станут слова А.П. Чехова: «Идея - суть произведения».

Проблематика - отражает те или иные стороны общественной жизни, разные свойства, отношения изображаемых характеров.

Проблематика может быть:

• нравственной

• философской

• социально-политической

• семейно-бытовой

• религиозный и т. д.

Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными для многих произведений. (Жизнь и смерть, любовь и ненависть, добро и зло, «отцы» и «дети», проблемы трагического и комического, прекрасного и безобразного в жизни и искусстве). Например:

1. Проблема поиска положительного героя (А.С.Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов, «Евгений Онегин» А.С.Пушкин, «Отцы к дети» И.С.Тургенев, «Обломов» И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский и др.)

2. Проблема смысла жизни / счастья (те же произведения),

3. Проблема чувства и долга (уже - проблема любви)

(А.С.Грибоедов, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Н.Шолохов, М.А.Булгаков и т.д.)

4. Проблема отцов и детей

(Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.)

ЗАДАНИЕ: Определите проблематику драмы А.Островского «Гроза». В чем специфика жанра этого произведения?

Пафос - эмоциональное, художественное выражение идей или, по определению Белинского, «поэтических идей».

В большом художественном произведении всегда много характеров, отсюда и по- лифоничность (многоголосие) пафоса. Но всегда доминируют два-три вида пафоса: героический, патриотический, драматический (например, в романе «Война и мир»); сатирический и комический - в «Мертвых душах»; романтический - в «Мцыри»; романтикореволюционный - в ранних произведениях М.Горького; сентиментальный — в романе Достоевского «Бедные люди».

Идейно-эмоциональный настрой - это пафос произведения. Но есть еще и авторский пафос, т.е. то, какой страстью, каким импульсом движим, чем одержим был автор, создавая свое творение.

ЗАДАНИЕ: Назовите преобладающий пафос в таких произведениях: Б.Васильев «А зори здесь тихие...», М.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», М.Лермонтов «Герой нашего времени».

Конфликт - изображение в произведении противоречий эпохи, борьба между группами действующих лиц или отдельными персонажами, противоборство характеров, идей, настроений.

Если необходимо отметить особенности развития конфликта в произведении, стоит обратить внимание на причины возникновения, его динамики, разрешения, на то, какие силы задействованы в конфликте, чьи интересы они выражают, с какими жизненными принципами, с какой позицией людей, общественного и индивидуального сознания, морали им приходится сталкиваться.

Помните, что художественная ткань произведения на всех его уровнях пронизана конфликтностью: речевые характеристики, поступки персонажей, соотношение их характеров, художественное время и пространство, сюжетно-композиционное построение.

Анализируя произведение, важно отметить, какой конфликт, сколько конфликтов, как они показаны в данном тексте.

Конфликты бывают:

Социальные - столкновение интересов определенных общественных групп, (например, людей с буржуазно-мещанскими взглядами и людей, готовящихся строить новое, подлинно-человеческое общество)

Нравственные - например, в столкновении доброго, совестливого человека с окружающим миром, в котором сместились нравственные нормы.

Психологические - борьба отдельных противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека.

Социально-исторические - например, человека передовых убеждений с бездуховной, беспринципной социальной средой.

Интимно-личные - борьба между личными желаниями и общественным долгом.

Между характером и обстоятельствами.

Конфликт характеров — то есть, героев, принадлежащих к одной социальной среде, но разных по характеру. Конфликт противоборствующих сторон одного характера. Например, борьба в душе героя между страстным порывом к личной свободе и счастью и собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействиями внешних обстоятельств.

Конфликты также могут быть: философские, производственные, семейно-бытовые, этические, религиозные, между «отцами» и «детьми», между старым и новым, общественным н антиобщественным, между богатыми и бедными и т.п.

ЗАДАНИЕ: Определите конфликты следующих произведении: «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Обломов» И.А.Г ончарова.

Художественные особенности произведения

Фабула - цепь событий, сочетание фактов в их логической последовательности.

Сюжет - сущность событий, их смысл.

Помним, что фабула и сюжет произведения не всегда совпадают. Характерный пример - «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, где последовательность происходящих с Печориным событий не согласуется с порядком их воспроизведения в тексте романа. Такая особенность связана с замыслом автора: показать психологию души героя.

Элементы сюжета:

A) Экспозиция - изображение жизни в период, предшествующий завязке.

Б) Завязка - начало действия, возникновение конфликта.

B) Развитие действия,

Г) Кульминация - наивысшая очка напряжения.

Д) Развязка - момент окончания действия.

Е) Эпилог - финал, отдельный от действия основной части текста.

Нарушение данной структуры (наличие двух конфликтов, отсутствие экспозиции и т.п.) будет составлять своеобразие композиции.

Особенностями композиция также могут быть:

• контрастное построение (на основе противопоставления)

• рассказ от лица автора или от лица героя

• повествование с обрамлением, или кольцевая композиция

• включение различных отступлений, вставных эпизодов, подробных описаний

• непоследовательность событий, нарушение хронологии

• ведение развития действия в разном композиционном ритме, с разным количеством кульминаций (так, центральными событиями в «Преступлении и наказании» могут считаться помимо убийства все напряженные диалоги главного героя с его духовными «оппонентами» - Порфирием Петровичем и Соней Мармеладовой)

• раскрытие литературного образа через композиционное сопоставление его с другими героями (Печорин - через сравнение с Грушницким, Вернером, Максимом Максимычем)

• композиционную роль в произведении могут также играть описания природы (финал романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева), детали предметного мира (дорожная шкатулка Чичикова) и т.п.

ЗАДАНИЕ: Проанализируйте план к теме: «Роль композиции романа

М.Ю.Лермонтова «Г ерой нашего времени» в раскрытии личности Печорина».

1. Основная задача Лермонтова в романе: показать в реальной обстановке героя своего времени.

2. Своеобразие композиции романа как основного средства раскрытия характера и внутреннего мира Печорина:

A) отсутствие единого сюжета (полифоническая структура произведения);

Б) наличие трех рассказчиков;

B) нарушение хронологии событий.

3. «Журнал Печорина» - трагическая исповедь человека эпохи «безвременья».

4. «Герой нашего времени» - оригинальный по своему построению пример реалистического романа.

5. Напишите заключение к данной теме.

<< | >>
Источник: Трегубова И.Г.. УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ [Текст]: учебно-методическое пособие / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Центр «Абитуриент». - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. - 92 с.. 2015

Еще по теме ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИЕ ИНФОРМАЦИЮ О СВОЕОБРАЗИИ ЖАНРА, ТЕМАТИКИ, ПРОБЛЕМАТИКИ, КОНФЛИКТА, СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ:

  1. Отдельные темы итогового сочинения 2014-2015 учебного года
  2. 2. Противоречивые и конфликтующие темы.
  3. ПРОИЗВОДСТВО ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ О ПРИЗНАНИИ ИНТЕРНЕТ-КАЗИНО, ПРОДУКЦИИ ИНОСТРАННОГО СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, СОДЕРЖАЩЕЙ ИНФОРМАЦИЮ, ПРОТИВОРЕЧАЩУЮ ЗАКОНАМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, НЕЗАКОННЫМИ
  4. Какую информацию должен содержать реестр собственников?
  5. На сегодняшний день система инвестиционного законодательства отличается определенным своеобразием.
  6. Статья 13.11.1. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера Комментарий к статье 13.11.1
  7. Глава II СВЕДЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОЗДАННОЙ СРЕДСТВАМИ ЭВТ В УКРАИНЕ
  8. Вопрос 89. Каким образом совершаются сделки в некоммерческой организации и совершаются иные действия при наличии конфликта интересов?
  9. Статья 5.54. Неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете) Комментарий к статье 5.54
  10. Статья 6.29. Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности Комментарий к статье 6.29
  11. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:
  12. Вводная часть Сущность проблематики
  13. 7.1. Сведения и документы, содержащиеся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
  14. Итак, невнимание взращивает образы, внимание освобождает сознание от образа,
  15. Правовая проблематика в концепциях славянофилов и западников ставилась в ракурсе общих культурологических и исторических вопросов.
  16. Образ будущего и образ прошлого, или футурология против истории.
  17. Что касается права акционера на участие в общем собрании, то здесь необходимо отметить, что оно теснейшим образом связано с правом акционера на информацию.
  18. Ho что такое «образ образа»? Как это понять?
  19. Каким образом оформляется протокол общего собрания с использованием системы?
  20. Образ будущего, образ настоящего и физическая картина мира, или правы ли «физики» в обвинениях «переписываемой» истории?