<<
>>

ТЕЗИС - половина успеха

Вопрос требует ответа. Самое важное теперь - установить, насколько хорошо понимается тема, выбранный подход к ней. Если можете чётко и достаточно кратко, 1 - 2 законченными предложениями ответить на свой же собственный вопрос к теме, значит, вы знаете, что именно будете доказывать в работе.

ОТВЕТ на вопрос - ТЕЗИС сочинения, главное предложение всей работы, то, к чему надо привести все ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы). ТЕЗИС надо заранее иметь как цель, им следует выверять всё, о чём пишется в сочинении.

Итак, формулируя ТЕЗИС сочинения, вы ставите перед собой конкретную и до конца понятную задачу.

4. Подбираем аргументы

Г лавное достоинство сочинения - точность, целенаправленность доказательства.

Работа по отбору доказательств и организации материала должна быть проведена исчерпывающе, вот почему так важно понимать, что нужно хорошо помнить литературный материал для выбранного объёма темы.

Первичным и в то же время основным элементом любого анализа является СРАВНЕНИЕ:

• параллельное сравнение различных героев или

• сравнение различных этапов жизни одного героя

• сравнение поведения героя в различных жизненных ситуациях, его отношения к разным людям и т.

д.

Гуманизм лирики А.С. Пушкина

Вопрос Тезис(ответ)
Как проявляются черты гуманизма в вольнолюбивой лирике А.С. Пушкина? (Общая форма: «Какими средствами. ») На протяжении всего творчества Пушкина в его вольнолюбивой лирике развиваются гуманистические идеи - от прямых антидеспотических деклараций к глубокому философскому неприятию насилия человека над человеком
________________________________ Аргументация________________________________
1) Время написания стихотворений «Вольность», «К Чаадаеву», «Анчар»; характеристика соответствующих периодов истории России и творчества Пушкина;

2) жанровая и сюжетная основа анализируемых стихотворений (ода, послание, легенда);

3) идейно-тематическая основа анализируемых стихотворений (политическая декларация, изображение развивающегося сознания, философски обобщённая история);

4) сравнительная характеристика словесных, ритмических, фонетических средств;

5) «последействие», эмоциональный итог анализируемых стихотворений (обличение, призыв, размышление);

6) сравнительная характеристика анализируемых стихотворений современниками Пушкина.

Вопрос

Тезис (ответ)

Какое место в галерее «мёртвых душ» занимают Манилов и Плюшкин? (Общая форма: «Какова роль в контексте...»)__________________________

Манилов и Плюшкин - «крайние» в галерее «мёртвых душ», парадоксально смыкающиеся по своей сути.

Аргументация

1) Отношение к хозяйству Манилова и Плюшкина:

• состояние деревни;

• состояние усадьбы;

• управление хозяйством.

2) Человеческие качества Манилова и Плюшкина:

• портретная характеристика;

• отношение к семье;

• угощение Чичикова.

3) Отношение Манилова и Плюшкина к продаже «мертвых душ».

Помещичий мир Г оголя

Обломов и обломовщина

Вопрос Тезис (ответ)
Зачем автор столкнул (сопоставил) Обломова с «визитёрами», Ольгой и Штольцем? Чтобы показать, что жизненное явление, названное обломовщиной, означающее существование, остановившееся в своём развитии, замкнувшееся на самом себе, заведомо неполноценное, и главный герой - не одно и то же, что Обломов не всегда «укладывается в рамки» названного явления, многообразные проявления которого продемонстрированы в романе Г ончарова как губительные для личности человека и общества в целом.
________________________________ Аргументация________________________________
1) «Обломовщина» Обломова: лень, отсутствие стремления к изменению, скука, подмена жизни расплывчатой мечтательностью, безволие:

2) двойственность героя, борьба «обломовщины» с «истинной деятельностью сердца» героя:

• неприятие Обломовым «активных» форм существования волковых, судьбинских, тарантьевых, пенкиных - пустопорожней суеты, обманчивой деятельности, суть которых - замкнутость только на собственных интересах, отсутствия добросердечного отношения к человеку;

• протест Обломова против стяжательства, лжи, лицемерия, нездорового соперничества «делового мира» Штольца;

3) «Тихое, одинокое, исключительное счастье» Штольца и Ольги как одно из многообразных проявлений обломовщины в романе.

5. Пишем вступление

Чтобы расширить границы сочинения, показать экзаменатору, что вы знаете всё необходимое и даже, может быть, сверх того, но сознательно ограничиваете себя определёнными рамками (и это свидетельствует как раз о дисциплинированности ума), - для этого и существует такая часть сочинения, как ВСТУПЛЕНИЕ.

Во вступлении можно решить ДВЕ ЗАДАЧИ:

1. Объяснить своё понимание названия темы - постольку, поскольку оно нуждается в объяснении. И здесь существуют различные подходы и различные типы вступления.

2. Объяснить необходимое сужение темы.

ВНИМАНИЕ!!! Типичной ошибкой является попытка сразу начать составлять и набрасывать на черновике первые фразы сочинения. Помните обязательное требование любой исследовательской работы: вступление, или введение, обдумывается только после того, как ясны все позиции главной части, потому что только после планирования главной части становится понятно, чего в ней недостаёт, что требует предварительных разъяснений. Эта ошибка ведёт к общим фразам, к расплывчатости всей работы в целом и весьма облегчает работу экзаменатора - найти основание для снижения оценки.

Работа над вступлением Гуманизм лирики А.С. Пушкина

Объяснение название темы (конспект) Объяснение сужения темы (конспект)
Гуманизм как философское течение. Проникновение идей гуманизма в Россию. (Просвещение, Великая французская революция, Отечественная война 1812 года). Освоение идей гуманизма Пушкиным (лицей, круг чтения, круг друзей) Гуманизм - основная черта лирики Александра Сергеевича Пушкина. Основные мотивы лирики Пушкина - вольнолюбивая, патриотическая, интимная, о поэте и поэзии. Вольнолюбивая лирика наиболее остро ставит проблемы гуманизма в общественном смысле, проблемы взаимоотношений личности и общества, личности и власти.

Помещичий мир Г оголя

Объяснение название темы (конспект) Объяснение сужения темы
«Мёртвые души или Похождения Чичикова». Авантюрный роман - поэма о российской действительности. Место образов помещиков в поэме. Гоголь о роли помещиков в России. Тщательность сравнительного анализа помещиков.
Парадоксальность выводов. Наиболее характерно эта парадоксальность проявляется при сопоставлении первого и последнего из галереи помещиков - «мёртвых душ»: Манилова и Плюшкина______________

«Мёртвые души или похождения Чичикова» - так было написано на титульном листе первого издания этого знаменитого произведения Н.В.Гоголя. Такое название очень точно отражает особенности содержания: с одной стороны, это авантюрный роман о похождениях мошенника, с другой - поэма о российской действительности. Глубокий вопрос, который Г оголь задаёт себе, читателям, всей России: что есть эта страна, загадочная даже для живущих в ней?

Образы помещиков, с одной стороны, принадлежат миру авантюрного романа, но, с другой стороны, сама масштабность подхода Гоголя к изображению этих персонажей, художественный размах в построении галереи «мёртвых душ» расширяют и углубляют авантюрный мир, способствуют проникновению в него исторического времени.

Гоголь считал помещичье сословие, наряду с чиновничеством и крестьянством, важнейшей составной частью народа России. Помещик - сельский хозяин, организатор производства, верховная власть для крестьян! Поэтому так тщательно, во всех деталях Гоголь пишет о помещиках.

Можно выделить три основных вопроса, которые задаёт Гоголь каждому из этих персонажей. Во-первых, как помещик выполняет свою основную общественную обязанность (правление хозяйством)? Во-вторых, каковы его человеческие качества? В-третьих, как он относится к фантастическому предложению Чичикова?

Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин - все они подвергаются своеобразному сравнительному авторскому анализу, причём этот анализ обнаруживает странные вещи. Единственный крупный и крепкий хозяин, по-деловому заботящийся о крестьянах, - это «кулак» Собакевич. Кстати, и обед только у Собакевича «просто сытный», «без дураков», у Коробочки нормальный, но всё-таки - завтрак! И нелепое предложение Чичикова Собакевич подхватывает с полуслова: «Вам нужно мёртвых душ?..

Извольте, я готов продать». А самый, казалось бы, легкомысленный и вздорный из помещиков, Ноздрёв, не только не продаёт «мёртвые души», но и в немалой степени способствует тому, что Чичикову приходится убегать и губернского города N...

Наиболее характерно эта странность, парадоксальность проявляется при сравнении Манилова, с которого начинается галерея «мёртвых душ» с Плюшкиным, которым она заканчивается.

На первый взгляд, нет ничего более различного, чем эти люди. Но.

6. Пишем заключение

В заключении, как и во всём сочинении, не должно быть случайных, необязательных слов.

В заключении должен быть выдвинут новый тезис, расширяющий тезис главной части. Тезис заключения не требует доказательства, он должен быть только заявлен - возможно, более широко и масштабно.

Другими словами, заключение - это не просто выводы (главный вывод делается в последних фразах главной части), это выход из достаточно узкой системы конкретных доказательств ученика в широкий мир русской литературы, включение анализируемого произведения в литературный контекст. Нужно как бы связать те частные примеры, которые проанализированы в главной части сочинения, с пониманием сути творчества того или иного писателя, тенденций литературного процесса.

Тема Тезис заключения (конспект)
Гуманизм лирики А.С. Пушкина Развитие гуманистических идей в лирике А.С. Пушкина, их переход из чисто политической области в область нравственную, философскую, соответствовало основным тенденциям русского общественного самосознания. Тем самым лирика Пушкина явилась реалистическим отражением мыслей и чувств его современников в конкретной исторической ситуации, положило начало широкой историколитературной традиции (Лермонтов, Некрасов, Блок.)__________________________________
Помещичий мир Гоголя Царство абсурда в помещичьем мире. Противоречия Гого- ля-художника и Гоголя-мыслителя.
Реализм абсурда. Гоголевская традиция в русской литературе.___________

ПРИМЕР. Таким образом, сравнение Манилова и Плюшкина показывает, что в помещичьем мире Гоголя царствует абсурд. Самый бережливый оказывается равен самому расточительному, самый культурный - самому одичавшему. Отражение абсурдности мира и есть главная черта гоголевского творчества, главный его вклад в развитие русского реализма. Гоголь-художник, отразивший глубинную абсурдность современной ему российской действительности, оказался более прав, чем Гоголь-мыслитель, безуспешно пытавшийся найти в этой действительности светлое, разумное начало и продолжить 1 том «Мёртвых душ», «Ад», вторым, «Чистилищем», а затем и «Раем». Талант оказался сильнее надуманной схемы, а 1 том «Мёртвых душ» - цельной, законченной книгой, открывшей новую страницу в истории русского реализма. Эту страницу дописывали и Ф.М. Достоевский, и М.Е. Салтыков-Щедрин, и А.П. Чехов, и М. Булгаков - такие разные писатели, но все в той или иной степени, по их собственным признаниям, - ученики Гоголя.

Пример рабочего плана по теме:

«Г ерой и эпоха в комедии А.С. Г рибоедова «Г оре от ума»»

Элементы содержания Содержание
1 Объем темы Взаимоотношения Чацкого и Молчалина с Софьей (действие I, явл. 5,7; действие II, явл. 7, 8,11,12; действие III, явл. 1,3,14,22; действие IV, явл. 3,10,12,13,14)._________________________
~ Вопрос к теме С какой целью Грибоедов противопоставил Чацкому Молчалина в любовной интриге комедии?___________________________
~ Ответ (тезис) чтобы продемонстрировать, что и в личных отношениях, наиболее подробно освещённых в комедии, Чацкий и Молчалин - непримиримые антиподы, что «Молчалины блаженствуют на свете!»______________________________________________
Аргументы Цели Чацкого и Молчалина по отношению к Софье (Чацкий приехал свататься - Молчалин ухаживает из угодливости); средства Чацкого и Молчалина по отношению к Софье (Чацкий искренен до глупости - Молчалин носит необходимую маску); отношение Софьи к Чацкому и Молчалину («оригинальность» любви к небогатому Молчалину; возрастание ненависти к Чацкому - разрушителю идеала);

Финал взаимоотношений (крах Софьи, разочарование Чацкого, минимум потерь для Молчалина);

Рассуждение о дальнейшей судьбе Чацкого и Молчалина (Молчалин дойдёт «до степеней известных» - Чацкий нет).

~5~ Вступление(конспект) Объяснение названия темы.

Эпоха 1815 - 1825 гг. в России характеризуется нарастанием в обществе противоположных тенденций: будущие «декабризм» и «николаевщина». Кто может быть назван героем эпохи? Краткая характеристика второстепенных претендентов: Скалозуба, Репе- тилова, Горича. Объяснение выбора автором Чацкого и Молчалина как главных участником сквозного действия пьесы. Объяснение сужения темы.

Чацкий и Молчалин - антиподы во всём. Мы знаем их взгляды на службу, на общественные обязанности. Существует сцена прямого «идеологического разговора героев, однако гораздо больше места в комедии занимают их взаимоотношения как соперников в любви. Эти взаимоотношения не только отражены значительно подробней, но и насквозь «идеологичны».

~6~ Заключение (конспект) Вопреки традициям классицизма, вопреки собственным симпатиям и антипатиям, Грибоедов не отдал сценической победы положительному герою. В этом его трезвое понимание сущности надвигающегося общественного порядка («николаевщины»), в этом его заслуга перед русской драматургией как основоположника реалистического направления. Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим». Гоголь: «Без «Горя от ума» был бы невозможен «Ревизор»._________________________________

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах

на учебный год 2014/2015

Темы сочинений объединены в 5 блоков. Каждый регион получает на экзамене свою, конкретную тему, связанную с указанным направлением. Темы 2014/15 уч.г.:

1. «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

2. Вопросы, заданные человечеству войной.

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

4. Спор поколений: вместе или врозь.

5. Чем люди живы.

<< | >>

Еще по теме ТЕЗИС - половина успеха:

  1. Правила по отношению к тезису аргументации
  2. 2-В. Тезисы. Основные рекомендации по структуре и содержанию
  3. I. Тезис
  4. 1.1. Основополагающие тезисы антимонопольной теории
  5. Слагаемые успеха
  6. ТЕЗИСЫ К УЧЕНИЮ ОБ ИСКЕ В КОНТЕКСТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  7. Тезисы о возобновлении понимания
  8. Ваше стремление к успеху
  9. Жизнь по принципу: «Только успех!»
  10. . Политические и правовые учения в России во второй половине XIX — первой половине XX в.
  11. Тезисы лекций по курсу «Конституционное право РФ»
  12. Основополагающие тезисы концепции телесности познания
  13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ДВЕНАДЦАТЬ ТЕЗИСОВ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.
  14. Международное положение Османской империи во второй половине XVI — первой половине XVII в.