<<
>>

Виды вступлений к сочинению

Познание начинается с удивления.

Аристотель

С чего начать сочинение? Какими будут его первые фразы? Как подойти к раскрытию понимания темы - с вопроса, с восторженного отношения к прочитанному, с удивления?...

Каждый решает сам. Но есть некоторые приемы, которые помогут оформить вступление к работе.

ЗАДАНИЕ: перед вами - начала сочинения. Удачны ли они? Чего, по-вашему, им не хватает?

- Мотивы лицейской дружбы не случайно занимают такое большое место в лирическом творчестве Пушкина...

- Любовная лирика Пушкина, являясь неотъемлемой частью мировой поэзии, не утратила своего значения и в наши дни...

- Решая проблему жанра «Мертвых душ», следует задуматься над вопросом, почему автор назвал свое произведение поэмой...

Помните! Вступление будет удачным, если его будут отличать: своеобразие, оригинальность, неожиданность.

Девизом вашего вступления пусть станут слова Аристотеля: «Познание начинается с удивления».

Помните: материал, который используется во введении, должен подводить фундамент под тему.

«Технические приемы» вступления:

• вопросы, подразумевающие в основной части сочинения ответы на них;

• многоточия (фигура умолчания);

• односоставные предложения.

Условно можно выделить 9 видов вступлений.

• Историческое - характеристика соответствующей эпохи.

• Биографическое - сведения из биографии писателя, обязательно связанные с произведением, темой сочинения.

• Сравнительное - сравнение произведений, рассматривающих одну и ту же проблему, сравнение эпох, литературных течений и под.

• Аналитическое - анализ понятий, включенных в название темы. Например: «Комическое и трагическое в романе Гончарова «Обломов».

• Цитатное - начало с ключевой фразы из анализируемого произведения.

• Пояснительное - пояснение, размышление автора по интересующему вопросу (фрагмент письма фраза из черновика и т.п.)

• Критическое - критическая оценка анализируемого произведения, относящаяся непосредственно к теме.

• Личностное - общечеловеческие, личностные рассуждения о заинтересованности данной темой, впечатление, вызванное анализируемым произведением.

• «Опрокинутое начало» - заключительные строки произведения, финальные слова, произнесенные героем, от которых - размышления: как, почему сюжетная линия, судьба персонажа пришла именно к такому концу.

Примеры вступлений к сочинению Историческое вступление Тема: «Большие темы маленьких рассказов Чехова».

Восьмидесятые годы XIX века вошли в историю России как эпоха безвременья. Политическая реакция, воспользовавшись убийством Александра II и покушением на Александра III, установила террористический режим в стране. На поверхности политической жизни все казалось сонным, равнодушным, мрачным и безнадежным. В такое время вошел в русскую литературу новый могучий писатель - А.П.Чехов, ставший творцом маленького рассказа, который вобрал в себя повесть, роман, доказав тем самым непреложность чеховского афоризма: «Краткость сестра таланта».

Будьте осторожны, подобный тип ведения, как правило, не отличается большой оригинальностью, часто может «увести» от темы. Это же касается и следующего типа введения.

Биографическое вступление

Чтобы избежать неудачи, выбрав подобное начало, постарайтесь воспользоваться какой-то одной исторической или биографической подробностью.

Тема: «Гражданская лирика Пушкина».

11 января 1825 года Пушкина в Михайловском навестил Иван Пущин, и встреча эта не случайно стала ключевым моментом в понимании сложных взаимоотношений Пушкина и декабристов.

Тема: «Мотивы дружбы в лирике А. Пушкина»

Летом 1817 г. 29 юношей прощались с Царским Селом, с любимыми парками и прудами, со знаменитыми дворцами и беседками, где им так славно мечталось в тишине, с наставниками, хранившими их юность, и с Лицеем, который навсегда останется для них родным домом. Никто не сможет выразить это лучше Пушкина: «Куда бы нас не занесло, все те же мы: нам целый мир - чужбина, Отечество нам Царское Село».

Сравнительное вступление Тема: « Он «лиру посвятил народу своему».

Пушкин и Лермонтов, обращаясь в своих произведениях к Родине, видели национальное величие русского народа, его историю, славу боевых побед, подвиги великих мужей, наконец, простор русских степей, с детства знакомую и неповторимую природу. Для Некрасова в понятие Родины входил прежде всего трудовой народ, крестьянин - кормилец и защитник земли русской. Поэтому патриотизм поэта был органически связан с антидворянским протестом против угнетателей мужика

Аналитическое вступление Тема: «Романтический мир В.А.Жуковского»

«Романтизм - это душа». Известно, что Марине Цветаевой очень нравилось такое поэтичное и высокое определение романтизма, которое дал В.Жуковский. Впрочем, это далеко не научное определение удивительным образом перекликается с другими формулами романтизма: «Подлинным содержанием романтизма служит абсолютная внутренняя жизнь» (Гегель). «Романтизм есть не что иное, как апофеоза личности» (И.С.Тургенев). Поразительно, что все эти формулы как нельзя лучше подтверждаются поэтическим опытом самого Жуковского.

Тема: «Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе Горького «На дне».

Проблема гуманизма - одна из тех проблем, которые называются вечными. Правда и ложь, любовь и ненависть, человечность и жестокость, милосердие и равнодушие - все эти оттенки проблемы гуманизма всегда волновали людей, поэтому и писатели всех времен вновь и вновь обращались к этой теме, каждый по-своему раскрывая ее.

Цитатное вступление Тема: «Образ России в лирике Пушкина».

Сквозь волнистые туманы пробирается луна На печальные поляны льет печально свет она... Как говорила Марина Цветаева, невозможно представить, что было время, когда этих пушкинских стихов не существовало, что они просто написаны пером на бумаге. Кажется, будто они существовали всегда, как явление природы, как божественное чудо, и просто до поры не были нам известны. Эти стихи, как и многие известные шедевры Пушкина, невозможно анализировать, применяя к ним законы теории стиха, потому что их магия противится холодному рассудочному подходу.

Пояснительное вступление

Тема: «Назначение поэзии и образ поэта в лирике Пушкина».

В 1825 году А.Пушкин пишет Жуковскому из Михайловского: «Ты спрашиваешь, в чем цель моих «Цыган»? Вот на! Цель поэзии - поэзия. Думы Рылеева и целят, и все невпопад». Вопросы о цели, назначении, смысле поэзии волновали Пушкина с первых шагов его творчества.

Критическое вступление Тема: «Лирический герой Пушкина и Лермонтова».

«Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полосами - созерцанием и действием, - писал Д.Мережковский».

Тема: «Проблема лишнего человека в русской литературе XIX века».

«Это первый страдалец русской сознательной жизни, - писал Достоевский об Онегине, - это дитя эпохи, это вся эпоха в первый раз сознательно на себя взглянувшая».

Личностное вступление

Этот вид вступления условно можно подразделить на 3 разновидности:

«От «Я».

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, волнует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени.

«Киношный»

.. .Ненастная ночь. За окном шумит дождь. А у меня на коленях томик стихов Пушкина.

«Дневниковый».

Обломов... Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю к нему то неприязнь, то какую-то теплоту, то жгучую досаду. А то ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня.

Тема: «Мне не стало хватать его...» (Любимый поэт)

Я не буду утверждать, что В.Высоцкий лучше и талантливее других поэтов, что он нравится мне больше всех. Но сейчас именно он интересен мне. И как смелый, бескомпромиссный поэт-гражданин, не поступившийся совестью в десятилетия застоя, и как раскованный человек, способный на озорство, насмешку, дерзость, умеющий верить в чудо и создавать его.

Тема: «Пушкин в моей жизни».

Пушкин... Трудно вспомнить дату моего первого знакомства с ним. Сколько я себя помню, я всегда его любила. Еще не умея читать, я с удовольствием рассматривала картинки к его сказкам.

А потом пошли «У Лукоморья дуб зеленый», «Ветер по морю гуляет», «Буря мглою небо кроет» и так далее вплоть до 9 класса, когда я прочла «Я к вам пишу, чего же боле». Да. Пушкин всю жизнь с нами рядом: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях, в театральных спектаклях и концертных программах. Он стал частицей каждого из нас, частицей Родины.

«Опрокинутое начало»

Довольно эффектный прием, который дает определенный настрой всему сочинению. Тема: «В чем трагедия Раскольникова?»

«Сибирь. На берегу широкой пустынной реки стоит город..., в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже 9 месяцев заключен ссыльнокаторжный второго разряда, Родион Раскольников. Со дня преступления его прошло почти полтора года». Такие строки читаем мы в эпилоге романа Достоевского «Преступление и наказание». Как, за что осужден этот человек, который «не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявлял желание сам еще более обвинить себя». Как смог он дойти до преступления, что мыслил при этом, как оценивал себя при содеянном и почему так волнует судьба этого человека, заставляя не только сопереживать ему, размышлять вместе с ним над тем, что он совершил, но и считать его при этом фигурой трагической?

Давайте попробуем заглянуть в его жизнь, в его душу, пройдем с ним по улочкам Петербурга, перелистаем вместе с автором страницы его бытия.

Если у вас большие затруднения с началом сочинения, используйте «пожарный вариант»: вступление, условно названное по его первой строке:

«Есть книги, которые...»

Есть книги, которые надо читать медленно, как можно медленнее, потому что они заставляют размышлять над каждой фразой и любоваться целыми страницами. Особый дух есть у этих книг, своя душа. «...» - одна из таких книг.

Не увлекайтесь подобным видом вступления, хотя в некоторых случаях обращение к такому началу может быть оправданным. Главное, напишите об истинных чувствах, размышлениях, которые будит в вас эта книга.

Практикум: попробуйте свои силы в написании подобных строк, чтобы начать разговор о произведениях военной тематики.

ЗАДАНИЕ: Подберите темы к данным вступлениям, определите тип вступления.

1. В 1823 году Пушкин пишет Вяземскому из Одессы: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница».

2. «И долго еще суждено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые миру слезы», - читаем мы на страницах поэмы Г оголя «Мертвые души».

3. Фантастика - особая форма отображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных», образах выражает миросозерцание человека. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Гоголя, который активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях.

4. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» создавался во время подготовки крестьянской реформы Александра II и вышел в свет в 1862 году. Это время отмечено усилением в общественной жизни страны роли демократической интеллигенции. И основной темой своего произведения Тургенев избрал конфликт между разночинской и дворянской идеологиями.

5. Малый театр. Гаснет свет. Зал полон. В антракте горячо обсуждаются проблемы, поднятые А.С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума». Девятнадцатый век... а сейчас кончается век двадцатый. Но и сегодня «Молчалины блаженствуют на свете», а у Чацких «горе от ума». Почему же бессмертна комедия? Почему пороки не изжиты? Почему и сейчас лучшие умы России готовы воскликнуть: «Карету мне, карету!»?

6. Читаю «Темные аллеи» Бунина и проникаюсь сладкой завистью к человеку, кото

рый оставался влюбленным в жизнь в своем немолодом возрасте. Мне кажется, что написать такие строки, где все пронзительно, как звук скрипки, мог только человек с редчайшим талантом - умением любить! От этих рассказов исходит такая мощная энергия, что совершенно забываешь: человеку, писавшему

их, было за шестьдесят.

ЗАДАНИЕ:

Напишите небольшое вступление к данным темам. Продумайте, какой тип введения будет являться наиболее подходящим.

1. Мой Лермонтов.

2. Назначение поэта и поэзии в лирике Некрасова.

3. Истинный и ложный патриотизм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

<< | >>
Источник: Трегубова И.Г.. УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ [Текст]: учебно-методическое пособие / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Центр «Абитуриент». - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. - 92 с.. 2015

Еще по теме Виды вступлений к сочинению:

  1. Рецензия на сочинение
  2. Лингвистическое сочинение Как сформулировано задание 15.1?
  3. Количество абзацев в сочинении
  4. Критерии сочинения-рассуждения по тексту
  5. Структура сочинения
  6. Написание сочинения-рассуждения 15.1.
  7. Исторические сочинения
  8. Исторические сочинения
  9. Работа над сочинением
  10. Памятка «Как работать над сочинением»
  11. Пример формулировки задания к сочинению 15.3
  12. ВСТУПЛЕНИЕ
  13. Приведение литературных аргументов в сочинениях публицистического стиля
  14. а) Вступление во владение
  15. Сочинение-рассуждение по тексту 15.2.
  16. Сочинение-рассуждение задания 15.3
  17. Заключительная часть сочинения
  18. ВСТУПЛЕНИЕ