<<
>>

ЗАДАНИЕ: Проанализируйте стихотворение Ф.И. Тютчева, используя приведенный выше план анализа, который поможет вам прочувствовать настроение лирического героя, лексические тонкости текста, приемы, используемые автором, чтобы передать свои мысли и чувства.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный — Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла,

Г ромокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.

ЗАДАНИЕ: Вам предложен краткий лингвистический анализ стихотворения К. Бальмонта. Внимательно прочитайте его. Вы увидите, как анализируется стихотворный текст с лингвистической точки зрения. А теперь попробуйте изложить этот же анализ (письменно или устно), но так, чтобы чувствовалось - вы прониклись этими строками, любуетесь ими, они навевают массу ассоциаций, воспоминаний, чувств... Для этого добавьте личностную оценку того, о чем вы повествуете, добавьте эмоционально окрашенные предложения, чтобы получилась не сухая интерпретация текста, а живое, проникновенное осмысление его, пропущенное через сердце и через сознание.

Сто верст пожара, Вся в синих дымах,

Откуда он? И вся в огне.

Сокрылось солнце в клубах пара, Приют видений нелюдимых,

Затянут дымом небосклон. Бродяге, ты желанна мне.

Ползет шипенье, Тайга, ты тайна

Горит тайга. В пути слепом.

Огнистых змеев льется пенье, Твоя нетронутость бескрайна,

И бьет поток о берега. В тебе бездомному есть дом.

К. Бальмонт

Стихотворение К.Бальмонта навеяно впечатлением от конкретного события (см. пометку автора: «Подъезжая к Омску. 1916. 29 мая») - пожара в тайге; он связывает мысль о ее просторах и величии («твоя нетронутость бескрайна») с темой путешествия, вечного скитания и поисков человека («желанна мне»; «бродяге»; «бездомному есть дом»), в результате обретается душевное равновесие, проявляется связь с миром, величие которого осознается поэтом.

Это лирическое стихотворение-размышление, вывод которого навевается через подтекст и ассоциации (пожар - гибель дома-леса - мысль о бесконечном богатстве живой природы - человек-частичка этого мира).

Стихотворение состоит из 4-х строф, организованных по две строки, ритмически расчлененных (5 и 4, 9 и 8-сложных), написано вольным ямбом, что создает ощущение движения, активной сменяемости картин происходящего.

Выделяется звуковой образ огня: наличие свистящих и шипящих согласных [з], [с], [ж], [ш], гласных [о], [а] в двух начальных строфах, перекликающихся и с аллитерациями конечных строф, звукоряд [и-э-о-э] (Огнистых змеев льется пенье) и [и-э-и] («Приют видений нелюдимых») усиливает впечатление свиста пламени.

Стихотворение насыщено именами-существительными в своей 1 части: они запечатлевают конкретные образы-картины (пожар, солнце, пар, дым), глагол «сокрылось» и страдательное причастие «затянут» - прошедшего времени совершенного вида - передают динамичность в развитии стихии пожара. В 1 части лишь одно прилагательное-образ; вся она жестоко конкретна по обрисовке ситуации. Этому способствует синтаксическая структура: все предложения простые, слабо распространены, глагол-сказуемое выносится на первое место («Ползет шипенье», «горит тайга»), отсутствуют повторы. Лишь 1-е предложение-зачин вопросительное, и ему отводится роль организующего в дальнейшем поэтическом описании.

Образный строй стихотворного текста в 1 части не осложнен: метафоры «огнистый змей» (об огне), «льется пенье» (о шуме огня) несут в себе олицетворение стихии («ползет», «льется»); выбор определения «огнистый» вместо огненный удачен: порождает дополнительные ассоциации по цвету (сравним: серебристый, золотистый).

Восстановление прямого порядка слов (подлежащее - сказуемое: «Шипенье ползет», «тайга горит») лишит текст стихотворения упругости, динамичности.

Практикум

Познакомьтесь с еще одним отрывком из сочинения, показывающим как можно соединить анализ текста с личностным восприятием.

«За каждым словом «царскосельской веселой грешницы» - Анны Ахматовой - душевная боль, которую поэт несет миру, призывая его разделить страдания, а оттого становясь ближе и дороже каждому читательскому сердцу.

Стиль Ахматовой - та удивительная простота, которая всегда и характеризует подлинное чувство, та немногословность, что потрясает, тот лаконизм, что заставляет меня вглядываться в ее строки; ища в них разгадки волшебной гармонии, звенящей там.

Брошена. Придуманное слово!

Что же я, цветок или письмо!

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Потеря друга, любимого - и это выражается столь лаконично, что словно испытываешь тот подступающий к горлу ком, который мучил лирическую героиню в тот миг. Образы легки и словно приглушены, но это - подавленные в себе явления подлинной муки скорбящей души».

Практикум

Вы закончили свою работу: сочинение - анализ стихотворения. Чтобы проверить себя, смогли ли вы увидеть его сложную взаимосвязь формы и содержания, посмотрите, смогли ли в своей работе ответить на такие вопросы:

• В чем своеобразие данного стихотворения?

• Какими средствами и приемами создается образ, передается настроение? Как «работает» тот или иной прием в художественном тексте? Какой эффект достигается с его помощью?

• Почему поэт выбирает именно его из громадного арсенала изобразительновыразительных средств? Каким традициям следует поэт? В чем его новаторство?

• Что нового вносит поэт в традиционную тему, в чем своеобразие его решения темы?

• В чем своеобразие этого текста в сравнении с другими произведениями поэта и его предшественников?

Анализ лирического стихотворения можно делать также вот с такого, «зашифрованного» его переосмысления по ВСЧП:

В - (ВИЖУ) - (фактуальная информация) /какие картины представляются при чтении этого стихотворения, каково целостное, «зримое» его восприятие, движение лирического сюжета, композиция, основной формальный прием, на котором построено стихотворение: антитеза, психологический параллелизм, анафора и т.п., особенности лексики, синтаксиса, морфологии, даже орфографии можно УВИДЕТЬ. А также тропы и фигуры речи, жанровое своеобразие: ода, гимн, элегия, романс и т.п.

С - (СЛЫШУ) - /звуки, мелодика, ритмика стихотворения, аллитерация, ассонанс, звукопись, иные ФОНЕТИЧЕСКИЕ особенности /.

Ч - (ЧУВСТВУЮ) - (подтекстовая информация) /какие ощущения возникают при чтении, смена настроения, душевного состояния лирического героя, читателя. /

П -(ПОНИМАЮ) - (концептуальная информация) /личное восприятие, прочувствование, осмысление лирического стихотворения/.

Во вступлении: автор, название, время появления, история создания, биографический контекст стихотворения, его место в творчестве автора, кому оно посвящено; какова литературная традиция: сходные мотивы, образы...

Конечная цель работы - познание художественно-эстетического идеала автора.

Анализ лирического произведения невозможен без знаний по стихосложению, художественно-выразительных и изобразительных средств языка. Краткое изложение основных сведений поможет облегчить эту задачу.

ЗАДАНИЕ: Вам предложены готовые «формулы», которые способны помочь организовать сочинение, создать связный текст. Продолжите данные «заготовки», приведите примеры стихотворений.

«Торжественное звучание стихотворению... придает... размер в сочетании с приемом...».

«Высокой, серьезной теме стихотворения... соответствует... лексика».

«Музыка стиха создается сочетанием... размера с... рифмами».

«Гармоничное звучание придают многочисленные повторы...».

«Взволнованность лирического героя в стихотворении... передана с помощью неполных

предложений, умолчаний, переноса»

«В стихотворении... звукоподражание, аллитерация на... передает звучание... и создает

яркий, убедительный образ... Читатель как будто слышит...».

<< | >>
Источник: Трегубова И.Г.. УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ [Текст]: учебно-методическое пособие / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Центр «Абитуриент». - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. - 92 с.. 2015

Еще по теме ЗАДАНИЕ: Проанализируйте стихотворение Ф.И. Тютчева, используя приведенный выше план анализа, который поможет вам прочувствовать настроение лирического героя, лексические тонкости текста, приемы, используемые автором, чтобы передать свои мысли и чувства.:

  1. ♥ Чтобы врач мог качественно оказать медицинскую услугу, необходимо, чтобы у него было достаточно для этого времени. Мне, чтобы выполнить план приема, нужно в месяц принять примерно 520 человек, по 25 человек в день. Это примерно 15 минут на человека. Как можно за это время качественно что-то сделать?
  2. Анализ приведенной дефиниции показывает, что автор настаивает на определении сущности франчайзинга через понятие «деятельность».
  3. УРОК № 4 Задействуйте свои чувства
  4. Задание 5. Какие данные должны содержать расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, которые принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям:
  5. Как увидеть автора в тексте художественного стиля?
  6. § 12. Мы должны на минуту остановиться въ нашемъ анализѣ, чтобы оцѣнить тѣ затрудненія, съ которыми имѣлъ дѣло Марксъ, приступая къ разсмотрѣнію проблемы цѣнности.
  7. Тема 3. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАВОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
  8. Толковый словарь понятий и терминов, используемых автором
  9. Схема, по которой государственное предприятие передается на концессию.
  10. 1.5.4. Каждый человек – это психолог, который ставит вам диагноз
  11. ! Задание 3.11. Какие теории мотивации, основанные на рассмотрении взаимосвязи мотивов и потребностей, Вам известны?
  12. Анализ приведенной дефиниции
  13. Языковые приёмы сжатия исходного текста
  14. Если промысел божий заботится о вас, то почему он не заботится обо всем мире, в котором вам же приходится жить?
  15. ! Задание 8.2. Составьте схему, отражающую структуру службы социального развития организации. Какие подразделения, кроме указанных выше, Вы включили бы в ее состав?
  16. 11.8. Приемы, которые позволяют отказать безболезненно
  17. ! Задание 8.3. Проанализируйте положениео социальной службе предприятия, организации и должностные инструкции специалистов, и на основе их содержания сделайте вывод о роли службы и специалистов в системе управления социальным развитием.