<<
>>

Бэда Преподобный УСТРОЙСТВО ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ В АНГЛИИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К РИМУ (731 г.)

По утверждении христианства в Англии (601 г.), когда Папа Григорий услышал, что у епископа Августина много дела, а сотрудников мало, то послал ему вместе со своими легатами многих помощников и проповедников: между ними первые и главные были: Меллит, Юст, Павлин, Руфиниан.

Через них же он препроводил вообще все, что необходимо для богослужения и церковной службы, как-то: священные сосуды, покровы алтарей, даже украшения на церкви и ризы священнослужителям и причетникам, также мощи св. апостолов и мучеников, и даже многие книги. При этом Григорий отправил Августину письмо, которым извещал его о том, что к нему препровожден паллиум; в этом же письме он наставляет Августина, каким образом он должен поставлять епископов в Британию. Вот содержание этого письма.

«Высокопочтеннейшему и святейшему брату Августину, соепископу (coepiscopo), Григорий, раб рабов Божьих.

Хотя все уверены, что трудящиеся во имя всемогущего Бога будут участниками неизрекаемых благ Царствия Небесного, но тем не менее для нас необходимо воздавать им и здесь почести, чтобы они, имея в виду вознаграждение, тем более прилежали к совершению духовного подвига.

А так как новая церковь англов, щедростью Господа и твоими трудами, приведена к благодати всемогущего Бога, то я препровождаю тебе паллиум для ношения его только во время торжественного богослужения, чтобы ты мог поставлять 12 епископов в отдельных местностях, которые будут подчиняться твоему ведению (tuae ditioni); но епископ лондонской общины всегда и на будущее время должен посвящаться собственным синодом и получать почетный паллиум от нашего святого и апостольского престола, которому я служу Божиим изволением. В йоркскую же общину мы желаем, чтобы ты послал епископом кого сочтешь нужным поставить; впрочем, с тем, чтобы йоркский епископ, по утверждении слова Божия в соседних местностях с общиной, сам мог поставлять 12 епископов, и пользовался бы почестями митрополита; потому что и ему, если буду жив, я намерен, помощью Божией, предоставить паллиум, и тем не менее полагаю его пока подчинить тебе; после же твоей смерти он будет председательство-

БЭДА ПРЕПОДОБНЫЙ (VENERABILIS BEDA, presbyter -латинизированное англосакское имя BEDAN, 673-731).

Родился в Нортумбрии, близ границ Шотландии, в местечке Girvum, у самого устья реки Тайна. Был англосакского происхождения, и это обстоятельство наложило особую печать на дух его исторических сочинений; защищая интересы римские и англосаксов, он везде является врагом бриттов и древней их национальной церкви. Получив воспитание в монастыре того же местечка, в котором родился, Бэда на 19-м году был посвящен в дьяконы, а в 30 лет - в пресвитеры; с этого времени он посвящает всю свою жизнь литературному труду и собственному образованию, которое дало ему название «светоча церкви» (candela ecclesiae). Слава Бэды была так велика, что Папа Сергий приглашал его к себе в Рим, но он отказался, хотя легенда настаивает на том, что Бэда посетил Рим и по приговору римского сената и народа получил прозвание Venerabilis за разгадку надписи на воротах Рима: P.P.P. S.S.S. R.R.R. F.F.F. (pater patriae perditus; salus secum sublata; ruet regnum Romae; ferro, flammo, fame). Литературная деятельность Бэды изумительна: он написал до 50 сочинений богословского и дидактического содержания в духе своего времени. Но всю славу его составляют исторические труды, а именно: 1. Chronicon seu Liber de temporibus seu de sex mundi aetatibus ab O. C.-726; хотя эта хроника написана в том же роде, как писались подобные произведения предшественниками Бэды, но Бэда сделал шаг вперед, введя

вать между епископами, им поставленными, но так, чтобы лондонский епископ нисколько ему не подчинялся. На будущее же время мы поставляем между лондонским и йоркским епископами то различие в почестях, что тот из них, кто был прежде поставлен, будет и считаться первым, но действовать в ревности к Христу они должны сообща и согласно; пусть распоряжаются единодушно, справедливо все обсуждают и обсужденное исполняют без распрей. Ты же, мой брат волею Господа нашего Иисуса Христа, имеешь в своем распоряжении не только тобой поставленных епископов и епископов, посвященных йоркским епископом, но и вообще всех священнослужителей Британии; в силу того пусть они и твоим словом, и примером твоей святой жизни поучаются истинно веровать и правильно жить; таким образом, выполняя свои обязанности с верой и в чистоте нравов, они достигнут Царствия Небесного, если то будет угодно Господу.

Бог да сохранит тебя невредимым, высокопочтеннейший брат. Дано сие в десятый день июльских календ, царствования государя нашего Маврикия Тиверия, благочестивейшего Августа, в девятнадцатый год, после же консульства того же государя восемнадцатый год, четвертого индикта».

По удалении вышесказанных легатов блаженный отец Григорий вслед за ними отправил письмо, достойное памяти, и доказал тем ясно, как он внимательно заботился о спасении нашего народа. Св. Григорий писал так:

«Возлюбленнейшему сыну Меллиту, аббату, Григорий, раб рабов Божиих (servus servorum Dei).

По удалении нашей братии, которая теперь уже у тебя, я был в большой тревоге, потому что до меня не доходило ни малейшего слуха о благополучии вашего пути. Когда всемогущий Бог доведет вас до высокопочтеннейшего мужа и нашего брата Августина епископа, представьте ему все, что я определил, размышляя сам с собой о деле англов: а именно, храмы идолов в этой стране вовсе не следует разрушать, но ограничиваться только истреблением одних идолов; пусть окропят такие храмы святой водой, построят алтари и поместят мощи; ибо если эти храмы хорошо отстроены, то полезнее просто их обратить от служения демонам на служение истинному Богу; сам народ, видя свои храмы неразрушенными и изъяв из сердца заблуждения, будет тем охотнее стекаться в места, к которым издавна привык, познавая и поклоняясь при том истинному Богу. И так как язычники

новое разделение всемирной истории на 6 возрастов, откуда и сама хроника получила свое название: 1) от Адама до Ноя; 2) от Ноя до Авраама; 3) от Авраама до Давида; 4) от Давида до ассирийского пленения; 5) от пленения до Августа и 6) от Августа до импер. Ираклия. Эта форма универсальной истории оставалась образцом почти до конца Средних веков. 2. Historia ecclesiastica gentis Anglorum, libri V - самое капитальное произведение Бэды, где он является историком своего времени и пишет, по крайней мере в последних книгах, как очевидец; этот памятник тем более важен, что он служит единственным источником для древней истории англосаксов.

Бэда начинает свой рассказ от завоевания Британии Юлием Цезарем и доводит его до 731 года, когда он умер. Полное издание сочинений Бэды: Giles, Londini, 1843 и 1844, в 12 т. с английским переводом исторических сочинений; также у Migne. Patrologiae cursus completus, etc., Par. 1844-57 (всего 241 т.) в 90, 91, 92, 93, 94 и 95-м томах; при этом в 90-м томе помещены все древние жизнеописания Бэды, из которых замечательнейшая Мабилльона. Для подробностей о Бэде и его сочинениях см. Gehle. De Bede Ven. prebs. Anglo-Sax. vita et scriptis. Lund. Bat. 1838; Cronhelm. Bedae historia ecclesiastica examinata. Lund. 1841. Ср. у Wattenbach. Deutschlands Geschichtsquellen, с. 81.- История Англии Бэды особенно сделалась популярной с X в., когда король Альфред перевел ее на национальный язык; этот перевод был издан при оригинале в 1722 г Wheloc, King Alfred’s Anglo-Saxon version of the eccles. history, и считается лучшим изданием.

имеют обычай приносить в жертву демонам многочисленных быков, то необходимо им заменить и это каким-нибудь торжеством; в дни памяти или рождения св. мучеников, которых мощи положены там, пусть народ строит себе из древесных ветвей шалаши около церквей, обращенных из языческих храмов, и празднует такие дни религиозной трапезой; вместо заклания животных в честь дьявола пусть они изготовляют мясо себе на пищу, во славу Божию, и приносят благодарность за свое насыщение подателю всего: когда им будет обеспечено материальное довольство, они легче воспримут и радость духовную. Отнять вдруг все у умов загрубелых, это, без сомнения, невозможно, потому что и тот, кто хочет подняться наверх, идет по ступеням, а не вскакивает в один раз. Так и израильскому народу в Египте Бог хотя давал знать о себе, но тем не менее допустил при богослужении употребление тех жертв, которые он имел обычай приносить дьяволу, и предписал заколоть животных для приношения себе; одно было упущено при этом, другое удержано, но сердце народа изменено: таким образом, хотя животные, приносимые ими на жертву, были одни и те же, но их закололи не идолам, а истинному Богу, и потому это не было больше жертвоприношением.

Вот то, что тебе необходимо сообщить вышеназванному брату, чтобы он, обдумав все на месте, решил, насколько вообще многое может быть допущено. Бог да сохранит тебя невредимым, любезнейший брат. Дано сие в 15-й день июльских календ, в правление нашего государя Маврикия Тиверия, благочестивейшего Августа, лето девятнадцатое, в год 18-й его консульства, четвертого индикта».

В это же время св. Григорий отправил письмо к Августину по поводу чудес, которые были, как он слышал, совершены последним, и в этом письме он убеждает его не впасть в гордость от их многочисленности, говоря так:

«Я знаю, любезнейший брат, что всемогущий Бог, по твоей любви к народу, который Он хотел избрать, явил великие чудеса: вот потому необходимо, чтобы ты со страхом радовался, и, радуясь, боялся такого небесного дара. Ты должен радоваться, потому что души англов внешностью чуда привлекаются к внутреннему спасению; но вместе и бойся, чтобы среди совершающихся знамений слабый дух не вознесся в гордости, и то, что извне содействовало бы к увеличению почестей, внутри не привело бы к падению от суетной славы. Мы должны припоминать себе, как ученики, возвращаясь с проповеди, с радостью говорили своему небесному Учителю: «Господи, именем Твоим и демоны подвластны нам»,- и услышали на это в ответ: «Не радуйтесь тому, а радуйтесь скорее другому: что имена ваши написаны на небесах. Те, которые радовались дару чудес, имели в виду личную и временную радость; но их призывали от личной радости к общей, от временной к вечной, говорили им: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Ибо не все избранные делают чудеса; но имена всех их записаны на небесах». Ученикам истины радость может доставлять только то благо, которое у них общее с другими. Остается, таким образом, любезнейший брат, чтобы ты о всем, что делаешь при помощи Божией, повсюду и у всех, тщательно совещался с самим собой, и спросил внутренно себя, кто ты сам и какова должна быть милость Господня к тому народу, для обращения которого ты наделен даром творить знамения.

И если когда ты или языком, или поступком провинишься пред нашим Творцом, всегда приведи на память сказанное мной, чтобы память придавила поднимающееся славолюбие сердца. И все, что ты получил или получишь для совершения знамений, отнеси не к себе, а к тем, для спасения которых ты наделен даром чудес»...

Между тем Августин, пользуясь содействием короля Эдильберкта (Этельберта), пригласил к себе епископов или теологов (doctores) ближайшей провинции бриттов, назначив для сбора место, которое и до сих пор называется на языке англов Augustinaes ac, то есть сила Августина, и находится на границе гуикциев и западных саксов. И начал Августин братски убеждать их, чтобы они, сохраняя друг с другом католический мир, предприняли общий труд распространять именем Божиим Евангелие между

язычниками. Между тем они праздновали святое Воскресение не в свое время, а от 14 до 20-го дня луны; и многое другое совершалось ими в противоположность церковному единению. После долгого спора, когда ни мольбы, ни убеждения, ни упреки Августина и его друзей не подействовали, и епископы предпочитали свои предания учению Вселенской церкви, которое везде одинаково во всем мире, тогда св. отец Августин положил предел этому длинному прению, сказав следующее: «Помолим Господа об удостоении нас знамения, из которого явствовало бы, какому преданию должно следовать и какими путями скорее можно достигнуть его царствия. Пусть приведут какого-нибудь несчастного, и чьими молитвами он будет излечен, вере того и благопочитанию должны последовать все». Противники его неохотно приняли такое предложение, а между тем принесли какого-то англа, лишенного зрения; священники бриттов, подойдя к нему, ничего не могли сделать для его выздоровления или излечения; наконец, Августин, побуждаемый крайностью, преклонил колени пред отцом Господа нашего Иисуса Христа, умоляя возвратить слепому утраченное им зрение и через телесное просвещение одного зажечь луч духовной благодати в сердцах многих верных. Слепой немедленно прозрел, и Августин был провозглашен всеми истинным толкователем высшего света и истины. Тогда и бритты сознались, что путь правды, проповедуемый Августином, должен считаться непогрешимым; но они не могли без согласия и одобрения своих отказаться от древних нравов. Потому они просили назначить вторичный синод для собрания большего числа членов.

Для опровержения того, что было постановлено, собралось 7 епископов из бриттов и множество ученейших мужей, преимущественно из знаменитого их монастыря, который на языке англов называется Банкор- набург; в то время, как рассказывают, аббатом этого монастыря был Диноот. Отправляясь на этот собор, они зашли сначала к одному святому и мудрому мужу, который вел пустынную жизнь, и спрашивали его, должны ли они, по увещанию Августина, отказаться от своих преданий. Он отвечал им: «Если он божий человек, то последуйте за ним». Они же говорили: «А откуда мы можем в том убедиться?» - А он им на это: «Господь сказал: “Возьмите иго мое на себя, и научитесь от меня; ибо я кроток и смирен сердцем”» (Матв. XI, 29). Итак, если Августин кроток и смирен сердцем, то, вероятно, что, нося сам на себе иго Христа, и вам он предложит нести то же самое; если же он не кроток, а горд, то очевидно, что он не от Бога, и нам нет надобности обращать внимание на его речи». А они снова возразили: «А откуда мы и это можем узнать?» - «Постарайтесь,- говорил им пустынник,- чтобы Августин вместе со своими пришел в место собрания первым, и если при вашем приближении он встанет, то знайте, что он слуга Христов, и слушайте его с повиновением; если же он пренебрежет и не встанет перед вами, то и вы окажите ему презрение: вас же больше и числом». Они послушали, как научил их пустынник, и вышло так, что Августин остался сидеть на своем кресле при входе епископов бриттов. Видя то, они пришли в гнев и, обличая его в гордости, старались противоречить ему во всем, что он ни говорил. Он же им возражал: «Несмотря на то, что вы во многом не соглашаетесь с нашими обычаями и даже с обычаями Вселенской церкви, но если вы захотите повиноваться мне в трех пунктах, а именно: 1) праздновать в свое время Пасху; 2) совершать таинство крещения, которым мы возрождаемся в Боге, по обычаю св. Римской и Апостольской церкви и 3) проповедовать вместе с нами слово Божие народу англов - в таком только случае мы равнодушно будем переносить все прочее, в чем вы противоречите нам». Но они ни на что из того не согласились и отвечали, что и его самого они не будут признавать архиепископом; епископы бриттов рассуждали так: «Если он теперь не хотел встать перед нами, то что будет, если мы ему подчинимся: он будет нас презирать, как последних».

Рассказывают, что божий человек Августин, угрожая им, предсказал, что если они не хотят сохранить мира с братьями, то будут вынуждены вступить в войну с неприятелями, и если они не хотят проповедовать англам путь жизни, то от их мстительной руки получат смерть. И все это, как он предсказал, Божиим соизволением совершилось над ними.

Некоторое время спустя после того, король англов, могущественнейший Эдильф- рид, собрав великое войско, при городе Легионе, который англы называют Legacaestir, а бритты вернее - Carlegion, нанес великое поражение вероломному народу (613 г.). Когда перед войной он увидел священников бриттов, собравшихся в более безопасном месте для молитвы о победе своим воинам, он спросил, кто они такие и для чего собрались там. Большая часть их была из монастыря Банкор, в котором, как рассказывают, было так много монахов, что хотя монастырь разделен на 7 частей, и каждая со своим отдельным ректором, но тем не менее нет ни одной части, в которой не было бы больше 300 человек, живших трудами рук своих. Большая часть из них, накануне упомянутого сражения, выдержав предварительно трехдневный пост, собралась вместе с прочими для молитвы о победе, а Брокмаил стоял на страже для защиты их от меча неприятеля. Когда король Эдиль- фрид узнал о цели их собрания, то обратился к окружающим со словами: «Итак, если они взывают к своему Богу против нас, то и они сами хотя и не носят оружия, но сражаются с нами, потому что преследуют нас враждебными пожеланиями». Затем он приказал обратить против них первых оружие, и после того истребил, не без малой опасности для своих воинов, остальную шайку нечестивого войска. В этом бою из собравшихся на молитву, как рассказывают, пало около 1200 человек, и только 50 спаслись бегством. Брокмаил, при первом появлении неприятеля, поворотил тыл и оставил на избиение беззащитных, с голыми руками, кого обязан был прикрывать. Так исполнилось предсказание святого первосвященника (pontificis) Августина, хотя он задолго перед тем отошел в горние области; вероломные получили воздаяние временной гибелью за то, что презрели предлагаемые им советы для вечного спасения.

В год воплощения Господня 604-й Августин, архиепископ всей Британии, поставил двух епископов, а именно, Меллита и Юста: Меллита для проповеди в провинции Эссексе (orientalium Saxonum), которая отделяется р. Темзой от Кента и прилегает к Немецкому морю (Orientali mari); столица ее город Лондон (Lundonia civitas), расположенный на вышеназванной реке и служащий главным рынком для людей, приходящих морем и сухим путем; среди этого народа в то время правил Са- берет, внук Эдильберкта, по сестре его Рикуле; впрочем, он находился в зависимости от того же самого Эдильберкта, который господствовал над всеми народами англов до пределов реки Гумбера. Когда и эта провинция, проповедью Меллита, была обращена, король Эдильберкт построил в Лондоне церковь св. апостола Павла, в которой и Меллит, и все его преемники имели свой епископский престол. Юста же поставил Августина епископом в самом Кенте, в городе Кентербори (Doroverni); так назвали этот город англы по имени одного древнего предводителя Hrof- Hrofaescaestrae. То место, где король Эдильберкт построил церковь блаженному апостолу Андрею, отстоит от Кентер- бори на 1024 шага к западу; епископы обеих церквей получили от него большие дары, а те, которые составляли их свиту, приобрели от него в пользование земли и угодья.

Но умер возлюбленный Богом отец Августин (605 г.), и тело его положено снаружи, близ церкви блаженных апостолов Петра и Павла (построенной самим Августином в Кентербори), потому что она в то время еще не была готова и не освящена. Но по освящении ее тело его было немедленно перенесено внутрь и с почестями положено в северном портике; там же погребены и тела последовавших епископов, исключая только двух, Теодора и Барктуальда, которые положены в самой церкви, потому что вышеупомянутый портик не мог более вмещать. Почти посредине этой церкви находится алтарь, посвященный памяти блаженного Папы Григория, на котором каждую субботу священник того места читает торжественно его Agendae. На могиле же Августина находится следующая эпитафия:

ЗДЕСЬ ПОКОИТСЯ ВЛАДЫКО АВГУСТИН, ПЕРВЫЙ КЕНТЕРБОРИЙСКИЙ АРХИЕПИСКОП,

который, быв во время оно отправлен сюда блаженным Григорием, римского города

первосвященником, и наделен Богом даром чудес, обратил короля Эдильберкта и его народ от почитания идолов к вере Христа, и, завершив дни своего служения в мире, почил в седьмой день июньских календ в правление того же короля.

Hist. ecclesiast. gentis angl. 1, I, 29-31; II, 2, 3.

<< | >>
Источник: М.М. Стасюлевич. История Средних веков: От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476-768 гг.) 2001. 2001

Еще по теме Бэда Преподобный УСТРОЙСТВО ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ В АНГЛИИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К РИМУ (731 г.):

  1. Бэда Преподобный СВ. КОЛУМБАН И БРУНЕГИЛЬДА (731 г.)
  2. Бэда Преподобный ЖИЗНЬ ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО (731 г.)
  3. — Устройство христианской или Католической Церкви. (306–408 гг.)
  4. Отношение гуманизма к религии и церкви
  5. 5. Позиция церкви в социальных отношениях
  6. Нищенствующие ордены начали порождать весьма напря­женные отношения, которые и произвели их первоначально.
  7. Отношение церкви к античному наследию. Образование в раннее средневековье
  8. § 3. Монастырский иммунитет как основа правового регулирования имущественных отношений государства и церкви
  9. Бэда Достопочтенный
  10. На протяжении длительного времени регулирование семейно-брачных отношений в России базировалось, прежде всего, на религиозных нормах, являлось важнейшей функцией церкви.
  11. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В XV-XVII ВВ.
  12. Держава і право Стародавнього Риму
  13. §2. Правове становище різних категорій населення Риму
  14. ТЕМА 1.7. Держава і право Стародавнього Риму
  15. ПОЛІТИЧНІ ТА ПРАВОВІ ВЧЕННЯ АНТИЧНОГО РИМУ
  16. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В АНГЛИИ И США В XIX в. АКТЫ О НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ АНГЛИИ 1832, 1867, 1884-1985 гг. ПОПРАВКИ XIV И XV К ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ США