<<
>>

Флорентийский неоплатонизм

. Во второй половине XV в. в итальянском гуманизме складывается еще одно направление — флорентийский неоплатонизм, развивавшийся в рамках деятельности Платоновской академии, своеобразного литературно-философского центра Флоренции.

Главой академии со времени ее основания в 1462 г. до конца столетия был выдающийся гуманист-философ Марсилио фичино (1433—1499). Он перевел с греческого на латинский многие сочинения Платона и античных неоплатоников, которые послужили основой для формирования философии ренессансного неоплатонизма. В деятельности Платоновской академии принимали участие наряду с видными гуманистами —Джованни Пико делла Мирандола, Кристофоро Ландино — представители более широкого круга научной и художественной интеллигенции; Козимо и Лоренцо Медичи, оказывавшие покровительство академии, присутствовали на ее заседаниях.

Характерные черты этого направления в гуманизме — культ разума и знания, осмысление социальной роли науки, интерес к философско-теологической проблематике, определению места человека в мире.

Здесь широко раздвигались горизонты человеческого познания; в мощи пытливого ума человек, чьей мысли подвластен мир, сближался с богом.

Марсилио Фичино, изучавший медицину и философию во Флорентийском университете, в течение многих лет занимался переводами, разработкой проблем онтологии, космологии, гносеологии, антропологии (по традиции они были прерогативой теологов), подходя к их решению с неортодоксальных, гуманистических позиций. Идеалистическая в своей основе философия Фичино несет в себе черты пантеизма. Он утверждал единство прекрасного, упорядоченного космоса, проникнутого божественным светом, снимая, таким образом, присущее христианской доктрине противопоставление творца творению. Жизненное, движущее начало космоса — душа мира, которой причастна и душа человека, что позволяет ему охватить в познании все ступени мировой иерархии — от низшей, материи, до высшей, чистого разума.

Человек, по Фичино, — связующее звено мира. В его душе изначально запечатлены идеи (логосы) всего сущего, поэтому он обращается к самопознанию, не нуждаясь в знании реальных вещей. Однако толчок к познанию дает наслаждение чувственной красотой мира: возбуждая в человеке любовь к ней, оно ведет его разум, озаренный божественным светом, к постижению сути вещей, запечатленной в логосах. Признавая безграничными возможности человеческого познания (бессмертная душа выводит его за рамки земного бытия), Фичино придает особое значение интеллектуальной деятельности и нравственному идеалу созерцания. Но его идеал мудреца, сосредоточенного на познании, далек от воплощающего средневековый идеал созерцания монаха-отшельника. Как гуманист Фичино признает равноправными чувственную и духовную стороны человеческой натуры. Идеал мудреца предполагает жизнь, исполненную творческих усилий, ведущих к нравственному совершенству. Обладая свободой воли, человек может идти по этому пути, в полной мере раскрывая совершенство своей натуры, но может и погрязнуть в чрезмерных плотских удовольствиях, влекущих к пороку. Не на божественное провидение, а на самого человека возлагается ответственность за правильный выбор.

Близко к позициям Фичино учение о достоинстве человека выдающегося философа Возрождения Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494). Пико принадлежал к семье графов Мирандолы, получил образование в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, завершив его в парижской Сорбонне. Он владел многими языками (классическими, арабским, халдейским, новоевропейскими), был глубоко эрудирован в античной и средневековой философии. Будучи еще молодым человеком, он предложил для публичного диспута «900 тезисов по философии, каббалистике, теологии», которые были осуждены церковью как еретические, а диспут запрещен. Пико был вызван в Рим, чтобы предстать перед судом инквизиции, но попытался бежать в Париж и по дороге был арестован. Спасло его заступничество Лоренцо Медичи, оценившего талант молодого философа.

Последние годы своей недолгой жизни Пико провел во Флоренции в кругу друзей из Платоновской академии, с которыми был связан еще до ареста. Ему принадлежит ряд значительных философских сочинений («Речь о достоинстве человека», «О сущем и едином»), а также многочисленные письма. Пико обнаруживает смелый подход к решению проблем гносеологии, космологии, антропологии, пытается синтезировать различные философские традиции, мечтает о единении мыслителей всех стран и направлений.

Главное в антропологии Пико — учение о достоинстве человека, об уникальном положении его в космической иерархии: наделенный свободной волей, он сам формирует свою сущность и определяет свое место в мире. В этой способности человек возвышается над всеми прочими творениями, он богоподобен. В познании человек способен охватить весь космос, в этом его предназначение — быть связующим звеном мира. От величавой царственности до уподобления ничтожнейшим из тварей — таков диапазон возможностей, в котором человек вершит свою судьбу. Ответственность огромна, и опорой может служить только обогащенный знанием разум. Пико говорит о ступенях познания: овладение этикой, чтобы очистить душу от пороков и смущающих разум страстей, свободное, не скованное догмами постижение законов окружающего мира через философию. Наконец, приуготовленный знанием земного бытия человеческий ум может понять Единое, Истину и Благо (эти категории Пико трактует в духе идеалистических концепций неоплатонизма). По убеждению гуманиста, философия должна стать уделом каждого, а не узкой группы избранных. В то же время Пико выступал против профанации науки, подмены ее пустой риторикой. В учении о достоинстве человека, выдвинутом Пико, овладение наукой оказывается необходимым условием нравственного совершенствования личности. Гуманистическая тенденция к героизации, обожествлению человека достигает в философии Пико своей высшей точки. Эта концепция оказала влияние на изобразительное искусство Высокого Возрождения, на творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

Флорентийский неоплатонизм внес важный вклад и в утверждение философского свободомыслия. Фичино и Пико полагали, что истина едина, в каких бы философских или религиозных обличиях она ни проявлялась. Ключ к ее постижению они искали в пифагорейской теории чисел, каббалистике, но не в опыте — их система знания оставалась умозрительной. Новый метод науки предложил на грани XV и XVI столетий Леонардо да Винчи (см. т. II).

<< | >>
Источник: Карпов С.П., Удальцова З.В.. История средних веков. В 2 т. Т. I: Учеб. для вузов по спец. «История»/Л. М. Брагина, Е. В. Гутнова, С. П. Карпов и др.; Под ред. 3. В. Удальцовой и С. П. Карпова. — М.: Высш. шк.,1990. — 495 с.. 1990

Еще по теме Флорентийский неоплатонизм:

  1. §2. Флорентийская модель разделения властей
  2. Формирование Флорентийской коммуны.
  3. Вторжение великих держав в Италию и конец Флорентийской республики
  4. 1 Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Аврелий Августин
  5. Понятие времени как длительности у Аврелия Августина
  6. Теория независимости Русского государства
  7. 4. Раннее, Высокое и Позднее Возрождение
  8. Гражданский гуманизм.
  9. 45.Историко-правовой анализ Брестской церковной унии.
  10. Экономическое развитие Италии в XVI — первой половине XVII в