<<
>>

И. Г. Гердер МЫ УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ, А НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ (1800 г.)

Что значит учиться для жизни? По-видимому, это значит учиться тому, что в жизни бывает полезно, что может быть приложено к чему-нибудь, что дает нам средство жить лучше. Но жизнь предъявляет весьма обширные и разнообразные требования, а с другой стороны, приложимость и полез

ность редко бывают непосредственны, ибо одно знание строится на другом, и, в свою очередь, само служит основанием новым познаниям; а потому было бы крайне нелепо, при всяком случае, когда я чему-нибудь научусь, тотчас задавать себе вопросы: на что я могу употребить это знание, что оно мне принесет и какую окажет пользу? Но разве ты можешь предвидеть вперед всю свою жизнь и все обстоятельства, с которыми тебе придется столкнуться? Можешь ли ты знать, что тебе будет пригодно во всякую минуту жизни и при каждом новом

ИОГАНН ГОТФРИД ГЕРДЕР (1744-1803).

Принадлежит вместе с Ж. Б. Вико (о нем см. ниже) к числу основателей философии истории, задачу которой, главным образом, составляет открытие общих законов человеческой деятельности.
Гердер учился в Кенигсберге естественным наукам, потом перешел к теологии, был проповедником в Риге, затем профессором теологии в Геттингене и кончил жизнь проповедником при дворе в Веймаре, который был в конце прошлого столетия интеллектуальной столицей Германии: там жили в то время Шиллер, Гете, Лессинг и др. В Риге Гердер издал свое знаменитое произведение «Ideen zur Philosophie der Geschichte», 1784, 2 т. (Мысли о философии истории; Edgard Quinet перевел на франц. яз. в 3-х т. 1834 г). Это сочинение было первой попыткой дать философии истории опытные начала, заимствованные из ближайшего изучения свойств человеческого тела и физической природы. Собрание сочинений Гердера (Herder’s Werke zur Philosophie und Geschichte) в 60 томах было издано в 1827 г Его статья «Nicht fur die Schule, fur das Leben muss man lernen» помещена в 10-м т., в отделе Schulreden; это была речь, произнесенная им в первый год, которым открылось наше столетие.
(Для критического обзора вообще всех главных систем философии истории см.: Essai sur le principe et les limites de la philosophie de I’histoire, par Ferrari. Par. 1843; и Essai sur l’histoire de l’humanite, par M. Antonides Leipz. 1859 г)

предприятии? Когда ты получаешь деньги, всегда ли спрашиваешь ты себя или можешь ли вперед определить, какую именно вещь приобретешь на них, и когда ты учишься языку, знаешь ли ты, с кем именно тебе придется говорить на нем? Итак, наше выражение «учиться для жизни» сводится на достижение более простой и определенной цели: «приготовить себя в своих средствах и способностях, в качествах души и тела, к тому что называют жизнью, чтоб не остаться грубым невеждой, насколько то дозволяют случай, время и обстоятельства, и трудиться над тем, чтобы образовать из себя здоровую личность, пригодную для всякой деятельности, на какую укажет жизнь». Таким образом, на долю каждого выпадает учить свой урок, который нужен ему самому, а не кому-нибудь другому. Подобно тому как в действительной жизни каждый подвергает испытанию свои душевные и физические силы, свои средства, имеет свои жизненные цели, точно так же каждый учится для себя, а не для кого-нибудь другого, - для своей жизни.

Потому в нашем учении должно быть исключено не только все совершенно бесполезное, но и все чужое, выработанное в нас самих. Было бы ребячеством предпочесть украшение себя чужими тряпками простому, но собственному и цельному платью, пошитому по нашей мерке. Нелепо испортить себе зрение для того, чтобы привыкнуть носить чужие очки. Лучше развивай и образуй свои собственные душевные и телесные силы, в правильном их соотношении друг к другу, тогда ты можешь себе сказать: я учусь для жизни.

Как достигнуть такой цели, на это каждому должны ответить его собственное сердце и добрый совет благоразумного наставника, под руководством которого он образуется. Кто учится в школе тупо, вяло, болезненно; кто развивает одни душевные силы и пренебрегает физическими, как будто бы он был чистый, отвлеченный дух; кто работает исключительно одной из душевных сил, например, воображением, памятью, не заботясь о других, о рассудке; кто учится для головы, не думая о сердце, или кто, заносясь воображением в облака, не вырабатывает хладнокровно правильных воззрений, на все смотрит поверхностно, и от труда тяжелого и продолжительного бежит, как от ада, тот работает не для жизни, потому что для жизни нужен человек цельный, здоровый, вооруженный всеми силами души и тела: он должен работать и головой, и сердцем, и мыслью, и делом, и работать не только охотно, но и изо всех сил: кто того не может, кто себя не приучил к тому заранее, тот не для жизни учился.

И кого в этом случае не наказывает его собственная совесть! Сколькому учимся мы и теряем на то время, без чего мы могли бы легко обойтись, и опускаем из виду необходимое, только потому, что изучение его нам казалось неприятным! Мы откладываем в сторону многое, чего требует жизнь, и вследствие этого являемся в жизни хромыми. Бодрствуй, юноша, и учись для жизни! Время, для которого ты растешь и готовишь себя, требует людей опытных, то есть людей, которые изучили жизнь, людей рассудка, со здравыми взглядами, с твердой рукой в деле строения, со здоровым слухом, чтобы хорошо прислушиваться и понимать все сказанное и на все верно ответить, следовательно, людей с правильной и ясной речью, коротко знакомых с природой, с положением мира, с его требованиями и нуждами. Времена, когда люди писали пастушеские идиллии, переводили стихи Анакреона или как-нибудь в этом роде упражнялись в прозе и поэзии, прошли безвозвратно, потому что современная наша жизнь, к которой готовится наше юношество, требует больших сил, нежели было нужно для анакреонтических и пастушеских песнопений. С 1800 г. начинается иное время, и 1801 г. будет только его первым шагом; этот новый ряд годов вызывает новые усилия, требует нового прилежания. Вы, юноши, идете навстречу новому столетию, в которое мы входим полуотжившими людьми; учитесь для нового века, учитесь, чтобы суметь в нем прожить.

Наконец, так как жизнь наша требует не одних новых познаний и мыслей, но и воли, побуждений, а из них-то жизнь в основном и состоит, то наше выражение «учиться для жизни, а не для школы» относится преимущественно к образованию сердца и характера. К чему послужат тысячи познаний без воли, без наклонностей, без желания жить честно и справедливо? Мы живем прежде всего волей; сердце должно нас осуждать или утешать, подкреплять или ронять, награждать или наказывать; счастье или несчастье нашей жизни опирается не

<< | >>
Источник: М.М. Стасюлевич. История Средних веков: От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476-768 гг.) 2001. 2001

Еще по теме И. Г. Гердер МЫ УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ, А НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ (1800 г.):

  1. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  2. 2.2.3. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  3. 7. Угроза для жизни
  4. 4. Ценность любви для жизни
  5. Непреложность и общеобязательность правильно выведенных научных истин для всякой человеческой личности, для всякой философии и для всякой религии.
  6. Методическая разработка «Школа жизни» для молодежно-подросткового сообщества
  7. 1. Повреждения отдельных частей тела и их последствия для жизни и здоровья
  8. КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ Ф. НИЦШЕ «О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ»
  9. Бытъ—соціальная среда, вылившаяся изъ семейнаго начала и опредѣляющая посредствомъ созданнаго эво­люціонно въ семьѣ обычая нормы безвредныхъ для жизни соотношеній между собой членовъ населенія и нормы выполненія индивидуальной жизни.
  10. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК РФ)
  11. Я пришёл с неба с дыханием жизни, чтобы исцелить младенца для его матери».