<<
>>

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЭПОХИ (456-476 гг.)

Двадцатилетие, предшествовавшее окончательному падению Западной Римской империи (456-476 гг.), было последней эпохой политического существования Древнего мира. В 476 г. с прекращением императорского титула, выражавшего собой политическое и административное единство всей Западной империи, а именно: Италии с ее придунайскими провинциями, Галлии, Британии, Испании и Западной Африки,- само единство исчезло и во всех поименованных провинциях бывшей империи образовались варварские королевства, послужившие началом соответственных им национальностей Западной Европы.

Короли германского происхождения не только привели с собой в провинции дружину, вытеснившую или слившуюся со старой римской аристократией и разнообразными народностями, вошедшими в состав Римской империи, но принесли с собой и новое законодательство, новую администрацию и новые нравы. Все это, вместе взятое, и послужило началом средневековой образованности, которая, после тысячелетнего развития (от 500 до 1500 г.), преобразовалась религиозной реформацией XVI в.
и революцией прошедшего столетия в новейшую, современную нам образованность.

Западная Римская империя начала свое отдельное существование вследствие разделения древней единой империи Феодосием Великим (395 г.) на две части между двумя линиями его дома: одна линия, в лице старшего сына Аркадия, утвердилась в Восточной, или Византийской империи (Bas-Empire) со столицей Константинополем; она продолжала свое непрерывное существование до завоевания ее турками-от- томанами в 1453 году; другая линия, в лице младшего сына Гонория получила Западную империю со столицей Римом[22]. Последняя империя существовала всего 80 лет (395-476 гг.), а династия Феодосия прекратилась в ней еще ранее, с его внуком Валентином III, умерщвленным в 455 г. Убийца его, Петроний-Максим, провозглашенный императором, имел в том же году ту же участь; с того времени, как в древней империи после Августа преторианцы, императорская гвардия, возводят и низводят императоров по своему произволу.

Поэтому в последние 20 лет существования Западной Римской империи (456-476 гг.), сам порядок событий может быть введен не по имени императоров, а по имени возводивших их на престол патрициев. Так, от 456 до 472 г. империей управлял предводитель германской дружины свевов Рицимер, а ти-

Дворец Теодориха в Равенне. Мозаика в церкви Сан-Аполлинаре-ин-Классе

тул императора при нем переходил пять раз, по его воле, от одного лица к другому; таким образом, следовали друг за другом: Флавий-Авит, Юлий-Майориан, замечательнейший из всего этого ряда, Юлий- Север, Антемий-Грек и Аниций-Олибрий. По смерти Рицимера его место занял племянник, предводитель бургундской дружины, Гундобальд (472-474 гг.). С того времени в Риме начинается борьба не столько за императорский престол, не имевший большого значения, сколько за титул патриция, который давал настоящую власть в империи. Гундобальд был изгнан новым патрицием Орестом, одним из сподвижников Аттилы, короля гуннов, который еще при Валентиниане III опустошил Западную империю и вынудил германцев окончить великое переселение народов за Рейн и Дунай. Орест свергнул императора Юлия Непота, возведенного Гундобальдом, и заменил его своим малолетним сыном Рому- лом Августом, прозванным в семействе по своей молодости Августулом (Августик). Господство Ореста продолжалось два года (474-476 гг.); его соперник, предводитель дружины герулов, Одоакр (Otacher), получив титул патриция от Юлия Непота, вступил с ним в борьбу. Так в Риме явилось два патриция и два императора. Победа осталась на стороне Одоакра; он умертвил Ореста и сослал его сына Ромула на юг

Италии, где он и жил до самой смерти на древней вилле Лукулла, близ Неаполя. Хотя место Ромула, в сане императора, занял Юлий Непот, но и он, подобно Ро- мулу, продолжал вести частную жизнь в своих далматских поместьях до 480 г., когда один из приближенных, по личной ненависти, умертвил его. С того времени Одоакр не возводил более никого на престол, и начал править Италией с местным титулом короля народов (rex gentium).

Таким образом, Италия перестала быть центром всего Запада и сделалась в первый раз самостоятельным государством, со своим правительством, которое впоследствии должно было послужить центром к образованию итальянской национальности. Подобно Италии, около того времени явились и другие самостоятельные правительства в прочих провинциях бывшей Западной Римской империи - в Галлии, Британии, Испании и Западной Африке. Это явление и составляло внешнюю историю так называемого падения Западной Римской империи, имевшего своим последствием происхождение новых правительств, присоединивших к древнему римскому порядку вещей новый порядок, выразившийся в появлении новых законодательств, новых языков и новых нравов. (Подробное, основательное и живое изображение картины этой эпохи падения Западной Римской империи см. у Am. Thierry: Re cits de l’histoire romaine au V-e siecle. Par. 1860; русский перевод Клеванова. Москва, 1861).

Почти накануне падения Западной Римской империи, когда начало разрушаться политическое единство Древнего мира, возникла в первый раз мысль об универсальности (всеобщности) истории человечества, в которой отдельные народы как будто бы сменяют друг друга, стремясь к одной отдаленной общей цели. Древние народы принимали свою собственную историю за историю всего человечества; такова была история у восточных народов, у греков и даже у древних римлян. Универсальная Римская империя и универсальная христианская религия породили универсальную форму истории. Еще в первой половине IV столетия была сделана попытка составить подобный общий кодекс истории человечества: епископ Цезарейский Евсевий, современник Константина Великого, написал в 10 книгах первую Всемирную хронику, начиная с сотворения мира и следуя далее в порядке ассирийских и вавилонских династий, а потом римских консулов и императоров до 20-го года правления Константина Великого, то есть до 329 г. по Р. Х. Оригинальный греческий текст этой хроники дошел до нас только в латинском переводе св. Иеронима (род.

в 331 г. в Далмации, ум. в 420 г.; жил большей частью в Вифлееме; полное издание его сочинений Maffei, Venetia, 1770; см. у Collombet: Histoire de St.-Jer6me, Par. 1846), который продолжил хронику Евсевия до 380 г., и в армянском, найденном в 1784 г. и изданном Анжело Майем в 1818 г. Труд Евсевия послужил основанием всех средневековых хроник, и потому справедливо можно считать Евсевия отцом универсальной истории в Средние века. Сто лет спустя после Евсевия явился другой новый кодекс универсальной истории, написанный испанским пресвитером Орозием (жил в конце IV и в начале V в.). Язычники обвиняли в то время христианское учение в падении древней религии и вместе с ней нравственности, что, по их мнению, было источником всех бедствий той эпохи. По совету св. Августина Орозий написал семь книг всемирной истории под заглавием «Adversus paganos historiarum libri VII» (против язычников семь книг истории), с целью защитить христианство и доказать, что бедствия мира предшествовали ему и были результатом язычества. Все средневековые хроники были и по форме, и по сущности продолжением трудов Евсевия и Орозия; особенно Орозий пользовался большой популярностью в Средние века, и еще в конце IX века англосакский король Альфред перевел хронику Орозия на народный язык (лучшее издание трудов Орозия сделал голландский ученый Havercamp, Leyd. 1738 г.,- превосходное исследование об Орозии, как источник всех средневековых хроник Beck, «De Pauli Orosii vita, fontibus et auctoritate». 1834; срав. Moerner «De Pauli Orosii vita, etc. Berol». 1844.

Начиная с V века, историографы переписывают или переделывают хронику Евсевия, и затем по его же методу продолжают, каждый до своего времен включительно. Так, в V столетии испанский епископ Идаций (Idacius) провел хронику Евсевия от того года, на котором остановился его продолжатель, св. Иероним, то есть от 380 г. до 468 г., за 8 лет до падения Западной Римской империи. Сам момент падения Западной Римской империи был занесен в хронику составителями последующего века (VI); между ними замечательнейшими были Marcellinus, канцлер императора Юстиниана, впоследствии comes Illyrici; он начал с того же времени, как и Идаций, но довел до 518 г.; и Cassiodorus, министр Феодорика Великого, остготского короля в Италии; по приказанию последнего он составил хронику по предшествовавшим образцам и довел ее до 519 г.

Эпоха Кассиодора, по отношению хронологической системы, ознаменовалась введением нашей эры в историческое летосчисление: современник Кассиодора, Dionysius Exiguus (Дионисий Малый), родом скиф, ввел в первый раз христианскую эру, то есть обычай считать года от Р. Х. (Все поименованные хроники, продолжавшие Евсевия, собраны и изданы вместе у Roncalli, Veterum Latinorum scrirpt. Chron. T. II, с. 1, 161, 266 и др.).

Но все эти хроники времен падения Западной Римской империи, как и продолжатели их в течение Средних веков, ограничиваются одной официальной историей или заносят на свои страницы бессвязные, отрывочные факты, перемежая их рассказами о слухах, не проверенных никакой критикой. Причины исторических явлений, скрывающиеся в экономическом, социальном и интеллектуальном быте общества, ускользали от составителей хроники V века, и современный историк должен потому обращаться, помимо хроник, к тем писателям V

<< | >>
Источник: М.М. Стасюлевич. История Средних веков: От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476-768 гг.) 2001. 2001

Еще по теме ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЭПОХИ (456-476 гг.):

  1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЭПОХИ
  2. (X столетие)ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЭПОХИ
  3. (XI столетие)ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЭПОХИ
  4. Исторический очерк
  5. Исторический очерк
  6. Исторический очерк
  7. ИСТОРИЧЕСКИИ ОЧЕРК ПЕРИОДА
  8. Исторический очерк
  9. Исторический очерк
  10. Исторический очерк
  11. Исторический очерк
  12. ИСТОРИЧЕСКИИ ОЧЕРК СОБЫТИИ