<<
>>

Макризи ЕГИПЕТСКИЙ ПОХОД ЛЮДОВИКА IX СВЯТОГО. 1249-1250 гг. (около 1400 г.)

Арабский историк излагает судьбу династии Эйюбитов, а именно потомства Саладина, в виде хроники, по годам, и доходит таким образом до времени правления египетского султана Неджэ- ддина, при котором Людовик IX сделал высадку при устьях Нила.

В ту эпоху султан Египта находился в войне с султаном Дамаска; услышав о приближении неприятеля, он прекратил войну и, несмотря на тяжкую болезнь, поспешно возвратился в Египет в апреле 1249 г. и приказал эмиру Факреддину стать перед Дамиеттой и воспрепятствовать высадке христиан.

В пятницу, 21-го дня луны зефира, в год эгиры 647-й (4 июня 1249 г.) прибыл флот французов в два часа дня; на нем находились бесчисленные войска, предводительствуемые Людовиком (IX), сыном Людовика, короля Франции: франки, владевшие Сирией, присоединились к французам. Весь флот расположился у берега в виду лагеря Факреддина. Король Франции до открытия неприязненных действий отправил через глашатая письмо к султану Не- джмеддину; оно было выражено следующим образом:

«Вам не безызвестно, что я считаюсь государем тех, которые исповедуют религию Христа, как вы повелеваете повинующимися закону Магомета; ваше могущество не внушает мне никакого ужаса, и каким образом оно могло бы мне внушить что- нибудь подобное? Я заставлял трепетать мусульман Испании и гнал их перед собой, как пастух стадо баранов; я истреблял храбрейших из них и обременял оковами их жен и их детей; теперь они стараются расположить меня к миру и отвратить мое оружие дарами. Воины, стоящие под моими знаменами, покрывают собой равнины, и конница моя не менее страшна. Вы имеете одно

МАКРИЗИ. 1372-1442. Из сочинений арабского писателя, родившегося в Каире, особенно замечательны два: «Историческое и географическое описание Египта» и «Путь к познанию правления царей». В последнем произведении автор написал историю эй- юбитских султанов Египта, преемников Саладина, потом султанов из мамелюков-бага- ритов, от 1250 до 1382 г, и начало правления последней династии мамелюков-черкес- ских.

Отрывки из последнего сочинения, относящиеся к походам Людовика IX, переведены на французский язык Кардонем и изданы у Petitot «Collection complete des memoires relatifs a l'histoire de France» (Par., 1819, т. III, с.3 и след.). Полный французский перевод сделан Quatremere (Par.,1842).

средство отвратить бурю, угрожающую вам: примите к себе священников, которые наставят вас в религии христианской; обратитесь к ней и почтите крест, иначе я буду преследовать вас повсюду, и Бог решит, кто из нас, вы или я, останется владетелем Египта».

Неджмеддин при чтении этого письма не мог воздержаться от слез и приказал своему секретарю кади Боаэддину написать следующий ответ:

«Во имя всемогущего и милосердного Бога, да будет его благословение над нашим пророком Магометом и над его друзьями. Я получил ваше письмо; оно исполнено угроз, и вы хвалитесь огромным числом своих воинов; или вы не знаете, что мы умеем владеть оружием и что мы наследовали храбрость наших предков? Еще никто не отважился напасть на нас без того, чтобы не испытать на себе нашего превосходства.

Припомните наши победы над христианами; мы их изгнали из страны, которой они владели; сильнейшие города пали под нашими ударами. Приведите себе на память тот стих Алкорана, где говорится, что «те, которые несправедливо сражаются, погибнут»; и другой, где сказано: «Сколько раз многочисленнейшие войска были поражены горсткой солдат!» Бог покровительствует правде, и мы не сомневаемся в том, что он защитит нас и сделает тщетными ваши горделивые замыслы».

В субботу французы сделали вылазку на том самом месте, где находился лагерь Фак- реддина; они раскинули красную палатку для короля; мусульмане сделали некоторые попытки не допустить их на берег; эмир Не- джмеддин и эмир Саримеддин были убиты в схватке. В начале ночи эмир Факреддин снялся с лагеря вместе со своей армией и, перейдя мост, который ведет на восточный берег Нила и где находится Дамиетта, направился по дороге в Ашмун-Тани (Мансуру). Вследствие такого его движения французы овладели западным берегом реки. Ничто не может изобразить отчаяния жителей Дамиетты, когда они увидели эмира Факред- дина, как он удалялся от их города и предоставил их на жертву ярости христиан; они не осмелились выжидать неприятеля и с поспешностью бежали в ту же ночь. Образ действия мусульманского предводителя был тем менее извинителен, что гарнизон города состоял из большого числа людей и притом из храброго колена Бени-Кенане, и что сам город был более в состоянии выдержать теперь осаду, нежели прежде, когда его обступили франки, в правление султана Эльмеликула Камиля; несмотря на язву и голод, франки могли тогда овладеть городом только после 16 месяцев осады.

В воскресенье утром (6 июня 1249 г.) французы явились перед городом; удивленные отсутствием жителей, они опасались какой-нибудь засады; но вскоре, удостоверившись в бегстве жителей, они, не обнажая меча, овладели городом и всеми его укреплениями. При известии о взятии Да- миетты в Каире произошло всеобщее смятение; с горем помышляли о том, как такой успех увеличит силу и отвагу христиан; неприятель видел, как малодушно бежала перед ним мусульманская армия, и захватил в свои руки бессчисленное множество оружия всякого рода и припасов, военных и съестных. Болезнь султана, увеличивавшаяся с каждым днем и препятствовавшая ему действовать в таких критических обстоятельствах, довершила отчаяние египтян; никто не сомневался, что царство сделается скоро добычей христиан.

Султан, негодуя на малодушие гарнизона, осудил 50 главных начальников удавить; напрасно они ссылались на отступление эмира Факреддина; султан отвечал им, что они заслужили смерть уже тем, что оставили Да- миетту без его приказания: один из таких начальников, осужденный погибнуть вместе с сыном, молодым человеком редкой красоты, просил казнить его прежде сына; султан отказал ему в этой милости, и отец имел горе видеть умерщвление сына на своих глазах.

После этой казни султан повернулся к эмиру Факреддину: «Какое сопротивление оказал ты,- спросил он раздраженным голосом,- и какую битву ты дал? Ты не мог устоять одного часа против франков: следовало иметь более твердости и мужества». Начальники армии боялись при гневе султана за жизнь Факреддина; они дали понять эмиру, что готовы умертвить своего повелителя. Факреддин отказался согласиться на то и после говорил им, что султан может

Абордажная схватка. Гравюра IV в.

прожить всего несколько дней; но если он захотел бы их потревожить, то они всегда могут отделаться от него.

Неджмеддин, несмотря на свое печальное положение, распорядился своим отъездом в Мансуру; он сел на военный корабль (по-арабски, собственно на машинный корабль, то есть с бойницами и греческим огнем) и прибыл туда в среду, 25 зефера (9 июня 1249 г.). Прежде всего он укрепил этот город, и вся армия была занята такой работой. Суда, которыми начальствовал султан, еще до своего отправления, явились нагруженные войском и припасами всякого рода; все способные носить оружие стали под его знамена; арабы прибыли в большом числе.

В то время, когда султан делал все эти приготовления, французы усилил меры к защите Дамиетты и поместили там многочисленный гарнизон.

В понедельник, в последний день луны ребиуль-эвель (12 июля 1249 г.), в Каир доставили 36 пленных христиан из тех, которые охраняли лагерь от набега арабов, и между ними было 2 рыцаря. В 5-й день той же луны привели тридцать семь; в 7-й - двадцать два и в 16-й (20, 22 и 30 июня) - сорок пять, между которыми было три рыцаря.

Различные христианские князья, владевшие берегами Сирии, сопровождали франков, и их владения оставались незащищенными. Жители Дамаска воспользовались этим обстоятельством, чтобы осадить Си- дон; после некоторого сопротивления этот город должен был сдаться; слух об овладении Сидоном произвел великую радость в Каире: этим утешались из-за потери Дами- етты.

Каждый день брали в плен французов: в 18-й день луны диемазиль-эвель (29 августа 1249 г.) их взяли 50 человек.

Болезнь султана увеличивалась, и враги отчаялись в его выздоровлении; он страдал в одно и то же время фистулой и язвой в легких; наконец, он умер в ночь на понедельник, в 15-й день луны (22 ноября), назначив своим преемником сына Туран-шаха, Неджмеддину было 44 года от роду, и правил он 10 лет; он первый учредил воинство из рабов или мамелюков-багаритов (рабов морских), названных так потому, что они помещались во дворце, который был построен этим султаном на о. Расудахе, напротив Старого Каира. Впоследствии это воинство овладело престолом Египта.

Едва он умер, как султанша Шегерет- Эддур, его жена, позвала к себе полководца Факреддина и евнуха Диемаледдина; она возвестила им смерть султана и просила помочь ей нести бремя правления в столь трудные времена; все трое определили держать в тайне смерть султана и действовать его именем, как бы он еще жил; о смерти же его обнародовать только по прибытии Туран-шаха, к которому были отправлены вестники.

Несмотря на все предосторожности, французы узнали о смерти Неджмеддина: их армия немедленно оставила равнины Дамиетты и расположилась при Фариску- ре (на восточном берегу Нила, в 13 милях от Дамиетты); суда, нагруженные военными и съестными припасами, поднимались по Нилу и доставляли все необходимое в изобилии.

Эмир Факреддин послал письмо в Каир, чтобы предуведомить жителей Каира о приближении французов и убеждать их пожертвовать жизнью и имуществом для защиты отечества. Это письмо было читано с кафедры главной мечети, и народ отвечал на него стонами и рыданиями; все были в смущении и ужасе: смерть султана, которую подозревали, увеличивала замешательство; самые малодушные замышляли оставить город, который, по их мнению, был не в состоянии противиться французам; самые отважные, напротив, пошли к Мансуре, чтобы соединиться с мусульманской армией.

Во вторник, в первый день луны рамадана (7 декабря 1249 г.), произошли небольшие стычки между отдельными отрядами обеих армий; однако это не помешало французской армии расположиться при Шар- месахе (в 43 милях от Дамиетты); в понедельник, в 7-й день той же луны (13 декабря 1249 г.), она подошла к Бермуну (в 12 милях от Мансуры).

В воскресенье, в 13-й день той же луны (19 декабря 1249 г.), христианская армия появилась перед Мансурой; между ней и египетским лагерем протекал рукав Аш-

Рыцарь, приносящий оммаж королю. Миниатюра конца XIII в. из Кассельской лицевой рукописи Вильгельма Оранского

мун, Назир-Дауд, князь Карака (Крака), стоял на западном берегу Нила с несколькими отрядами; французы очертили свой лагерь, окопали его глубоким рвом и обвели палисадом; потом они выдвинули машины, чтобы метать камни в египетский лагерь; флот их прибыл в то же самое время, и начали сражаться на сухом пути и на воде.

В среду, в 15-й день той же луны (21 декабря 1249 г.), шесть перебежчиков явились в лагерь мусульман и известили, что христианская армия начинает нуждаться в съестных припасах.

В день байрама (первый день луны ше- валя, который приходился в четверть 6 января 1250 г.) взяли в плен одного князя, и успех был различен; мусульмане особенно старались брать в плен, чтобы получать сведения о враге, и употребляли для него всякого рода военные хитрости. Один воин из Каира придумал всунуть голову в дыню, которую он выдолбил внутри, и таким образом приблизился вплавь к лагерю французов; христианский воин не подозревая хитрости, бросился в Нил, чтобы поймать дыню, тогда египтянин, отличный пловец, потащил его за собой и привел к своему предводителю.

В среду, в 7-й день луны шеваля (12 января 1250 г.), мусульмане овладели большим судном, на котором находилось сто воинов, предводительствуемых значительным лицом. Через неделю, в четверг, в 15-й день той же луны, французы вышли из лагеря, и вся их кавалерия тронулась; произошла небольшая схватка, и со стороны французов осталось на месте 40 рыцарей с лошадьми.

В пятницу (14 января) в Каир отвели 67 пленных, между которыми находилось три значительных лица. В четверг, в 22-й день той же луны (27 января) загорелось большое судно у французов, что было принято за счастливое предзнаменование для мусульман.

Изменники показали французам брод на канале Ашмун; 1400 всадников переправились и неожиданно напали на лагерь мусульман во вторник, в 5-й день луны зиль- каде (8 февраля 1250 г.), во главе их стоял брат короля Франции. В то время эмир Факреддин был в бане; он вышел поспешно, сел на коня без узды и седла в сопровождении нескольких рабов; неприятель окружил его со всех сторон; рабы малодушно оставили своего господина и он очутился посреди французов; напрасно он защищался, ему пришлось пасть под ударами. После убиения Факреддина французы отступили к Джедиле; вслед затем вся их конница подошла к Мансуре, сбила ворота и ворвалась в город. Мусульмане бежали направо и налево; король Франции проник до самого дворца султана, и победа, казалось, была уже на его стороне, как явились мамелюки-багариты[118], предводительствуемые Бибарсом, и вырвали победу у христиан; они с яростью напали на них и принудили отступить. Между тем пододвинулась французская пехота, чтобы перейти через мост; если бы ей удалось такое предприятие, то поражение египетской армии и потеря города Мансуры были бы неизбежны. Ночь разделила обе стороны; французы в беспорядке отступили к Дже- диле, оставив на месте 1500 убитых; они окружили лагерь стеной и рвом; их армия была разделена на два отряда, из которых менее значительный расположился на канале Ашмун, а самый многочисленный - на главном рукаве Нила, который протекает мимо Дамиетты.

Тогда пустили голубя в Каир, сначала в тот момент, когда французы овладели лагерем Факреддина, и у него под крылом было письмо, возвещавшее об этом несчастье жителям: эта печальная новость повергла город в отчаяние, увеличенное прибытием беглецов; ворота Каира оставались всю ночь открытыми для приема их. Второй голубь с известием о победе над французами восстановил спокойствие в городе; радость сменила прежнюю печаль; все поздравляли друг друга со счастливым событием и давали публичные празднества.

Едва Туран-шах узнал о смерти отца Неджмеддина, как немедленно выехал из Хусн-Кейфа (на р. Тигр); он оставил город в сопровождении 50 всадников в 15-й день луны рамадана и прибыл в Дамаск к концу той же луны. Получив присягу от всех правителей городов в Сирии, он отправился далее в 27-й день луны шеваля по дороге в Египет; известие о его прибытии ободрило мусульман; смерть Неджмеддина не была еще обнародована, служба у султана шла своим чередом; ему приготовляли стол, как бы живому, и все приказания давались от его имени. Государством управляла султанша, и в своем уме она находила средства для всего; узнав о прибытии Туран-шаха в Салиех, она отправилась туда и вручила ему верховную власть. Новый султан хотел явиться во главе войска и пошел в Мансуру, куда и прибыл в 6-й день луны залькаде (8 февраля І250 г.).

Суда, отправляемые из Дамиетты, доставляли в лагерь французов всякого рода продовольствия в изобилии; в Ниле вода была в то время самая высокая (ошибка: потому что вода в Ниле поднимается на большую высоту в сентябре). Туран-шах приказал построить много судов и перевез их совсем готовыми в соседний канал Ме- гале; там они были спущены на воду, получили экипаж и стали в засаду. Когда небольшой флот французов появился перед устьем канала Мегале, мусульмане вышли и бросились на французов. Пока оба флота сражались, другие египетские суда прибыли из Мансуры и напали на французов; напрасно они пытались бежать; в этом деле было убито или взято в плен до тысячи христиан. Следствием такой победы было то, что 52 судна, наполненные продовольствием, были отняты, и плавание по Нилу и сообщение лагеря с Дамиеттой прервано; в войске христиан открылся страшнейший голод. Мусульмане окружили французов со всех сторон, так что они не могли ни идти вперед, ни отступить.

В первый день луны зильгиге (7 марта 1250 г.) французы захватили семь судов, но люди, находившиеся на них, имели счастье убежать. Несмотря на все превосходство египтян на Ниле, французы попытались еще раз отправить груз из Дамиетты, но его перехватили, и 32 судна были взяты и отведены в Мансуру в 9-й день луны зиль- гиге (16 марта); эта новая потеря довершила их бедствия: они предложили султану перемирие и отправили послов для переговоров. Эмир Зейнеддин и кади Бедреддин были назначены для сношения с ними. Французы предлагали сдать Дами- етту с условием, чтобы им возвратили Иерусалим и некоторые местности Сирии. Это предложение было отвергнуто и переговоры прекратились.

В пятницу, в 27-й день луны зильгиге (1 апреля 1250 г.), французы сожгли все военные машины и деревянные постройки, а вместе повредили почти все свои суда.

В 648 году эгиры, в ночь на вторник, в 3-й день луны мугаррема (5 апреля 1250 г.), вся французская армия снялась с лагеря и направилась по дороге в Дамиетту; несколько судов, сохранившихся у них, спустились в то же время по Нилу. В среду на рассвете мусульмане, заметив отступление христиан, преследовали их и тревожили нападениями: главное дело было при Фарискуре; французы были разбиты и обращены в бегство; 10 тысяч осталось на поле битвы, а другие говорят - 30 тысяч; более 100 тысяч пехотинцев и служителей были обращены в рабство; лошади, мулы, палатки и другие сокровища составили богатую добычу; со стороны же мусульман убито всего 100 человек. Мамелюки-багариты под предводительством Бибарса Эльбондукдари особенно отличились в этом деле. Король Франции, сопровождаемый несколькими князьями, удалился на небольшой холм; он сдался под условием сохранения жизни евнуху Джемаледдину-Мухсуну-Эльзалиги; на него наложили железную цепь, отвели в таком виде в Мансуру и заключили в доме Ибрагима бен-Локмана, секретаря султана, под стражей евнуха Сагила; брат короля был взят в то же время и отведен в тот же дом; султан доставлял им средства к существованию.

Многочисленность пленных начинала затруднять; султан приказал Сейфеддину умертвить их; каждую ночь этот жестокий раб мстительности своего властелина выводил 300 или 400 человек из темницы и, отрубив им голову, бросал их в Нил; таким образом погибло 100 тысяч французов.

Султан, отправившись из Мансуры, прибыл в Фарискур, где и приказал построить великолепную палатку: в то же время он приказал поставить на Ниле деревянную башню и, освободившись от жестокой войны, предавался там разврату.

Победа, одержанная им, была слишком блестяща, чтобы не вразумить собой народы, подчинявшиеся ему; он писал эмиру Джемаледдину бен-Агмуру, правителю Дамаска, собственноручное письмо, следующего содержания:

«Хвала Всемогущему, который обратил нашу печаль в радость; ему одному мы обязаны победой; милости, которыми он осыпал нас, бесчисленны, а последняя из них самая драгоценная. Возвести народу Дамаска или скорее всем мусульманам, что Бог даровал нам полную победу над христианами в то самое время, когда они замышляли нашу погибель. В понедельник, в первый день этого года, мы открыли нашу сокровищницу и роздали наши богатства войску вместе с оружием; мы призвали к себе на помощь колена арабов, и бесчисленное множество людей стояло под нашими знаменами. В ночь со вторника на среду наши враги снялись с лагеря и вместе с обозом отправились к Дамиетте. Несмотря на мрак ночи, мы преследовали их: 30 тысяч человек остались на месте, не считая погибших в Ниле. В ту же реку мы побросали бесчисленное множество пленных. Их король удалился в Миниех; он молил нас о милосердии, и мы даровали ему жизнь и оказали почести, должные его сану. Дамиетту снова взяли».

Вместе с письмом султан отправил шапку короля, которая свалилась с него во время битвы; она была пурпуровая, обшитая серым мехом; правитель Дамаска надел королевскую шапку на голову и в ней читал всенародно то письмо. Какой-то поэт по поводу этой шапки написал следующие стихи: «Шапка француза была бела как бумага; наши сабли окрасили ее в неприятельскую кровь и изменили цвет».

Мрачная и уединенная жизнь, которую вел султан, раздражала умы всех, он держал при себе нескольких любимцев, приведенных им из Хусн-Кейфа; их он облек в высшие государственные должности, отнятые у старых слуг его отца; особенно он обнаруживал непримиримую ненависть к мамелюкам-багаритам, хотя они так много содействовали последней победе; его разврат истощил казну, и чтобы наполнить ее, он вынудил султаншу Шегерат-Эддур отдать ему отчет в богатствах Неджмедди- на, его отца. Испуганная султанша просила защиты у мамелюков-багаритов; она представила им свои заслуги, оказанные государству в затруднительные времена, и неблагодарность Туран-шаха, который обязан ей своей короной. Эти рабы, и без того раздраженные против Туран-шаха, не колеблясь, приняли сторону султанши и решились умертвить властителя. Для приведения в исполнение своего замысла они избрали то время, когда он бывает за столом. Бибарс нанес ему первый удар саблей, который он отразил рукой, но пальцы его были отрублены. Он убежал в башню, построенную им на берегу Нила и находившуюся близко от палатки. Заговорщики преследовали его и, увидев ворота запертыми, подожгли башню. При этом присутствовала вся армия; но так как Ту- ран-шаха вообще ненавидели, то никто не принял его стороны. Напрасно он кричал сверху, что отказывается от престола и возвратится в Хусн-Кейф; заговорщики были непреклонны. Наконец, пламя обхватило башню, и он бросился в Нил; но его одежда зацепилась, и он повис на некоторое время; находясь в таком положении, он получил несколько сабельных ударов и упал в воду, где и утонул. Таким образом, железо, огонь и вода собрались вместе, чтобы лишить его жизни. Его тело оставалось три дня на берегу Нила, и никто не осмеливался предать его погребению. Посол багдадского калифа выхлопотал себе такое право и похоронил его.

Этот жестокий султан, вступая на престол, задушил своего брата, Адил-шаха; четыре мамелюка-багарита взяли на себя такое поручение. Это братоубийство не осталось безнаказанным, и те же самые четыре мамелюка более других настаивали на его погибели. Этим султаном окончилась фамилия Эйюбитов (потомков Саладина), которые владели Египтом 80 лет, при 8 правителях.

После умерщвления Туран-шаха, султанша Шегерет-Эддур была провозглашена властительницей Египта; она была первой рабыней, правившей в этой стране.

Одни говорят, что она была турчанка, а другие считают ее армянкой. Султан Не- джмеддин купил ее и любил столь страстно, что водил ее с собой на войну и никогда не покидал. Она имела от этого султана одного сына по имени Камель; он умер в детстве. Эмир Азеддин-Аибег, родом туркоман, был назначен предводителем войск; имя султанши помещалось на монетах.

Эмир Абу-Али договаривался с королем Франции о выкупе и сдаче Дамиетты. После различных прений было определено, что французы очищают Дамиетту, а король и все пленные, находящиеся в Египте, освобождаются под условием внести наличными деньгами половину суммы, которая будет назначена для выкупа. Король Франции приказал правителю Дамиетты сдать город; но он отказался повиноваться, и нужно было новое приказание. Наконец, этот город подчинился мусульманам, оставаясь одиннадцать месяцев в руках неприятеля. Король заплатил 400 тысяч золотых, как за себя, так и за королеву, своего брата и других князей, бывших с ним. Все франки, взятые в плен при султанах Годил-Камиле, Салих-Неджмеддине и Туран-шахе, получили свободу; их было числом 12 100 человек и 6 женщин. Король со всеми французами перешел на западный берег Нила и сел на корабль для отплытия в Акру в субботу (7 мая 1250 г.).

Поэт Эссагиб-Гиеманеддин бен-Март- руб по поводу удаления короля написал следующее:

«Передайте королю Франции, когда вы его увидите, эти стихи, начертанные другом правды:

Смерть служителей Мессии была наградой, ниспосланной вам Богом.

Вы пристали к Египту, рассчитывая им овладеть; вы вообразили себе, что эта страна населена трусами; о вы, барабаны, наполненные ветром!

Вы думали, что минута погибели мусульман наступила, и эта ложная мысль закрыла от ваших глаз все препятствия.

По своему прекрасному характеру вы бросили своих воинов на равнинах Египта, и могила разверзлась под их стопами.

Что осталось от шестидесяти тысяч, которые вас сопровождали? - убитые, раненые и пленные!

Пусть Бог чаще внушает вам подобные намерения; они причинят погибель христианству, и Египту нечего будет бояться его неистовства.

Без сомнения, ваши духовные предсказывали вам победу; их предсказания ложны.

Примите в соображение лучше следующий, более верный оракул:

„Если жажда мщения побудит вас вернуться в Египет, то будьте уверены, что дом Локмана[119] еще стоит на месте, что цепь готова и евнух не дремлет”».

Путь к познанию правления царей.

<< | >>
Источник: М.М. Стасюлевич. История Средних веков: Крестовые походы (1096-1291 гг.) 2001. 2001
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Макризи ЕГИПЕТСКИЙ ПОХОД ЛЮДОВИКА IX СВЯТОГО. 1249-1250 гг. (около 1400 г.):

  1. СОБСТВЕННОРУЧНОЕ ПИСЬМО ЛЮДОВИКА IX СВЯТОГО О ПОХОДЕ В ЕГИПЕТ (в 1250 г.)
  2. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ЛЮДОВИКА IX СВЯТОГО
  3. Готфрид Болье ВТОРОЙ ПОХОД ЛЮДОВИКА IX СВЯТОГО И ЕГО СМЕРТЬ. 1269-1270 гг. (в 1274 г.)
  4. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЛОГ И ЭПИЛОГ К «ПИСЬМАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ», ИЛИ АССИЗАМ ИЕРУСАЛИМСКОГО КОРОЛЕВСТВА 1099 г. (около 1250 г.)
  5. Альберт Ахенский ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ ПИЛИГРИМОВ ДО НАЧАЛА ПОХОДА. 1095-1097 гг. (около 1120 г.)
  6. ПОХОД ЛЮДОВИКА VII ЧЕРЕЗ МАЛУЮ АЗИЮ И СИРИЮ ДО ИЕРУСАЛИМА. 1146-1147 гг. [71] [72] (в 1180 г.)
  7. Никита Хониат ПОХОД КОНРАДА III ЧЕРЕЗ ВИЗАНТИЙСКИЕ ВЛАДЕНИЯ. 1146 г. (около 1218 г.)
  8. Одо Диогильский СБОРЫ КО ВТОРОМУ КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ И ПУТЬ ЛЮДОВИКА VII ДО НИКОМЕДИИ.
  9. Иоанн Киннам ЕЩЕ ИЗВЕСТИЕ О ПОХОДЕ КОНРАДА III И ЛЮДОВИКА VII. 1146 г. (в 1180 г.)
  10. Египетское общество
  11. Мощи святого Александра Свирского
  12. Египетские пирамиды
  13. ЧУДО СВЯТОГО ЯНУАРИЯ
  14. ОСЛАБЛЕНИЕ ЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
  15. Греко-египетское право.
  16. ИЗГНАНИЕ ГИКСОСОВ. ЕГИПЕТСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ