<<
>>

Оттон Фрейзингенский ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (по рассказу очевидца).

1148-

1149- 1149 гг. (около 1158 г.)

Автор, бывший очевидцем и участником Второго крестового похода, собственно, имел в виду написать биографию императора Фридриха I Барбароссы, но он посвятил всю первую книгу своего труда обзору предшествовавших событий, начиная от первых годов борьбы Генриха IV с Гильдебрандом и до смерти Конрада III (1152 г.); вследствие того, в эту первую книгу вошел рассказ и о Втором крестовом походе Конрада III (1147—1149 гг.), помещенный в главе XXXIVи последующих.

XXXIV. Как властью апостольского престола был проповедан заморский поход (Второй крестовый поход). В то время, когда в городе Риме восседал Евгений (III, Папа), а царствовал Конрад (III, император и король Германский), и Людовик (VII, Юный) правил в Западной Франции (то есть в нынешней Франции, в противоположность Восточной Франции, или Франконии), Мануил же (Комнин) господствовал в царственном городе (in urba regia, то есть в Византии), и в Иерусалиме - Фулько, тогда Людовик (VII), питая тайное намерение отправиться в Иерусалим, так как брат его Филипп дал уже подобный обет, но был предупрежден смертью, и не желая долее откладывать, созвал около себя некоторых из

ОТТОН ФРЕЙЗИНГЕНСКИЙ (OTTO FRISINGENSIS EPISICOPUS.

После 11111158). Епископ Фрейзингенский был весьма знатного происхождения и находился в близком родстве с германскими императорами. Агнеса, дочь императора Генриха IV от первого брака с Фридрихом Швабским, родоначальником Гогенштауфенов, имела сына Конрада III, короля Германского, и Фридриха, наследовавшего отцу в Швабии (от последнего родился Фридрих I Барбаросса, преемник Конрада III); а от второго брака с Леопольдом, герцогом Австрийским, Агнеса родила нашего автора, Оттона, который таким образом был по матери братом Конрада III и дядей Фридриха I Барбароссы.
Оттон получил воспитание в парижских школах, где он изучил философию того времени, богословие и диалектику; поступив в духовное звание, он был сначала аббатом Моримунда, а с 1138 г сделался епископом города Фрейзингена (в Баварии, на северо-востоке от Мюнхена; в 1857 г ему поставили памятник на площади Фрейзингена), принимал участие во Втором крестовом походе и умер после возвращения из Палестины. Но подробности его жизни мало известны, и мы должны ограничиваться только тем, что сообщил нам его современник и продолжатель его трудов Радевик (см. ниже). Из исторических сочинений Оттона Фрейзингенского до нас дошли: «Хроника от сотворения

князей и открыл им свое намерение. В ту пору жил в Галлии некий аббат монастыря Клерво (coenobii Claraevallensis) по имени Бернард, уважаемый за свою жизнь и нравы, строгий к правилам религии, одаренный мудростью и книжными познаниями, славный знамениями и чудесами. Князья положили вызвать его к себе и посоветоваться с ним, как с божественным оракулом, каким образом следует поступить в этом случае. Вышеупомянутый аббат призывается и его просят дать совет, как исполнить волю короля. Считая непозволительным дать собственной властью ответ по поводу столь важного дела, Бернард говорил, что было бы лучше всего представить то на усмотрение и решение римского первосвященника. Итак, отправив посольство к Евгению, они передали ему все дело. Евгений, приняв в соображение пример своих предшественников и видя, что Урбан в подобном же случае воспринял в единение мира заморскую церковь и два патриарших престола, а именно - антиохийский и иерусалимский, отложившихся от повиновения римскому престолу, одобрил, как следует, данный Людовиком обет на распространение христианской религии, а власть проповедовать и возбуждать к тому же умы всех препоручил Бернарду, который у всех народов Галлии и Германии считался пророком и апостолом. Вследствие того было следующее послание к королю и его князьям.

XXXV. Послание Папы Евгения по поводу предыдущего. «Евгений епископ, раб рабов Божьих, возлюбленному сыну Людовику (VII), знаменитому королю франков, и возлюбленным сынам нашим князьям, и всем в Боге верным, живущим в Галлии, привет и апостольское благословение.

Сколько потрудились наши предшественники, римские первосвятители, на освобождение Восточной церкви, о том мы читаем в рассказах прежних людей и находим записанным в деяниях их. Наш предшественник, блаженной памяти Папа Урбан (II), возгласил подобно трубе и воззвал к освобождению ее сынов Римской церкви со всех концов мира. На его голос сошлись загорные обитатели и особенно ревностные и мужественные воители из королевства франков, также из Италии, воспламененные жаром благодати; собрав громадное войско, не без пролития собственной крови, но вспомоществуемые Божеской силой, они очистили от языческой мерзости тот город, в котором Спаситель наш благоволил пострадать за нас и оставил нам в воспоминание своих страстей преславный Гроб, а вместе с тем освободили и многие другие города, которых не перечисляем во избежание подробностей. Божеским милосердием и трудами ваших отцов, которые продолжали защищать эти города и по мере сил заботились о распространении христианского имени в тех странах, не только сохрани-

мира до своего времени», остановившаяся на 1146 г, в 7 книгах, из которых одна последняя касается современных автору событий; к ним присоединена еще восьмая книга мистического содержания об антихристе, светопреставлении и т. п.; «О деяниях Фридриха I Барбароссы» (De gestis Friderici) в двух книгах, из которых первая составляет введение и делает обзор событий истории Германии от начала борьбы Генриха IV с Гильдебрандом и до смерти Конрада III (от 1070-х гг до 1152 г); а во второй излагаются первые четыре года правления Фридриха Барбароссы до 1156 г. «Хроника» Оттона Фрейзингенского была продолжена Оттоном Сан-Блазийским, аббатом, от 1146 до 1209 г., а «Жизнь Фридриха I» - Радевиком и доведена до 1160 г; неизвестный писатель продолжил еще до 1170 г

Издания: сочинения Оттона Фрейзингенского и его продолжателей не имели новых изданий, а из древних лучшее сделал Pithoeus (Базель, 1569 г); точно так же они остаются до сих пор не переведенными ни на один из новейших языков.

Критика: у Huber. Otto von Freisingen, sein Character und sein Verhaltniss zu seine Zeit (Munchen, 1847); у Wattenbach. Deutschlands Geschichtsquellen, с. 350 и след.; у Wiedemann., Otto v. Fr., sein Leben und sein Wirken (Passau, 1849).

Посвящение в рыцари на поле битвы. Со средневековой миниатюры

лись до нашего времени все те завоевания, но и были мужественно приобретены другие города неверных. Теперь же по грехам народа - нельзя того и вымолвить без горя и стенаний - Эдесса, называемая на нашем языке Rohais, которая, как говорят, даже и во время господства язычников на Востоке, одна принадлежала христианам и служила Господу, взята врагами Креста Христова вместе со многими христианскими укреплениями; архиепископ же города вместе со своим духовенством и другими христианами умерщвлен, а святые мощи преданы на поругание неверным и разбросаны. Какой опасностью угрожает такое событие и церкви Господней, и всему христианству, мы знаем хорошо сами и не думаем, чтобы то ускользнуло от вашей мудрости. Вы докажете ясно свое великодушие и доблесть, если как сыны защитите то, что мужественно приобретено отцами. В противном же случае, и чего Боже избави, храбрость отцов оскудеет в их сынах. Потому просим именем Бога, убеждаем и требуем от вашего собрания (universitatem vestram), обещая отпущение грехов, чтобы верующие в Бога и все благородные и самые знатные препоясались мечом и, выступив навстречу толпищам неверных, торжествующих в это время победу над нами, защитили Восточную церковь, освобожденную, как мы сказали выше, пролитием крови наших отцов, и вырвали бы из их рук многие тысячи пленных братьев, да возвеличится вами имя Христово и да сохранится неприкосновенной и незапятнанной ваша доблесть, превозносимая во вселенной. Да послужит вам примером тот доблестный Матафия, который для спасения отеческих законов жертвовал своей жизнью вместе с детьми и родственниками и не задумался отречься от всего, чем владел в мире; после многих трудов, наконец, с Божьей помощью он и его семья восторжествовали доблестно над врагами.

Мы же в своих отеческих заботах о вашем спокойствии и безопасности церкви всем тем, которые решатся предпринять и исполнить благочестивый обет на дело столь святое и необходимое, даем властью, полученной от Бога, такое же отпущение грехов, какое установил наш предшественник Папа Урбан; жен же их, детей, имущество и владения повелеваем объявить под покровительством святой церкви и под нашей защитой, равно как и под защитой архиепископов, епископов и других прелатов Божьей церкви. Даже запрещаем апостольской властью беспокоить владения тех, которые приняли крест, и делать им процессы прежде, чем будет достоверно известно, что они возвратились или умерли. Кроме того, так как воины Господни не должны заниматься ни богатством одеяний, ни внешними украшениями, ни псами, ни соколами, ни чем другим, что содействует праздности, то именем Бога обращаюсь к мудрости тех, которые взялись за такое святое дело, и прошу не помышлять ни о чем подобном и употребить все заботы и усилия на приобретение оружия, лошадей и прочего необходимого для борьбы с неверными. Те же, которые обременены долгами и имеют намерение от чистого сердца предпринять святое странствование, освобождаются в прошедшем от всякой лихвы; и если они сами или другие за них связали себя клятвой или словом, то мы разрешаем их от всего нашей апостольской властью. Им же дозволяется отдавать в залог свободно и без всякого спора церквам или духовным лицам и всем другим верующим земли или другие владения, если их родственники или владетели, к феоду которых они принадлежат, не могли или не хотели одолжить денег. Мы же по примеру своего предшественника и властью всемогущего Бога и князя апостолов блаженного Петра, врученной нам Господом, даем полное отпущение и освобождение от грехов, так что всякий, кто благочестиво предпринимает и совершит святое странствование или во время его умрет, получит разрешение от всех грехов, в которых покается с сокрушенным и уничиженным сердцем и вместе вкусит плод вечного воздаяния.

Дано в Ветралле, в декабрьские календы (1 декабря 1146 г.)».

XXXVI. Как вследствие проповеди Бернарда, аббата Клерво, король Франции вместе со своими князьями принял крест. Таким образом, чтобы возвратиться к порядку рассказа, скажем, что Бернард, преподобный аббат, пользуясь дарованной ему властью от апостольского престола, препоясался мужественно мечом слова Божьего, возбуждая умы многих к заморскому походу; между тем назначается сейм (curia generalis) в Верзелаке (ныне Везель), городе Галлии, куда были приглашены все вельможи и знатнейшие люди из различных провинций Галлии. На этом сейме Людовик, король франков, приняв с большой готовностью крест от вышеупомянутого аббата, дал обет на заморское плавание вместе с Теодериком Фландрским и Генрихом, сыном Теобальда Блоа, равно и другими графами, баронами и именитыми мужами своего государства.

XXXVII. Каким образом по слову некоего Рудольфа большая часть Восточной Франции дала такой же обет и о преследовании иудеев. Между тем монах Рудольф, человек набожный и строгий в правилах религии, но недовольно проникнутый книжными познаниями, вступил в те части Галлии, которые касаются Рейна, и начал побуждать к принятию креста тысячи людей, живущих в Кельне, Майнце, Вормсе, Шпейере, Страсбурге и в других соседних странах, городах и селах. Но он присоединил к своей проповеди недобрую мысль о необходимости избиения иудеев, живших рассеянно по тем странам и городам, как врагов христианской религии. Семя его учения пустило такие корни во многих городах Галлии и Германии, что после избиения множества иудеев во время такого бурного восстания спасшиеся из них бежали под сень короля Германии (principis Romanorum), ища там своей безопасности. Вследствие того весьма многие из них, успев уйти от такой бесчеловечной смерти, удалились для сохранения жизни в имперский город (in oppido principis) Норик, называемый также Нюрнбергом, и в другие подвластные ему места.

XXXVIII. Послание аббата Клерво по поводу этого дела. Но вышеупомянутый аббат Клерво, предостерегая от такого учения, отправил вестников и письма к народам Галлии и Германии: в них, ссылаясь многократно на авторитет Св. Писания, он доказал, что иудеев следует за их злодеяние не убивать, но только рассеять. Он привел даже и слова псалмопевца, гласящего: «Бог поставил меня над врагами моими, да не убьешь их». И еще: «В доблести твоей рассей их».

XXXIX. Каким образом тот же аббат убедил короля Конрада (III) и многих князей принять крест и о смерти герцога Фридриха. Склонив многих в Западной Галлии предпринять заморский поход, Бернард вознамерился идти в королевство восточных франков (во Франконию) для возбуждения их проповедью; вместе с тем он желал расположить короля Германии (principis Romanorum) к принятию креста силой своих убеждений и успокоить страну, где Рудольф по поводу иудеев произвел в городах восстание против владетелей. Услышав о том, король (Конрад III) созвал сейм в день Рождества Христова в городе Шпейере. Прибыв туда, аббат склонил к принятию креста короля вместе с Фридрихом (Барбароссой), сыном его брата, другими князьями и именитыми людьми, делая притом явно или скрытно многие чудеса. Явившись в Майнц, Бернард нашел Рудольфа пользующимся большим расположением народа. Встретившись с ним и убедив его не продолжать проповедь, которую он принял на себя своей властью, странствуя по миру, в противность монашескому уставу, Бернард довел его до того, что он, дав ему обет повиновения, удалился

Посвящение в рыцари

в свой монастырь: народ пришел в негодование, и если бы не уважение к его святости, то восстание было бы неизбежно. Между тем преславный герцог Фридрих, оставаясь в Галлии, где его задержала болезнь, питал тайное неудовольствие против государя, брата своего короля Конрада, за то, что он позволил принять крест его сыну Фридриху (Барбароссе), которого он сделал, как перворожденного и единственного сына от первого брака, вместе с малолетним сыном от второй жены, наследником всех своих земель. Аббат Клерво навестил его и, дав свое благословение, помянул его в своих молитвах. Но, не перенеся болезни, он умер несколько дней спустя и был погребен в монастыре св. Вальпургис, лежащем в пределах Эльзаса. В управлении же герцогством ему наследовал его сын Фридрих (Барбаросса).

XL. О том, как многие из князей и бесчисленное множество народа приняло крест в Регенсбурге и как саксонцы дали обет идти на других язычников. После того король вступил в Баварию и там созвал сейм в феврале, ведя за собой, вместо аббата Клерво, аббата Адама Йоркского, человека благочестивого и достаточно ученого. Отслужив по обычаю торжественную обедню и призвав благодать Св. Духа, Адам взошел на амвон и прочел послание Папы и аббата Клерво; присоединив к этому краткое увещевание, он склонил почти всех присутствующих дать обет к предпринятию вышеупомянутого похода. Он не имел недостатка ни в убедительной речи человеческой мудрости, ни в вкрадчивых и тонких оборотах по всем правилам ораторского искусства, но все присутствующие были возбуждены уже молвой и по собственному побуждению принимали крест. В тот час крест был принят тремя епископами, а именно: Генрихом Регенсбургским, Отто Фрейзингенским (наш автор), Регин- бертом Падуанским и герцогом Норичес- ким (Швабским) Генрихом, братом короля, с бесчисленным множеством графов и других знатных именитых людей. Удивительно, но даже большое число воров и разбойников явилось туда же с обетом, так что всякий здравомыслящий человек не мог не признать в такой внезапной и необыкновенной их перемене действия перста Божьего и, признав то, не мог не остаться пораженным. Также Вельф, брат герцога Генриха I, принадлежавший к числу знатнейших вельмож государства, дал вместе со многими другими такой же обет в самую ночь на Рождество Христово в собственной вилле Битенгу. Герцог Богемский Лабеслаус (Владислав) и маркграф Штирийский Одоакр, также и Бернард, знаменитый граф Карин- тии, приняли на себя кресты немного спустя после того, вместе с многочисленными своими дружинами. Саксонцы же, так как они имели своими соседями народы, преданные мерзости идолопоклонства, отказались идти на Восток и приняли крест с намерением нанести войну тем народам (то есть пруссам); они отличались от наших тем, что не нашивали крестов просто на платье, но носили его сверху на плаще (rota).

XLI. Вот копия с послания аббата Клер- во, отправленного в королевство восточных франков (то есть во Франконию):

«Владыкам и возлюбленным отцам архиепископам, всему духовенству и народу Восточной Франции и Баварии, Бернард, именуемый аббатом Клерво, желает обилия даров Св. Духа!

Речь моя к вам о деле Христа, в ком ваше спасение; если уважение к Богу не извиняет перед вами ничтожества говорящего лица, то обратите свое внимание на него ради собственной пользы. Я мал, но немало люблю вас о Христе Иисусе. Я имею такую необходимость писать к вам и такую причину, что осмелился обратиться с посланием ко всему вашему собранию. Я охотно побеседовал бы с вами, если бы имел столько же на то возможности, сколько воли. Братия! Настает важное время, приближается день спасения, обильного спасения. Поколебалась и потряслась земля, ибо Богу небесному предстоит утратить свою землю (Палестину), ту землю, на которой он был видим и жил более 30 лет, как человек с человеками; ту землю, которую он прославил чудесами, освятил своей кровью, и на которой явился цвет первого воскрешения из мертвых. И ныне, за наши грехи, враги креста подняли нечестивое чело, опустошая мечом благословенную страну, страну обетования. Если бы не было защитников, то они вторглись бы и в сам город

Бога живого, чтобы разрушить орудие нашего спасения и осквернить святые места, обагренные кровью пречистого агнца. О горе! Они насмехаются над святыней христианской религии и стремятся вторгнуться и замарать тот одр, на котором за нас наша жизнь опочила сном смерти. Как вы поступите, отважные мужи? Как поступите вы, служители креста? Отдадите ли псам святыню и бисер свиньям? Сколько грешников снискали там слезным покаянием отпущение грехов после того, как языческая мерзость была вычищена мечом ваших отцов! Видит это дух злобы и завидует, скрежещет зубами и бледнеет. Он держит над нами сосуд своей неправды, чтобы не осталось и следа благочестия, и старается, чего Боже избави, достигнуть того. Но это было бы для всех веков безутешным горем, как невознаградимое зло, но, в особенности, оно послужило бы вечным упреком и бесконечным сожалением для нашего презренного века. Что же, однако, подумать, братья? Уже не умалилась ли десница Божия или сделалась бессильной, если она для сохранения и восстановления своего наследия обращается к столь презренным червям? Разве он не может послать более 12 легионов ангелов и сказать только слово, и земля будет освобождена? Без сомнения, у него есть сила, если он чего пожелает; но, говорю вам, Господь Бог ваш испытывает вас. Он взирает на своих сынов, не поймет ли его кто-нибудь, и ищет такого и соболезнует вместе с ним. Ибо он сострадает к своему народу и падшим подает средство к спасению. Подумайте обо всем, что он делает для избавления вас от грехов, и вы будете поражены. Взгляните на бездну благодати и успокойте грешников. Он желает не вашей смерти, но чтобы вы обратились и здравствовали; он старается не против вас, а в вашу пользу», и так далее.

Таким и подобным образом, по правилу и науке ораторского искусства, распространялся Бернард; что иудеи не должны быть убиваемы, он подтвердил то на основании разума и писаний; кроме того, он говорил далее: «Мне следовало бы назвать вас счастливым поколением, которое живет в эпоху, столь богатую индульгенциями, настоящий год юбилея (то есть первый год столетия, в который давалось всем отпущение грехов), когда так легко умилостивить Господа! Ибо ныне благословение распространяется на всех, и все стремятся к знамению жизни. Так как ваша земля богата мужественными людьми и родит доблестное юношество, слава же ваша и молва о вашей храбрости исполняет вселенную, то препояшьтесь мечом и схватитесь за оружие»[68]...

В трех последних главах своей первой книги (LXI—LXIII) автор приводит письмо Папыі Евгения к Конраду III, где он его утешает в неудаче похода в Палестину, советуя переносить все со смирением, и потом говорит коротко о последних событиях правлениях Конрада III и о его смерти; во второй и последней книге автор приступает к главному своему предмету, а именно, к жизнеописанию Фридриха I Барбароссыі, которое он доводит только до 1156 г.; современник его и друг Радевик продолжил этот труд до 1160 г., поместив в одной из глав биографию и нашего автора (см. ниже), а другой анонимныгй писатель довел жизнеописание Фридриха I до 1170 г.

De gestis Friderici ad 1156 a. Кн. I, 34-60.

<< | >>
Источник: М.М. Стасюлевич. История Средних веков: Крестовые походы (1096-1291 гг.) 2001. 2001

Еще по теме Оттон Фрейзингенский ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (по рассказу очевидца).:

  1. Оттон Фрейзингенский ВЕНГРИЯ В ЭПОХУ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
  2. Второй крестовый ПОХОД
  3. Второй крестовый поход
  4. Второй крестовый поход.
  5. Радевик СЛОВО СОВРЕМЕННИКА ОБ ОТТОНЕ ФРЕЙЗИНГЕНСКОМ (около 1170 г.)
  6. 3. Второй Крестовый Поход
  7. ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
  8. Ф.И. Успенский. История Крестовых Походов, 0000
  9. 6. Пятый Крестовый Поход
  10. 1. Обстоятельства, вызвавшие Крестовые Походы
  11. Последние крестовые походы
  12. Последние крестовые походы.
  13. Крестовые походы.
  14. 5. Четвертый Крестовый Поход
  15. 2. Крестовые походы
  16. 2. Первый Крестовый Поход
  17. Последствия крестовых походов
  18. 4. Третий Крестовый Поход
  19. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ B ПРИБАЛТИКУ