<<
>>

Письмо Гильдебранда ко всем сословиям Германии (в марте 1076 г.)

Григорий, раб рабов Божиих, всем епископам, герцогам и графам и всем другим верующим Германского государства, которые ратуют за веру Христову, посылает свой привет и апостольское благословение!

Мы слышали, что некоторые из вас сомневаются относительно отлучения, изреченного нами на короля, и желали бы знать, справедливо ли поступили мы и был ли наш приговор, сообразный с законом, зрело обдуман.

Посему мы взяли на себя труд открыть и объяснить во всеобщее сведение, какие обстоятельства расположили нас к осуждению Генриха и как мы остались при этом вполне верными правде. Мы сделали это, впрочем, не для того, чтобы протрубить в народе о преступлениях короля, которые, к сожалению, слишком хорошо известны; но чтобы успокоить тех, которые думают, что мы необдуманно обратились к духовному мечу и действовали больше по страсти, нежели из страха Господня и ревности к правде. Когда мы носили еще сан дьякона, до нас доносился уже дурной и нелестный слух о деяниях короля; и тогда же мы, ради его королевского достоинства, равно как и из благоговения к его родителям, а также в надежде на его исправление часто увещевали его через письма и посланников, чтобы он оставил порочную жизнь и, не упуская из виду своего высокого происхождения и собственного достоинства, обратился к такому образу жизни, который приличен королю и, может быть, будущему императору.
Мы, недостойные, заняли после того престол св. Петра, а король, между тем, зрел летами и преступлениями; тогда мы поняли, что при той власти и праве, которые нам дарованы, всемогущий Бог потребовал бы от нас еще более строгого отчета за поступки короля; а потому мы тем с большей ревностью увещевали его к исправлению всячески: упреками, просьбами, обличениями. И король часто посылал нам свой смиренный привет, писал нам послания, в которых оправдывался слабостью и увлечениями юности, и также коварством своих советников, управлявших двором, и обещал со дня на день следовать на будущее время нашим увещаниям, а на деле презирал их, учащая свои преступления.
Между тем мы призывали некоторых из его приближенных людей, по совету и побуждению которых он позорил епископства и многие монастыри продажей, симонией, поставлением волков вместо пастырей; мы призывали этих людей к оправданию и требовали, чтобы они, пока есть время для покаяния, возвратили церковные имения, приобретенные их святотатственными руками посредством бесстыдного торга, тем священным местам, которым они принадлежали, и сами оплакали такую свою дерзость слезами покаяния. Когда же мы увидели, что они пренебрегли данным им сроком и упорно пребывали в своем обычном бесстыдстве, тогда мы отлучили их от тела церкви, как святотатцев, слуг и членов дьявола, и вместе просили короля, чтобы он их, как отлученных, изгнал из своего дома, своего совета и прекратил с ними всякое общение. Но так как король стеснен был тогда саксонским делом и замечал большое нерасположение к себе в государстве, то опять послал к нам жалобное и смиреннейшее письмо, в котором клялся, что он тяжело согрешил против всемогущего Бога и св. Петра, и присовокуплял свою просьбу, чтобы мы постарались своей апостольской заботой и своим апостольским авторитетом поправить то, что по его вине произошло в церкви противного каноническому праву и постановлениям св. отцов; наконец, он обещал нам во всем послушание, повиновение и готовность к содействию. То же потом подтвердил он нашим братиям и послам, Гумберту, епископу Пренесты, и Геральду, епископу Остии, когда они принимали от него покаяние: Генрих повторил свои обещания под священными столами епископов. Спустя же некоторое время, когда король одержал победу над саксонцами, он отблагодарил Бога за победу тем, что снова нарушил данный им обет исправления: вопреки своим обещаниям, он принял опять отлученных в свое общение и свой круг и производил те же беспорядки в церкви. Тогда, объятые тяжкой скорбью, ибо исчезла почти всякая надежда на исправление короля, презревшего благодать Царя небесного, мы тем не менее решили еще раз испытать его чувство, потому что мы лучше хотели, чтобы он испытал апостольскую кротость, нежели строгость наказания.
Тогда мы послали ему письмо, в котором увещевали его, чтобы он подумал о своих обещаниях, чтобы он не воображал обмануть Бога. Мы писали ему, что гнев Божий тем тяжелее, чем долговременнее его терпение; мы объясняли ему, что нельзя лишить чести Бога, который сам дарует честь, что бессильны все попытки к презрению Бога и поношению его апостола, потому что Бог гордым противится и смиренным дает благодать. Кроме того, мы послали к королю трех благочестивых и совершенно преданных ему мужей, через которых мы тайно увещевали его принести покаяние в своих преступлениях, которые страшно вымолвить, но которые, к сожалению, слишком известны и слишком далеко известны, а потому не могут быть наказаны одним отлучением, но также и лишением всей королевской чести без всякой надежды на восстановление ее по божественному или человеческому праву. Наконец, мы объявили ему, что если он не удалит отлученных от своего общения, то мы не иначе можем поступить, как отлучить его самого, и тогда он, как отлученный, пусть остается в общении с отлученными, которые для него приятнее Христа. Конечно, если б он последовал нашим увещаниям и переменил образ жизни, даже если б он сделал это теперь, то, призываем Бога в свидетели, мы сердечно обрадовались бы его исцелению и его славе, и с совершенной любовью приняли бы его в недро св. церкви; потому что он, будучи поставлен главой народа и уполномочен на управление величайшим государством, должен быть защитником мира и правды для всего христианского мира. Но как мало давал Генрих значения нашим посланиям и посольствам, это показывают его дела. Негодуя на всякое обличение и наставление, он не только презрел голос, обличавший его в пороках и призывавший к покаянию, но еще более ожесточился во зле: он не успокоился до тех пор, покуда не поколебал в Христовой вере всех епископов Италии и многих в Германии, принудив их отказать в повиновении и св. Петру и апостольскому престолу, которому они подчинены и поручены самим Господом нашим Иисусом Христом.

Когда таким образом мы увидели, что злоба Генриха достигла высшей степени, мы положили: во-первых, за то, что он не хотел прекратить общения с людьми, отлученными от церкви за святотатство и симонию; дальше за то, что он, несколько раз обещав исправить свой образ жизни и поклявшись в том перед нашими послами, постоянно нарушает свои клятвы; наконец, за то, что он посягнул на единство церкви, которая есть тело Христово,- за все эти преступления положили мы предать его анафеме по духовному суду. Мы решились на то, чтобы, напрасно потратив кротость, обратить его с помощью Божией на путь истинный мерами строгости и чтобы, по крайней мере, быть свободными от упрека в нерадении и трусости, если, чего не дай Бог, Генрих не смягчится даже и суровым наказанием.

Если же кто-нибудь думает, что этот приговор противен правде и разуму, то, как неспособный понимать священных изречений церкви, пусть он вступит с нами в прение и терпеливо послушает, как говорит и чему учит Св. Писание, и что утверждает общее согласие св. отцов, и тогда такой успокоится. Мы не думаем, впрочем, чтобы кто-нибудь из верующих, зная церковные правила, мог до такой степени заблуждаться. Мы уверены, что всякий, если не дерзнет открыто исповедать, то, по крайней мере, сознает в сердце своем, что приговор наш над Генрихом сообразен со справедливостью. Если бы даже, чего Боже упаси, мы и произнесли свой приговор неосновательно, без достаточных причин, то и в таком случае, по правилам св. отцов, он должен сохранить все свое значение и может быть отменен только после смиренного прошения о разрешении. Но вы, возлюбленные, вы, не изменявшие правде Божией ради милости королевской, не оставлявшие Бога ради земного счастья, мужайтесь и утешайтесь сердцем, зная, что вы защищаете дело Того, Кто есть непобедимый царь и всесильный победитель, который будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его. От Него вы получите сугубую награду, если до конца верно и непоколебимо устоите в Истине. Потому мы просим непрестанно Господа, дабы Он укрепил силы ваши духом своим и дабы Он преклонил сердце короля к покаянию, чтобы он познал, наконец, что мы и вы поистине любим его искреннее тех, которые теперь следуют его неправдам и утверждают его в беззаконии.

Если же Генрих, возбужденный Духом Божиим, захочет обратиться на путь истины, тогда, забыв все козни его против нас, мы с полной готовностью примем его в общение святых, как то посоветует нам и ваша любовь.

Результатом этого послания Гильдебранда ко всем сословиям Германии было то, что большинство князей и епископов отреклись от Генриха IV и в октябре того же года, на сейме в Трибуре, низложили его, пригласив Папу к весне будущего года в Аугсбург для устройства дел. Вследствие того Генрих решился предупредить князей и зимой 1076/77 года отправился в Италию и примирился с Папой в Каноссе (см. ниже, у Ламберта). Но по возвращении его в Германию враги Гильдебранда и друзья короля возобновили прежнюю борьбу: князья противопоставили Генриху IV антикороля Рудольфа Швабского и снова обратились к Григорию VII. В 1081 г., Гильдебранд писал новое послание к Германну, которое было циркулярно разослано и прочим епископам Германии.

VI.

<< | >>
Источник: М.М. Стасюлевич. История Средних веков: От Карла Великого до Крестовых походов (768 - 1096 гг).. 2001

Еще по теме Письмо Гильдебранда ко всем сословиям Германии (в марте 1076 г.):

  1. Послание Гильдебранда к епископам Германии (от 22 февраля 1076 г.)
  2. Послание Генриха IV к Гильдебранду (в 1076 г.)
  3. П Р И Л О Ж Е Н И Е 1 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ВСЕМ УБИйцам И ЗАКАЗЧИКАМ УБИЙСТВ
  4. Послание Гильдебранда к Германну, епископу Метца (от 15 марта 1081 г.)
  5. НЕ ВСЕМ СВИДЕТЕЛЬСКИМ ПОКАЗАНИЯМ, НЕ ВСЕМ РАССКАЗАМ О ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПСИ-ФЕНОМЕНАХ СЛЕДУЕТ ВЕРИТЬ, НО - БОЛЬШИНСТВУ
  6. Свет, сияющий в Бэкингемшире, или раскрытие великой главной причины всякого рабства во всем мире, и особенно в Англии, изложенное в форме декларации многих благонамеренных людей страны ко всем бедным и угнетенным сельским жителям Англии и предназначенное также к сведению теперешней предводительствуемой лордом Ферфаксом армии, 5 декабря 1648 г.
  7. Бенно ХАРАКТЕРИСТИКА ГИЛЬДЕБРАНДА.
  8. Порядок выдачи свидетельства о праве на наследство
  9. Ответственность наследников по долгам наследодателя
  10. Особенности раздела отдельных видов наследственного имущества
  11. 5. Объединение Германии в 1990 г. Государственный строй и политическая система единой Германии