<<
>>

Рожер Говеден ФУЛЬКО НЁЛЬИ И РИЧАРД ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ. 1098 г. (в 1202 г.)

В том же году (то есть когда был избран Иннокентий III, который писал о необходимости нового крестового похода, то есть в 1098 г.[94], жил в Галлии священник по имени Фулько, которого Бог превознес перед очами царей и дал ему власть исцелять слепых, хромых и других угнетенных недугами и изгонять злых духов; он успел обратить к Богу даже развратных женщин, свергнувших с себя, по его настоянию, иго бесстыдства, и уговорил ростовщиков обратить внимание на небесное сокровище, которого ни ржавчина, ни тля не истребляют, ни воры не крадут, и то, что пожирала корысть, раз-

делить между бедными.

Он же предсказал королям Франции и Англии, что один из них и вскоре погибнет лютой смертью, если они не прекратят вражды. И так как в то время жатва была обильна, а жнецов мало, то Господь дал ему в помощники для проповеди слова Божия двух мудрых мужей, магистра Петра из ..., владыку Роберта из ..., владыку Евстафия, аббата Флэ и многих других, которые ходили повсюду, проповедуя и скрепляя речь свою чудесами.
Между тем Фулько явился однажды к Ричарду, королю Англии, и сказал ему: «Говорю тебе, король, именем всемогущего Бога, выдай как можно скорее замуж трех твоих злейших дочерей, да не постигнет тебя что-нибудь еще худшее. Наложи палец на уста твои; кто говорит правду, будет обвинитель; никто не родится без греха, но блажен, кто мало греховен; а в другом месте сказано: никто без греха не живет». Говорят, король отвечал ему: «Притворщик, солгал ты на свою голову, ибо у меня нет ни одной дочери». Фулько сказал тогда королю: «Нисколько

РОЖЕР ГОВЕДЕН (ROGERUS DE HOVEDEN. 1-я половина XII в.- 1202). Рожер родился в местечке Говеден (ныне Howden), в Йоркском графстве. Сначала он был капелланом при дворе Генриха II Плантагенета и одним из самых близких лиц к нему, но после смерти короля в 1189 г.

Рожер удалился от дел и, заняв кафедру богословия в Оксфордском университете, взял на себя труд продолжать «Церковную историю» Бэды Преподобного, потому его «Английские анналы в двух книгах» и начинаются с 731 г, когда умер Бэда. Но до 1192 г «Анналы» Рожера служат копией или переделкой других хроник; впрочем, и эта часть труда замечательна из-за страсти автора вносить все исторические документы в текст, так что его «Анналы» являются вместе превосходным архивом, сохранившим для нас переписку и грамоты многих государственных лиц того времени. «Анналы» Рожера служат главнейшим источником для истории Англии.

Издания: самое полное и единственное сделал Savile в своем сборнике «Rerum anglicarum scriptores post Bedam praecipui» (Lond., 1596, с. 230-471). Переводы: англ. Rilly. Antiquarian Library by Bohn. (Lond., 1849, в 2 ч., т. 20 и 23). Исследования: Lappen- berg. Geschichte von England (I, с. LXI и III, 871 с.).

не лгу, ибо ты имеешь действительно трех дочерей: одну зовут Гордостью, другую - Корыстью, а третью - Безнравственностью». Услышав это, король подозвал к себе графов и баронов, которые находились при этом, и обратился к ним со следующими словами: «Послушайте, как разглагольствует этот притворщик, утверждая, что я имею трех злейших дочерей, а именно, Гордость, Корысть и Безнравственность; он дает мне совет выдать их замуж, и я отдаю мою Гордость за гордых храмовников, мою Корысть за корыстных монахов ордена цистерцианцев, и мою Безнравственность за прелатов церковных». О, как недостойно свои пороки прикрывать насмешкой! После того Фулько, оставив короля, начал ходить из города в город, проповедуя слово Божие. Проповедуя таким образом слово Божие, он пришел в город Лизьё (Lexovium , ныне Lisieux, в Нормандии, близ Кана); но кле- рики этого города, которых упрекал этот муж, исполненный Св. Духа и добрых дел, в зазорной жизни, наложили на него руку и, заковав, бросили в темницу. Но ни оковы, ни заключения не могли его удержать: получив свободу, он прибыл в Кан (Cadomum, ныне Caen) и, проповедуя слово Господне, творил чудеса в присутствии народа. Начальники же замка, думая угодить королю (Ричарду), наложили на него руки и, заковав, бросили в темницу; но, расторгнув оковы и выйдя из темницы, он удалился невредимым и пошел далее с радостью, ибо считал себя удостоенным пострадать за имя Христово. Оставляя замок Кана, он отряс прах от ног своих, свидетельствуя тем против своих притеснителей[95].

Annalium Anglicanorum Libri II.

731-1201 гг. Под 1198 г.

<< | >>
Источник: М.М. Стасюлевич. История Средних веков: Крестовые походы (1096-1291 гг.) 2001. 2001

Еще по теме Рожер Говеден ФУЛЬКО НЁЛЬИ И РИЧАРД ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ. 1098 г. (в 1202 г.):

  1. Рожер Говеден РИЧАРД ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ НА о. СИЦИЛИЯ И ЕГО ДОГОВОР С ФИЛИППОМ II АВГУСТОМ. 1190 г. (в 1202 г.)
  2. РИЧАРД I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ
  3. Боаэддин РИЧАРД I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ ПОД СТЕНАМИ ИЕРУСАЛИМА. 1192 г. (до 1235 г.)
  4. Августин Тьерри ИСТОРИЧЕСКИЙ РАССКАЗ О ПЛЕНЕ РИЧАРДА ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ. 1192-1194 гг. (в 1825 г.)
  5. Галфрид Винодел МОРСКОЕ ДЕЛО РИЧАРДА I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ С МУСУЛЬМАНАМИ ПОД АКРОЙ. 1191 г. (около 1200 г.)
  6. Вильгельм Тирский ФУЛЬКО АНЖУЙСКИЙ И БАЛДУИН III: ЗАВОЕВАНИЕ ЭДЕССЫ МУСУЛЬМАНАМИ.
  7. Вильгельм Тирский ПОХОД ГОТФРИДА, ГЕРЦОГА ЛОТАРИНГСКОГО, ДО ВЗЯТИЯ НИКЕИ. 1097-1098 гг.
  8. РИЧАРД III
  9. РИЧАРД II
  10. РИЧАРД