<<
>>

Упражнения

1.

2. Индивидуальная мизансцена. 1. Имиджмейкер ставит посредине комнаты кресло или стул и, вызывая занимающихся поочередно, предлагает каждому проделать с этим креслом все положения, какие только может подсказать его воображение, оправдывая их интересным вымыслом, предлагаемыми обстоятельствами и самим чувством, возбужденным эмоциональной памятью.

3. Так же, как и в 1-м упражнении, проделать все возможные положения у окна, стены, с ширмой, пианино, дверью, на полу. Все положения оправдывать и продолжать действовать, не забывая о внутренних монологах.

4. Имиджмейкер дает участникам репродукции картин с изображением одного человека («Голубятник», «Рыболов» В. Перова, «Лунная ночь» И. Крамского, «Аленушка» В. Васнецова, «Торговка яблоками» В. Маковского, «Вдовушка» П. Федотова и т.д.), предлагает запомнить положение (мизансцену) изображаемого на открытке персонажа. И далее воспроизвести это положение на память и, оправдав его вымыслом своего воображения, создать свои предлагаемые обстоятельства, наметить сюжет и начать действовать. Сюжет можно брать не только разработанный художником, но и создавать свой собственный, принимая во внимание только положение человеческой фигуры и указанное автором картины настроение (так, например, в картине В. Маковского «Торговка яблоками» можно взять сюжет: «Вечерний отдых после трудового рабочего дня» или «Мать, присевшая отдохнуть после того, как навестила в больнице свою дочь»). Положение, указанное на открытке, и будет первой мизансценой упражнения.

5. Имиджмейкер, дав участникам те же открытки, предлагает так построить упражнения, чтобы указанное положение на открытке было конечной мизансценой данного упражнения.

6. Имиджмейкер предлагает участникам рассмотреть позы в скульптурах («Булыжник - оружие пролетариата» И. Шадра, «Юноша с бубном» О. Мануйловой, «Катерина» М. Манизера, «Юный десантник» В. Цигаля, «Камнебоец» С. Коненкова, «Виноградари» Л. Дубиновского и другие) и исполнить эти позы по памяти. Затем оправдать их вымыслом своего воображения, создать конкретные предлагаемые обстоятельства и продолжать действия, запечатленные в скульптурах.

2. Групповые мизансцены

Имиджмейкер, создавая групповую мизансцену, должен учитывать, что несоответствие мизансцены с внутренним состоянием человека вызывает протест, спутывает чувство, создает внутренний вывих. Мизансцены, неоправданные изнутри, формальны и не нужны.

1. Имиджмейкер, вызвав несколько участников, дает им репродукцию картины, изображающей группу людей («Арест пропагандиста», «Бурлаки» И. Репина, «Книжные лавки» А. Васнецова, «Приезд гувернантки в купеческий дом» П. Федотова, «Тройка» В. Перова, «Соперницы» Н. Касаткина, «Больной музыкант» М. Клодта, «Чтение письма в овощной лавочке» И. Прянишникова, «Смотрины», «Торг» Н. Неврева, «Наем прислуги» В. Маковского, «Сватовство чиновника к дочери портного» Н. Петрова, «На прогулке» Н. Соколова и другие). Репродукцию нужно рассмотреть и запомнить данную групповую мизансцену. При этом каждому ученику «назначается» человеческая фигура.

Имиджмейкер предлагает оправдать сообща это общее положение фигур вымыслом своего воображения, создать свой, новый сюжет, конкретные к нему предлагаемые обстоятельства (исходя из намеченных художником взаимоотношений и настроений данных действующих лиц), офантазировать прошлое, прелюдию.

Предметы на открытке можно заменить соответственно нафантазированными предлагаемыми обстоятельствами. И чтобы проверить, затронуты ли, мобилизованы ли человеческие «Я» участников намеченными предлагаемыми обстоятельствами, пробудили ли они у них творческое хотение и позывы к действию, предложить им начать действовать. При этом напомнить, что никаких образов играть не надо, что они сами действуют в предлагаемых обстоятельствах и не надо делать весь этюд, а нужно только попробовать начать действовать.

2. Пристройки 2-3-4 человек. Ведущий, вызвав участника, предлагает ему занять какое-нибудь положение. Вызывает второго, предлагая пристроиться к первому и оправдать получившуюся группу. Каждый вызванный оправдывает возникшую с его пристройкой мизансцену. Когда пристроится последний и оправдает создавшуюся мизансцену, надо наметить каждому творческую задачу данного события и продолжить действие.

3. Групповые мизансцены по репродукциям с картин художников.

Получив открытку, участники должны уточнить тему, данную художником, развить предлагаемые обстоятельства, нафантазировать прошлое, распределить между собой роли, наметить взаимоотношения. Данная автором мизансцена будет первым событием. А далее будут вводиться новые события и соответственно этим событиям будут намечаться и новые мизансцены. Наметив событие, участники определяют творческие задачи каждого действующего лица и начинают действовать, прекращая действие по хлопку педагога. Потом называется второе событие и снова повторяется все сказанное выше. Примеры таких упражнений:

М. Суздальцев «Первая получка».

Первое событие. Сын торжественно вручает матери первую получку. (Мизансцена дана художником.)

Второе событие. И брату подарок - ботинки. (Мизансцена. Маленький брат примеряет новые ботинки, один уже на ноге, другой - в руке, старший брат стоит справа довольный, смотря на радость братишки; слева сидит мать, утирая слезы.

Третье событие. Подготовка к празднованию данного события. (Мизансцена. Мать ставит на стол горячую картошку, братишка помогает накрывать на стол, старший брат стоит в дверях, вытирая руки, только что вымытые, готовясь сесть за стол.)

4. То же самое на собственную нафантазированную тему: Название этюда - «Друзья познаются в беде».

Первое событие. Вечерний отдых. (Мизансцена. Один юноша сидит у стола, пьет чай, второй лежит на кровати и около него сидит еще один парень, они о чем-то беседуют, четвертый принаряжается, собираясь идти в кино, пятый сидит у открытого окна и читает книгу).

Второе событие. Принесли телеграмму. (Мизансцена. Собиравшийся в кино идет от двери и протягивает телеграмму пьющему чай, который встал обеспокоенный (у него недавно болела мать), читающий отложил книгу и смотрит на взволнованного товарища, лежащий приподнялся, сидящий около него тоже обернулся в сторону встревоженного товарища).

Третье событие. У товарища беда - надо помочь. (Мизансцена. Получивший телеграмму сидит, окаменев, устремив взгляд в пространство, подавший телеграмму стоит около него, положив одну руку ему на плечо, а другую опустив в карман, чтобы достать оттуда кошелек, читавший достает из бумажника деньги, ранее лежащий выдвигает из-под кровати чемодан, сидевший около него бросился к двери - надо занять денег у товарищей, у него самого сейчас нет денег.

5. Ведущий вызывает пять человек. Дает каждому соответствующий номер. Участник, получивший № 1, по хлопку ведущего занимает какое-либо положение. К нему в порядке номеров пристраиваются остальные. По новому хлопку № 1 меняет положение. Остальные снова пристраиваются к нему в том же порядке и должны быть в любое время готовы оправдать получившиеся группировки.

6. Имиджмейкер или кто-нибудь из занимающихся дает предлагаемые обстоятельства (тему): первая вызванная группа занимает первую мизансцену, вторая - последнюю, а третья группа - связующую мизансцену.

Для начала, чтобы наглядно, практически разъяснить это упражнение, берем не групповую мизансцену, а одиночную.

Пример. «Вынужденная ночевка в лесу».

1-я мизансцена. Один забрался на стол (дерево) и смотрит вдаль, другой сел на поваленный стул (пень), вытянул ноги, двое остальных стоят в напряженной позе, лицом к забравшемуся на стол.

Последняя мизансцена (сделанная новой группой). Костер. Один сидит у костра, двое лежат, четвертый стоит задумавшись.

Связующая мизансцена (сделанная третьей группой). Один складывает костер, второй обламывает сухие сучья с дерева; третий собирает сучки и шишки; четвертый тащит бревно (ствол засохшего дерева).

7. Тема заранее не дается, а определяется после занятия первой и последней мизансцен.

Пример. Первая мизансцена. Три девушки сидят и шьют. Одна сидит на подоконнике открытого окна, другая - на стуле лицом к окну, третья - на диване около окна.

Последняя мизансцена (сделанная второй группой). Одна стоит перед зеркалом в новом платье, другая надевает ей на шею бусы, третья сидит на стуле, осматривая ее дружески-критичес- ким взглядом, держа в руках еще другие бусы, цепочку с камешком, брошку.

Третья вызванная группа назвала это упражнение: «А платье- то мы сшили лучше, чем в ателье» и сделала связующую мизансцену. Девушка стоит в платье еще не совсем законченном, подружка, стоя перед ней на коленях, подкалывает подол, ровняя его, третья сидит и шьет - заканчивает рюшку на ворот.

Можно усложнить это упражнение: занять первую мизансцену за ширмой, чтобы никто ее не видел и открыть только после того, как будет сделана последняя мизансцена. Третья группа, логически связав эти две мизансцены, объединив их в одну тему, сделает промежуточную.

Эти упражнения развивают, кроме чувства мизансцены, логику и фантазию.

8. Сказки и басни. Прочитывается сказка или басня, делится на основные события и на каждое намеченное событие строится мизансцена. Как всегда, если ведущий потребует, участники должны быть готовы продолжить действие.

Массовые мизансцены.

В практике театра при массовых группировках надо помнить о композиции массовой сцены: должна быть вершина сцены (самое высокое положение фигур на сцене), стороны должны быть одинаково загружены. Надо помнить также и о трех планах сцены (фигуры на первом плане сцены не должны загораживать тех, кто находится на втором плане, а фигуры второго плана, в свою очередь, не должны также загораживать тех, кто стоит на третьем плане). Чтобы проверить правильность сценического расположения, нужно установить - всем ли актерам со сцены виден зрительный зал. В массовой сцене, как правило, не должно быть много вертикально стоящих фигур («палок в огороде», как их называл К. С. Станиславский), а должна быть «игра линий», то есть пересечение линий, движений и поз находящихся на сцене актеров. В жизни мы должны придерживаться тех же правил построения мизансцен, для того чтобы она была выразительной и достигала нужного эффекта.

1. Ходьба по сцене. По знаку ведущего остановиться и разместиться на расстоянии руки в шахматном порядке. Делать всякие передвижения, сохраняя расстояние, - все это надо оправдывать (каждое положение, каждый переход).

2. Массовая пристройка-композиция. Ведущий вызывает одного из учеников и предлагает ему занять определенное положение. Все остальные пристраиваются в порядке очередности, помня о законах композиции и оправдании положения. Когда все пристроились, педагог вызывает одного из них и предлагает оправдать получившуюся массовую мизансцену.

В этих этюдах надо идти от одного большого события (эпизода) к другому, не упуская из виду конечной цели, сверхзадачи. Основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли, и есть сверхзадача.

<< | >>
Источник: Неизвестный. Театр. 2015

Еще по теме Упражнения:

  1. Упражнение 7. Упражнение на сохранение баланса, лёжа животом на фитболе.
  2. Ритмопластические упражнени
  3. Упражнение 2
  4. Подготовка: упражнения
  5. Упражнение 25.Подъёмы на носки
  6. Упражнение 10
  7. Упражнение 7
  8. Упражнение 33. Наклоны в сторону
  9. Упражнение 19.Катание гантели
  10. Упражнения
  11. Упражнение 42. Разведение коленей
  12. Упражнения
  13. Упражнение 9
  14. Упражнение 30. Шаг с прогибанием туловища
  15. Упражнения на растягивание
  16. Упражнения в равновесии
  17. Упражнение 18.Разведение и сведение стоп