<<
>>

Упражнения для снятия мышечного напряжения и развитие свободы

Цель: Научиться убирать напряженность, неловкость, смущение, страх.

Инструкция: Для того чтобы избавиться от всех этих внутренних недостатков, необходимо вызывать в себе новый очаг возбуждения.

Такой доминантой в данном процессе является активная сосредоточенность.

Например, человек, страстно увлеченный чтением книги, становится нечувствительным ко всем прочим воздействиям. Более того, всякий сторонний раздражитель умеренной силы, который при отсутствии увлечения мог бы отвлечь человека от чтения, теперь заставляет его еще энергичнее углубляться в содержание книги, то есть стимулирует процесс внимания. Задача заключается в том, чтобы научиться создавать в себе доминанту активного сосредоточения.

Физическая, или мускульная, свобода человека, как и всякого живого существа, зависит от правильного распределения мускульной энергии. Мускульная свобода - это такое состояние организма, при котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение или положение тела требуют, не больше и не меньше. Способность целесообразно распределять мускульную энергию - основное условие пластичности человеческого тела. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для каждого положения тела в пространстве - основной закон пластики. Этот закон можно назвать внутренним, ибо он совершенно не касается внешнего рисунка движений и поз. Каковы бы ни были характер и рисунок движения или позы, они, чтобы быть по-настоящему красивыми, должны быть, прежде всего, подчинены внутреннему закону пластики.

Нужно отличать красоту от красивости. Всякое целесообразное движение, если оно подчинено внутреннему закону пластики, красиво, потому что свободно. Природа не знает непластичности, указывает Е.Б. Вахтангов. Только человек при определенных условиях теряет эту способность подчинять свое физическое поведение основному закону пластики.

Для того чтобы научиться управлять своим вниманием на глазах у зрителей, имиджируемому, как и актёру, приходится тренировать эту способность. Знание своего дела (внутренняя сосредоточенность) дает уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит свое выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела. Внешняя свобода результат свободы внутренней. Абсолютная внутренняя убежденность вот истинный источник внутренней, а следовательно, и внешней свободы.

Процесс освобождения от излишнего мускульного напряжения проходит по порядку следующие этапы:

Первый этап. Сознательные волевые усилия, направленные на освобождение мускулов от излишнего напряжения.

Второй этап. Сознательные волевые усилия, направленные на овладение заданным объектом внимания.

Третий этап. Превращение произвольного внимания в непроизвольное, в увлечение и возникновение чувства внутренней свободы.

Четвёртый этап. Ощущение полной физической свободы (непроизвольное исчезновение остатка мускульной несвободы как во внешних, так и во внутренних органах) [16].

Специальные упражнения на освобождение мышц.

Упражнение 1. Предлагаем напрягать и освобождать попеременно различные мышцы: шеи, плеч, живота, рук и так далее. При этом необходимо следить, чтобы как напряжение, так и освобождение каждый раз были максимальными.

Упражнение 2. Удобно сесть и мышца за мышцей в определенной последовательности (снизу вверх или сверху вниз, начиная с пальцев ног и кончая мускулатурой лица или наоборот) освободить все тело от напряжения почти до нуля (состояние тела во время сна). Сохранить необходимое напряжение лишь в тех мышцах, которые удерживают тело в сидячем положении. Иначе говоря, тело должно быть освобождено до того предела, за которым следует падение со стула. Особенное внимание следует обратить на мускулатуру лица. При правильном выполнении этого упражнения голова должна упасть на грудь, рот открыться, нижняя челюсть отвиснуть; лоб при этом совершенно свободен, брови не сдвинуты и не приподняты.

Чтобы проверить, насколько успешно выполнено задание, имиджмейкер может приподнять и бросить руку имиджируемого, качнуть его голову и тому подобное. Если мышцы этих органов до конца свободны, то рука всей своей тяжестью упадет в то положение, в которое ее бросили, голова без всякого сопротивления подчинится толчку. Тело в этом состоянии должно быть подобно телу спящего ребенка.

Второй этап упражнений: необходимо перевести свое тело из состояния полной расслабленности в состояние предельного напряжения. Причем это делается в определенной последовательности (снизу вверх или сверху вниз), не торопясь, постепенно ощущая каждую мышцу.

После этого наступает третий этап, состоящий в таком же постепенном переходе из состояния максимального напряжения в состояние жизненно необходимой нормы. Норма - это такое распределение мускульной энергии, при котором обеспечивается жизнедеятельное, бодрое состояние организма, его готовность в любой момент выйти из состояния покоя, чтобы легко и свободно выполнить любую физическую задачу. Для состояния нормы характерны два признака: мобилизованность и покой; с одной стороны, отсутствие вялости, с другой стороны, отсутствие зажима. Собранность всего тела, связанная с ощущением его потенциальной силы, из которой ни одна капля не пропадает даром - вот чем характеризуется нормальное физическое состояние здорового человека.

Упражнение 3. Ощутить норму мускульного напряжения во время ходьбы.

Упражнение 4. Переставить с места на место какой-нибудь предмет, с тем чтобы после этого сейчас же убрать то напряжение, которое осталось в мышцах после преодоления тяжести предмета и теперь является излишним.

Упражнение 5. Сделать какой-нибудь сильный жест (например, ударить кулаком по столу) и после этого тотчас же убрать остаток ненужного мускульного напряжения.

Упражнение 6. Внезапно, по команде, освободить тело от всякого мускульного напряжения. Результатом этого должно быть мягкое и свободное падение. Это упражнение можно выполнять стоя или во время ходьбы.

Упражнение 7. Привести в деятельное состояние определенную группу мускулов, с тем чтобы остальные мышцы оставались без всякого напряжения. Например, при поднятии руки группой мускулов плеча рука в локте, в кисти, в пальцах и в суставах должна находиться в свободно висящем положении и соответствующие группы мышц должны оставаться мягкими, ненапряженными.

Упражнениям для снятия мышечного напряжения нужно уделять особое внимание, поскольку чаще всего такие негативные характеристики как скованность, страх, напряжённость присутствуют в человеке потому, что он не умеет владеть своим телом.

Великий русский актёр М. Чехов говорил о том, что тело актёра должно развиваться под влиянием душевных импульсов. Вибрации мысли (воображения), чувства и воли, пронизывая тело, делают его подвижным, чутким и гибким [17].

Для процесса имиджирования мы заимствуем у М. Чехова следующие упражнения, помогающие не только в подготовке психо-физического аппарата, но и в создании образа:

Упражнение 1. Необходимо представить центр в вашей груди. Из него излучаются жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки и ноги. Ощущения крепости, гармонии, здоровья и тепла пронизывают ваше тело. Начните двигаться. Импульс к движению исходит из центра в груди. Следите, чтобы плечи, локти, бедра и колени не задерживали излучения из центра, но свободно пропускали их через себя. Осознайте эстетическое удовлетворение, которое получает ваше тело от такого рода движений. Делайте простые жесты: поднимайте и опускайте руки, вытягивайте их в различных направлениях, ходите вперед, вправо, влево, назад, садитесь, вставайте, ложитесь и т.д., представляя себе, что ваши руки и ноги начинаются не от плеч и бедер, но из середины груди, от воображаемого центра. Двигаясь в пространстве, представляйте себе, что центр в груди ведет и направляет вас. Перейдите к более сложным движениям и простым импровизациям, сосредоточив внимание на центре в груди, импульсирующем ваши действия. Продолжайте упражнения, пока ощущение центра не станет для вас привычным и не будет требовать особого внимания. Воображаемый центр в груди должен постепенно вызвать ощущение, что ваше тело становится гармоничным, приближается к идеальному типу.

Упражнение 2. Формирующие движения. Необходимо делать широкие, сильные движения телом (можете пользоваться ПЖ - психологический жест - термин М.Ч.). Скажите себе: я как скульптор ваяю в окружающем меня пространстве. В воздухе остаются живые формы от движений моего тела. Акцентируйте начало и конец каждого движения. Представляйте себе воздух как среду, оказывающую вам легкое сопротивление. Производите движения в различных темпах, с различной остротой или плавностью. При всякого рода движениях сохраняйте прежнюю внутреннюю силу. Сила не должна переходить в мускульное напряжение. Делайте простые импровизации. Не акцентируйте их начало и конец.

Упражнение 3. Излучающие движения. Те же движения сопровождайте представлением об излучении. Ваши руки, грудь и все тело высылают излучения в различных направлениях по вашему желанию. Меняйте характер движений и излучений: стаккато, легато, медленно, быстро; высылайте излучения на далекое или близкое расстояние непрерывно, с паузами и т.п. Воображайте воздух вокруг вас исполненным света. Делайте импровизации.

В результате описанных упражнений практически изучается мускулатура своего тела, человек может легко находить тот участок, в котором образовался мускульный зажим, и приобретает способность быстро удалять образовавшееся мускульное перенапряжение. Таким образом, вырабатывается привычка постоянно контролировать свое тело.

<< | >>
Источник: Неизвестный. Театр. 2015

Еще по теме Упражнения для снятия мышечного напряжения и развитие свободы:

  1. Упражнения для развития мимики лица
  2. Психотехническое упражнение «Напряжение — расслабление»
  3. Упражнения для развития памяти ощущений и физического самочувствия.
  4. 2.8 Методика занятий при заболеваниях костно-мышечной системы позвоночника
  5. «Мышечная радость» - движение
  6. Упражнения на развитие фантазии, воображения
  7. Упражнения и ситуации для анализа
  8. Упражнения и ситуации для анализа
  9. Упражнения и ситуации для анализа
  10. Упражнения и ситуации для анализа
  11. Упражнения и ситуации для анализа
  12. Упражнения и ситуации для анализа
  13. Упражнения и ситуации для анализа
  14. Упражнения и ситуации для анализа