<<
>>

Упражнения на наблюдение

Упражнение 1. Дневник наблюдений. Очень хорошо, если будущий имиджмейкер выработает в себе привычку записывать в особую тетрадь все интересное, с чем приходится ему сталкиваться в повседневной жизни. Сюда относятся различные проявления человеческих чувств (в интонациях, мимике и жестикуляции), наружность людей, их костюмы, манеры, говоры, привычки, отдельные выражения и даже целые диалоги, неожиданные по своей выразительности жизненные мизансцены, описание различных мест действия, отдельных предметов, явлений природы и тому подобное.

Очень важно, чтобы эти записи носили лаконичный, предельно конкретный образно-чувственный характер. Крайне существенны всякого рода выразительные детали, подробности, воздействующие на наши органы чувств, вызывающие образное представление о предмете, помогающие запомнить этот предмет, чтобы в случае надобности его можно было легко восстановить в своем воображении.

Чтобы дисциплинировать волю, направленную на воспитание наблюдательности, полезно принуждать себя к выполнению определенных заданий в этой области. Например, говорить себе: сегодня я буду наблюдать, как люди ходят (различные походки), завтра - как они едят (для этого задержусь подольше в столовой), в другой раз - как люди читают (для этого посижу в читальном зале) и т.д. В соответствии с такого рода заданиями можно побывать и в парикмахерской, и в поликлинике, и в магазине, и на стадионе. Имиджмейкер может наблюдать поведение людей в процессе их трудовой деятельности, на отдыхе, наедине с самими собой, в общении друг с другом. И во всех этих случаях он будет стараться схватить в объекте своих наблюдений характерное, типическое.

Полученные таким образом впечатления имиджмейкер коротко запишет в свой дневник, стараясь по возможности найти для этого меткие определения и образные характеристики. Если же он хоть немного умеет рисовать, сделает еще и зарисовки; если занимается фотографией, то и фотоаппарат использует для того, чтобы зафиксировать наиболее интересные объекты.

Наблюдая жизнь, имиджмейкер фиксирует свое внимание на действиях людей. Его интересует, как люди ходят, сидят, курят, едят, спорят, объясняются в любви, утешают, приказывают, угрожают, отказывают, убеждают, хитрят, обманывают, доказывают, борются, умирают. Трудно перечислить все действия: физические и психические, простые и сложные, которые совершают люди и при этом совершают каждый на свой лад, в соответствии с особенностями своего характера.

Имиджмейкер в соответствии со своей творческой функцией стремится запечатлеть в памяти и различные сочетания этих действий. Взаимодействие и борьба между людьми. Например, один просит - другой отказывает, один жалуется - другой утешает, один упрекает - другой опровергает, один угрожает - другой храбрится, один доказывает - другой возражает, один стыдит - другой издевается и т.д., если взаимодействие происходит между двумя. Но может быть и три, и четыре, и пять человек, и даже целая толпа. Каждый в этой толпе, так или иначе, действует, и из сочетания множества действий рождается нечто единое. Это и служит предметом интереса со стороны имиджмейкера.

Для имиджмейкера зрительные впечатления не менее существенны, чем для художника-живописца. Ведь ему предстоит создавать образ, необходимый клиенту.

Но и слуховые впечатления важны для имиджмейкера ничуть не меньше, чем, например для драматурга. С той, конечно, разницей, что драматург фиксирует свое внимание преимущественно на том, что говорят люди, а имиджмейкер - на том, как они говорят, то есть на интонациях, темпах, ритмах, тембрах голосов.

Имиджмейкеру важны отдельные действия.

Ему должно быть свойственно и пластическое чувство. Создание потока непрерывно сменяющих друг друга пластических форм является одной из важнейших обязанностей имиджмейкера. Чтобы успешно ее осуществлять, он должен выработать в себе привычку наблюдать жизнь во всем богатстве ее пластических проявлений.

Значит, все пять органов чувств имиджмейкера, вынужденного, подобно писателю, наблюдать действительность во всем многообразии ее форм и для этого превращаться попеременно то в живописца, то в скульптора, то в музыканта, должны постоянно пребывать в состоянии мобилизации для активного восприятия жизни.

Но имиджмейкер должен обладать способностью наблюдать жизнь также и актерским способом, то есть уметь пропускать наблюдаемое через себя и творчески воспроизводить его средствами актерского искусства. Не обладая этой способностью, имиджмейкер не сможет ничего показать имиджируемому и в результате окажется лишенным такого важного средства воздействия, как показ.

Существует ещё две способности, которыми непременно должен обладать имиджмейкер. Эти способности называются фантазией и воображением. Они проявляют себя в таком тесном взаимодействии, что обычно их упоминают не иначе, как рядом, полагая, очевидно, что этими двумя словами обозначается, по существу, одно и то же явление. В конце концов, так оно и есть, но с тем уточнением, что явление это имеет две стороны: одну из них правильнее обозначать именно словом «фантазия», другую - словом «воображение».

Творческая фантазия - это способность комбинировать данные опыта в соответствии с творческой задачей. Создаваемые фантазией комбинации, начиная с вполне реальных, которые создает ученый, вплоть до самых фантастических, которые творит художник, всегда составлены из элементов, данных в опыте. Нет решительно никакой возможности создать такую комбинацию, которая даже и в отдельных элементах своих находилась бы за пределами опыта. Однако ее деятельность только тогда оказывается продуктивной, когда она сочетается с работой воображения. А работа воображения состоит в том, чтобы комбинации, создаваемые фантазией, делать объектами чувственного переживания. Если фантазия - игра ума, то воображение - игра чувств. Но дело вовсе не обстоит таким образом, что сначала происходит одно, а потом другое. Нет, оба процесса протекают одновременно, взаимодействуя и помогая друг другу. Непрерывным потоком, словно на киноэкране, текут в воображении комбинации, поставляемые фантазией. Продукты ума и органов чувств переплетаются друг с другом, взаимодействуют и настолько проникают друг в друга, настолько сливаются, что оторвать одно от другого уже не представляется возможным.

Как в процессе наблюдений имиджмейкера, так и в процессе его фантазирования участвуют все пять органов чувств. Образы, которые создает фантазия имиджмейкера, он в своем воображении и видит, и слышит, и осязает, и обоняет, а иногда даже и ощущает на вкус. В своем воображении имиджмейкер еще и действует применительно к тем обстоятельствам, которые создает его фантазия. Иначе говоря, он мысленно приводит в деятельное состояние свой мускульный аппарат, проигрывая образ клиента. Только проделав эту работу, он получает возможность плодами своей фантазии увлекать клиента и уверенно вести его за собой.

Важными способностями имиджмейкера являются также чувство времени и чувство пространства в их динамическом сочетании и единстве. Эти способности связаны со спецификой фантазии и воображения имиджмейкера, призванных воспроизводить жизнь в ее непрерывном движении, в потоке изменяющихся форм.

Упражнение 2. Режиссерский рассказ. Записи в дневнике наблюдений получают свое дальнейшее развитие в устных рассказах. Полезно, если имиджмейкер будет делиться записанным (а также, разумеется, и незаписанным) при помощи устных рассказов с друзьями, родственниками, товарищами. Чем больше имиджмейкер будет рассказывать, добиваясь живости, конкретности и образности, тем лучше. Ведь впоследствии, когда он начнёт работать с имиджируе- мым, ему придется увлекать его продуктами своей наблюдательности и фантазии. Предлагаемые упражнения отлично тренируют необходимые для этого способности.

Для развития моторно-мускульной памяти предлагаем следующие упражнения.

Упражнение 3. Режиссерский показ. Имиджмейкер пробует объект своих наблюдений провести через себя, воспроизвести его, сыграть актерскими средствами, первоначально хотя бы только в моторно-мышечном воображении, а потом полностью, в реально осуществляемых движениях. При этом он стремится «схватить» предмет своих наблюдений - какой-нибудь жест, походку, интонацию или манеру держать ложку, вилку и тому подобное - не путем внешней имитации или механического подражания, а путем органического переживания самой сущности данной особенности в человеческом поведении, во всей полноте и нерасторжимом единстве внутреннего и внешнего.

Всякий раз имиджмейкер старается угадать внутреннюю (физическую или психологическую) причину, рождающую данную форму поведения, стремится почувствовать, почему этот человек именно так ставит ноги при ходьбе или, слушая кого-либо, непременно поднимает вверх брови. «Что происходит в это время внутри человека?» - вот вопрос, на который имиджмейкер не рассудком, а всем существом своим ищет убедительный для себя ответ, чтобы, чувственно пережив этот ответ, реализовать его в живом рассказе или творческом воспроизведении (показе).

Хорошо, если имиджмейкер сделает переход от рассказов к показам постепенным и незаметным. Пусть он, рассказывая близким о чем-либо, покажет какую-либо подробность в поведении человека, который был предметом его наблюдений: интонацию, жест, выражение лица, манеру. По мере приобретения навыков количество таких показов, иллюстрирующих рассказы, будет увеличиваться, пока не станет преобладающим.

Следующие упражнения необходимы для воспитания профессиональных способностей режиссёра. Укрепив в себе привычку постоянно наблюдать и фиксировать (в рассказах и показах) характерное в человеческом поведении при выполнении простейших физических действий, имиджмейкер переходит к наблюдениям над различными проявлениями духовной жизни человека, стремясь зафиксировать в своих показах различную форму выражения человеческих чувств, мыслей, страстей. Так же как и в предыдущих упражнениях, он постарается сделанные в этой области наблюдения выразить сначала в форме живых, образных рассказов, а потом перейдет постепенно и к показам. Творчески постигать, «схватывать» человеческие поступки, действия, порывы, эмоции, страсти со всеми особенностями их индивидуальных проявлений и при этом непременно в органическом единстве внутреннего и внешнего - дело далеко не простое. Этому необходимо настойчиво учиться.

К.С. Станиславский писал: «После того, как вы научились приглядываться к окружающей вас жизни и искать в ней творческий материал, вам надо обратиться к изучению наиболее нам нужного материала, на котором главным образом основано наше творчество. Я говорю о тех эмоциях, которые мы получаем от личного, непосредственного общения - из души в душу - с живыми объектами, то есть с людьми... Добыча этого материала трудна, потому что он невидим, неуловим, неопределенен и лишь внутренне ощутим...

Люди редко распахивают и показывают свою душу такой, какова она на самом деле. В большинстве случаев они прячут свои переживания и тогда внешняя личина обманывает, не помогает наблюдателю, и ему становится еще труднее угадать скрываемое чувство...

Когда внутренний мир наблюдаемого вами человека вскрывается через его поступки, мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизнью обстоятельств - следите внимательно за этими поступками и изучайте обстоятельства, сопоставляйте те и другие, спрашивайте себя: «Почему человек поступил так или иначе? Что у него в мыслях?» Выводите из всего этого соответствующие заключения, определите ваше отношение к наблюдаемому объекту и с помощью всей этой работы старайтесь понять склад его души. Когда после длительного проникновенного наблюдения и исследования это удастся, тогда артист получает хороший творческий материал».

Для воспитания этой способности предлагаем следующие упражнения. Настойчивый тренаж в этой области скажется благотворно на всей последующей деятельности имиджмейкера.

Упражнение 4. Обмен наблюдениями. Задача имиджмейкера: он передает свои наблюдения клиенту, творчески обогащает ими имиджируемого, чтобы тот использовал их в своем образе. Клиент в этом случае получает жизненные впечатления не непосредственно от самой жизни, а через имиджмейкера. Но для того чтобы эта передача произошла безболезненно и была в творческом отношении плодотворной, имиджмейкер должен увлекать имид- жируемого продуктами своих наблюдений, своими показами, зажигать при их помощи творческий процесс, вдохновлять их. Механическое подражание никого удовлетворить не может.

Записи наблюдений имиджмейкера в дневнике, а также в устных рассказах и показах должны обладать тремя важнейшими достоинствами: правдивость (в показах - органичность), яркость и, наконец, выражение своего отношения к объекту (мысли и чувства самого имиджмейкера).

<< | >>
Источник: Неизвестный. Театр. 2015

Еще по теме Упражнения на наблюдение:

  1. Упражнение 7. Упражнение на сохранение баланса, лёжа животом на фитболе.
  2. Методика наблюдения.
  3. Тема 4. Наблюдение
  4. Специальное наблюдение
  5. § 1. Понятие и цели наблюдения
  6. Наблюдение за притонам
  7. Наблюдение за фальшивомонетчиками
  8. Наблюдение
  9. § 2. Срок и основания введения наблюдения
  10. Наблюдение за ворами
  11. § 8. Окончание процедуры наблюдения
  12. Наблюдение заубгійцей
  13. Кредиторы в процедуре наблюдения
  14. § 3. Правовые последствия введения наблюдения
  15. Рассекреченные наблюдения
  16. II. Наблюдение
  17. § 7. Полномочия руководителя юридического лица-должника во время наблюдения
  18. Конкурсные кредиторы в процедуре наблюдения имеют право: