<<
>>

Упражнения на внимание

Цель: Развить в себе умение видеть и воспринимать окружающую информацию, подмечать детали, быть внимательным к людям.

Инструкция: Говоря об активном сосредоточении, мы рассматриваем его в связи с процессом мышления.

Именно при помощи мышления человек, воспринимая данный объект, выходит за пределы того содержания, которое непосредственно дано ему в чувственном восприятии. При помощи мышления расширяется объект внимания, включая его мысленно в новые ситуации.

Деятельность творческой фантазии в создании имиджа заключается в том, что реально воспринимаемым объектам мысленно приписываются такие свойства, которыми они на самом деле не обладают, и силою своего творческого мышления включают эти объекты в такие ситуации, в которых они никогда не были и не будут.

Для того чтобы прийти к нужному переживанию, необходимо вспомнить ситуацию, при которой данные переживания были. Или нафантазировать новую, чтобы получить нужные переживания. В процессе имиджирования необходимо развивать не только произвольное внимание. Нужно добиваться от имиджируемого того, чтобы он делал для себя интересными объекты, которые ничего интересного не представляют. Добиться необходимого результата можно с помощью развития другого важного элемента - фантазии. Чем деятельнее работает фантазия, тем дольше и активнее внимание удерживается на данном объекте.

Первая задача имиджмейкера: добиться от имиджируемого, чтобы он умел по-настоящему сосредоточить свое внимание на заданном объекте. Несмотря на элементарный характер этих первоначальных упражнений на внимание, значение их огромно и их нельзя пропускать в процессе создания имиджа-образа. Они фундамент всей постройки. От того, как они будут проведены, зависит вся последующая работа. Выполняя ряд очень простых и вполне определенных заданий, например, хорошенько рассмотреть собственную ладонь; сосчитать количество досок на полу, - человек учится держать внимание на больших объектах.

Развитие и укрепление внимания позволят человеку управлять данным процессом. Жизненное внимание включает в себя способность, во-первых, концентрировать свое внимание на определенном произвольно выбранном объекте; во-вторых, длительно удерживать внимание на этом объекте, сообщая процессу активный характер путем присоединения к внешнему вниманию внимания внутреннего; в-третьих, превращать произвольное активное внимание в высшую форму сосредоточенности, то есть в непроизвольное активное внимание (в увлечение объектом); и, наконец, легко, быстро и свободно переключать свою активную сосредоточенность с одного объекта на другой, произвольно расширяя или суживая круг внимания.

Упражнения на развитие и укрепление внимания Станиславский разделяет на три группы. Первая группа упражнений на внимание направлена на воспитание такого навыка, как удержание внимания на заданном объекте до тех пор, пока не исчерпаются все темы, заложенные в данном предмете.

Предлагается рассмотреть находящийся в аудитории хорошо знакомый предмет: стул, стол, дверь.

При этом вы должны стремиться удержать свое внимание на данном объекте до конца упражнения, т.е. до той минуты, пока не прозвучит команда «Довольно!», либо до определённого времени. Через одну-две минуты упражнение прерывается, имиджмейкер опрашивает имиджи- руемого, чтобы выяснить, насколько ему удалось выполнить задание. Если объект был неинтересен и внимание невольно отвлекалось на другие темы и предметы, то предлагаем, отвернувшись от предмета, который только что разглядывали, подробно его описать. Дальше будет совсем, нетрудно сличая описание с самим предметом, доказать, что имиджируемый очень плохо его рассмотрел, что он не заметил целого ряда интересных деталей [13].

Затем имиджмейкер предлагает рассмотреть тот же предмет, а потом другой, третий и так далее, постепенно, от упражнения к упражнению, увеличивая отрезок времени, отведенный для рассматривания каждого объекта. Сличая потом предметы с описаниями, которые имиджируемый делает после каждого упражнения, можно установить, что эти описания становятся с каждым разом все более и более подробными и точными, а также, что имиджируемому удается удерживать свое внимание на заданном объекте все дольше и дольше. Следующий момент заключается в том, что имиджмейкер избирает какой-нибудь предмет и предлагает примерный план, следуя которому можно всесторонне изучить данный предмет. Например, такой план: цвет предмета, его форма, материал, из которого он изготовлен; процесс его изготовления; его составные части; вещи, так или иначе связанные с данным предметом; качество предмета (его достоинства и недостатки). В последующих упражнениях имиджируемому может быть дана возможность самому избирать объект и составлять план. Так имиджмейкер добивается того, что внимание имиджи- руемого постепенно приобретает очень большую устойчивость и активность, приобретается навык удерживать внимание на заданном объекте очень долго, до тех пор пока он мысленно не исчерпает все темы, заложенные в данном предмете.

Эти упражнения связаны со зрительными ощущениями. Аналогичные упражнения можно построить и на основе деятельности других органов чувств: слуха, осязания, обоняния и даже вкуса. Приведем примеры упражнений на слуховое внимание. Необходимо сосредоточить внимание на звуках: в пределах аудитории; за ее пределами: в коридоре, на улице, в соседнем помещении. Трудность этого упражнения заключается в выделении из всей массы звуков тех, которые относятся именно к указанному месту, и в том, чтобы из их числа ни одного звука не пропустить.

Результаты этих упражнений проверяются так же, как и в упражнениях на зрительное внимание, - путем опроса. Потом эти упражнения постепенно усложняются с помощью включения в процесс внимания мышления, которое сообщает этому процессу все более и более активный характер. Вначале от имиджируемого требуется одно, чтобы он не только слушал, но и действительно слышал все звуки, приуроченные к определенному месту. В дальнейшем он должен научиться и мыслить по поводу тех звуков, которые слышит: разбираться в них, анализировать, устанавливая их происхождение, природу, характер.

Вторая группа упражнений на внимание. Во всех описанных выше упражнениях исходным моментом процесса был внешний объект (предмет, звук). Процесс возникал в форме внешнего внимания, потом к внешнему вниманию присоединялось внутреннее, и, таким образом, внимание становилось, в конце концов, внешне-внутренним. Вторую группу составляют упражнения на чисто внутреннее внимание. Начинаются они с того, что имиджмейкер называет какой-нибудь отсутствующий в классе предмет, например: сосна, камень, лилия и предлагает имиджируемо- му мысленно сосредоточиться на этом предмете. Иногда мысль путем ассоциаций непроизвольно уходит от объекта, иногда очень далеко. Имиджируемый должен научиться удерживать свою мысль в определенных границах, постоянно возвращая ее к заданному объекту, когда она отклоняется к предметам, никак не связанным с задачей всестороннего рассмотрения именно данного предмета. Далее, тренируя внутреннее внимание, переходим постепенно к темам все более и более отвлеченным. Каждое такое упражнение приобретает, в конце концов, характер умственного исследования. Вырабатывается способность длительно удерживать в сознании определенную проблему с целью всестороннего ее рассмотрения.

Третья группа упражнений на внимание имеет целью развитие способности быстро и легко переключать внимание с одного объекта на другой. При этом следует подчеркнуть, что, развивая эту способность, мы должны иметь в виду именно активное внимание, так как способность к быстрому переключению пассивного внимания не нуждается в развитии, ибо ничего ценного в себе не заключает; такая способность свидетельствует лишь о присущей вниманию данного субъекта рассеянности, в силу которой его внимание постоянно порхает, помимо его воли, с предмета на предмет, будучи не в состоянии прочно укрепиться ни на одном объекте. Речь идет не о таком непроизвольном переключении внимания, а о воспитании способности по собственной воле быстро снимать свое внимание с данного произвольно выбранного объекта, для того чтобы немедленно же прикрепить его к другому, так же произвольно выбранному объекту.

Предлагаем сосредоточить внимание на каком-нибудь зрительном объекте, находящемся на известном расстоянии от Вас (например, на двери). Когда это задание выполнено, выбираете другой объект, находящийся, наоборот, очень близко (например, собственная ладонь или пуговица на собственном костюме). Затем через небольшие промежутки времени, попеременно меняется объект внимания: Дверь! Ладонь! Дверь! Ладонь! Промежутки времени между этими командами постепенно сокращаются, причем необходимо, чтобы внимание при переключениях не становилось формальным. Нужно, приобретать способность не только быстро направлять воспринимающие органы на заданный объект, но и столь же быстро находить существенные и интересные стороны в объекте, то есть нужно добиваться глубины в этом моментальном прикреплении внимания к объекту.

Такие же упражнения проводятся и на другие виды внимания. В дальнейшем эти упражнения всячески варьируются, постепенно все больше и больше усложняясь. Сложное упражнение на переключение внимания может протекать, например, в такой последовательности:

- зрительное внимание: объект далеко (например, дверь);

- слуховое внимание: объект близко (комната);

- зрительное внимание: объект далеко (улица в окне);

- осязательное внимание (объект - ткань собственного костюма);

- слуховое внимание: объект далеко (звуки улицы);

- зрительное внимание: объект близко (карандаш);

- обонятельное внимание (запах в комнате);

- внутреннее внимание (вчерашняя ссора с другом);

- зрительное внимание: объект близко (пуговица на своем костюме);

- осязательное внимание (объект - поверхность стула).

Дальнейшим шагом в развитии внимания является включение фантазии. Тренируя внутреннее внимание, мы до сих пор ограничивали мышление теми свойствами и качествами объекта, которые этому объекту реально присущи. Теперь мы можем позволить фантазировать по поводу объекта, то есть мысленно приписывать объекту такие свойства и качества, которыми он сам по себе не обладает, и таким образом превращать этот объект в нечто иное.

<< | >>
Источник: Неизвестный. Театр. 2015
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Упражнения на внимание:

  1. Упражнения на внимание.
  2. Упражнение 7. Упражнение на сохранение баланса, лёжа животом на фитболе.
  3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
  4. Внимание
  5. Отработка управления вниманием. Состояние успешной работы
  6. Привлечение внимания.
  7. Привлечение внимания.
  8. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ.
  9. СИСТЕМА ВНИМАНИЯ В МОЗГЕ ЧЕЛОВЕКА
  10. О внутреннем внимании и сердечном тепле
  11. ВНИМАНИЕ: НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ!
  12. Ветхий Завет все внимание уделяет Ною
  13. Законодательной технике у нас уделяется еще мало внимания
  14. Часть 4 В центре внимания — стресс на рабочем месте
  15. Обратим внимание на плохую «вспоминаемость» снови­дений.
  16. Стоило ли обращать внимание на то, как отражается этот прогресс на населении!
  17. Также в указанном постановлении уделяется большое внимание методической и информационной работе