<<
>>

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

B английской литературе виднейшим представителем авангардизма выступил Джеймс Джойс, эксперименты которого в области нового литературного стиля быстро завоевали ему международную известность.

Роман «Улисс» (1922 г.) был в то время запрещен в Англии и в Соединенных Штатах Америки как «безнравственный». B творчестве Джойса приобретает наибольшую выразительность метод «потока сознания». Вопреки принципам традиционного литературного повествования писатель стремится передать сознание и чувства людей не в логически упорядоченной последовательности, определяемой развитием сюжета и подчиненной ему композицией, а так, словно он непосредственно, стенографически записывал все случайные переходы мыслей и ощущений, мгновенные впечатления, внезапные ассоциации конкретных образов, отвлеченных понятий и т. д.

Творчество Джойса породило многочисленные подражания как в Англии, так и за ее пределами. Однако сложный и насыщенный стиль самого Джойса значительно отличался от подражательства, быстро распространившегося как модное поветрие в литературе разных стран.

B романах Дэвида Герберта Лоуренса (особенно в наиболее известном варианте его романа «Любовник леди Ча- терли», 1928 г.) сказалось влияние фрейдизма. Другой видный писатель, переселившийся в Англию из США, Томас Стернс Элиот, все силы своего таланта употребил на доказательство мысли о полном упадке и безнадежной опусто- шенностисовременногочеловека(«Полыелюди», 1925 r.).

Продолжали плодотворно работать писатели Джон Голсуорси, Бернард Шоу, Герберт Уэллс. Их творчество, как и прежде, имело огромное значение для развития реалистической литературы. Голсуорси в этот период опубликовал последние романы из «Саги о Форсайтах», Шоу — пьесы «Дом, где разбиваются сердца» (1917 r.), «Назад к Мафусаилу» (1921 r.), «Тележка с яблоками» (1929 r.), «На мели» (1933 r.), «Женева» (1938 r.), Уэллс — романы «Мир Вильяма Клиссолда» (1926 r.), «Самодер- жавиемистераПаргема» (1930 r.), «Обликгрядущего» (1933 r.), «Игрок в крокет» (1936 r.).

Уэллс одним из первых писателей Запада посетил Советскую Россию еще в период послевоенной разрухи и голода. Он беседовал с В. И. Лениным. B своих последних произведениях Уэллс энергично боролся с фашизмом и выступал против угрозы новой мировой войны.

Драматургия Бернарда Шоу в это время достигает высокого совершенства. Шоу мыслит большими категориями, в его комедиях присутствует мировая панорама событий, сатирическая критика расширяет свои масштабы. Писатель обличает международных политических авантюристов, министров, генералов, промышленных и финансовых воротил, давно предавших забвению интересы своих народов ради удовлетворения своих хищнических притязаний. Шоу сумел предвидеть многие события. Так, в комедии «Тележка с яблоками» он предвосхитил подчинение старого британского империализма «молодому» американскому.

Особое место в английской драматургии этого периода заняли стихотворные драмы T. С. Элиота, который пытался разрешить некоторые «вечные» проблемы с помощью классически строгой, предельно дисциплинированной формы («Убийство в соборе», 1935 r.).

Дж. Голсуорси. Фотография.

B английской драматургии этого периода выделялись также У. С. Моэм и Дж. Б. Пристли. Для пьес Моэма характерна тонкая техника ведения интриги, которая, как правило, не выходит за рамки обыденных событий, но остается чрезвычайно напряженной («Круг», 1921 r.). Дж. Б.

Пристли, тоже применявший полудетективную технику «разматывания» («Опасный поворот», 1932 r.), искал положительные ценности, обращаясь порой к передовым идеям времени.

Значительный вклад в развитие характерной для Англии интеллектуальной художественной литературы внес талантливый романист, философ и критик Олдос Хаксли. Его лучшие произведения посвящены сатирической критике «высоколобой» верхушки общества, к которой принадлежал и он сам. Таковы романы «Шутовской хоровод» (1923 г.) и «Контрапункт» (1928 r.), построенные в основном на блестящих, остроумных разговорах, коротких очерковых характеристиках и непрерывном авторском комментарии.

Хаксли изобразил в них, по его же словам, великосветских шалопаев, опустошенных салонных львиц и «ультрасовременных» художников-шарлатанов, которыми изобиловали английские «образованные круги» 20-х гг. B его сатирическом романе-утопии «Прекрасный новый мир» (1932 г.) описываются дошедшие до полного абсурда противоречия современной цивилизации — «идеальное» общество, ведущее свое летосчисление от Форда (повествование переносится на 600 лет вперед) и представляющее собой ужасающую картину полного морального уродства и омертвения. Повсюду господствует стандарт; люди, выводимые в колбах, образуют замкнутые касты; понятия любви, чести, материнства считаются позорными «предрассудками», с которыми беспощадно расправляются специальные «контролеры». Случайно попавший в это общество из резервации представитель старого мира, увлеченный «запретным писателем» Шекспиром, погибает, затравленный репортерами и любопытством «цивилизованной» толпы.

Глашатаем и наиболее ярким представителем английской литературы «потерянного поколения» выступил Ричард Олдингтон. B своем лучшем романе «Смерть героя» (1929 г.) он создал яркий образ участника мировой войны художника Джорджа Винтербуорна, морально уничтоженного, подавленного зрелищем бессмысленной бойни; убедившись в том, что его гуманистическим идеалам нет места в современном мире, Винтербуорн подставляет свою грудь под немецкий пулемет. B последующих книгах Олдингтона «Все люди — враги» (1933 r.), «Сущий рай» (1937 г.) нарастает сатирическая критика английского «добропорядочного» консерватизма.

B романе Э. M. Форстера «Поездка в Индию» (1924 г.) отразились антиколониалистские настроения прогрессивной английской интеллигенции.

Несколько особняком стоит в английской прозе творчество Арчибальда Кронина. Врач по образованию, он старался передать в своих романах судьбу «низовой» интеллигенции, вынужденной вести тяжелую, изнурительную и нередко бессмысленную борьбу за достойное место B жиз- ни(«Звездысмотрятвниз»,1935 г.,«Цитадель»,1937 r.).

B 30-е гг. сложилась группа писателей, боровшихся против фашизма и войны. Видное место в ней занимали Кристофер Кодуэлл и Ральф Фокс (оба они были бойцами Интернациональной бригады и погибли в сражениях с испанскими фашистами). Посмертно была издана книга Фокса «Роман и народ» — образец нового подхода к важнейшим проблемам литературы. Ha материале борьбы с испанским фашизмом было создано произведение Джона Соммерфилда «Доброволец в Испании» (1937 r.).

B литературе Соединенных Штатов Америки начало 20-х гг., подобно тому как это было и в Европе, характеризовалось оживлением авангардистов. Наиболее последовательным из них был Дос Пассос. B романах «Три солдата» (1921 г.) и «Манхэттен» (1925 г.) он старается передать стремительную динамику, пестроту и лихорадочную напряженность жизни послевоенных больших городов. Для этого он создает своеобразные кинематографические приемы повествования: отдельные сюжетные планы развиваются прерывисто и без видимой связи между собой, перемежаются публицистическими хроникальными отступлениями, внешне независимыми от них, но характеризующими общую обстановку, в которой живут герои.

Принципы реализма лежат в основе романов Теодора Драйзера(«Американскаятрагедия», 1925 r.), Синклера Льюиса («Главная улица», 1920 r.; «Бэббит», 1922 r.; «Эрроусмит», 1925 r.; «У насэтоневозможно», 1935 r.); ШервудаАндерсона(«Уайнсберг,Огайо», 1919 r.; «Тор- жество яйца», 1921 г.;«Потусторонужелания»,1932 r.), Эптона Синклера («Король Уголь», 1917 r.; «Джимми Хиггинс», 1919 r.), а также в драматургии Юджина О’Нила («Император Джон», 1921 r.; «Анна Кристи», 1922 г.;«Любовьподвязами»,1925 г.;«Негр»,1924 r.).

Развивается творчество T. Драйзера. B судьбе героя «Американской трагедии» Клайда Гриффитса воплощаются раздумья писателя о будущем молодежи, об изнанке и страшных последствиях шумного американского «процветания». По-своему пишет в это время С. Льюис, изображая гнетущую пошлость провинциального захолустья, мел- кодушие стандартизованных, самодовольных мещан, в «царстве» которых гибнет все живое, истинно человеческое.

B эти годы пишет свои первые выдающиеся работы Эрнест Хемингуэй, наиболее видный представитель литературы «потерянного поколения». Неразрешимые противоречия, терзавшие сознание людей «потерянного поколения», — лейтмотив его новелл (собранных в книгах «В наше время», «Победитель ничего не получает») и романа «Прощай, оружие!» (1929 r.), ставшего одним из самых значительных художественных произведений этого литературного направления. Хемингуэй ввел в литературу новый тип героя — изверившегося в отвлеченных

идеалах, но упрямо жизнелюбивого, мужественного при любых опасностях, сдержанного и в отчаянии, одинокого, грубоватого, но затаенно доброго, умеющего по-настоящему любить и дружить. Особое значение для мировой литературы приобрело высокоразвитое у Хемингуэя мастерство художественного «подтекста», благодаря которому бесхитростный диалог, обычные поступки и рядовые наблюдения персонажей становятся оболочками скрытых трагических конфликтов и напряженных страстей.

Э. Хемингуэй.

Фотография, снятая во время его пребывания в Испании в 1936 — 1938 гг.

B 30-е гг. значительная часть писателей участвует в борьбе против внутренней реакции немецкого фашизма, ставит все более острые социальные проблемы. Одним из характерных и в то же время художественно самых ярких памятников этого периода стал роман Дж. Стейнбека «Гроздья гнева» (1939 r.).

Крутой поворот происходит в идейном развитии Хемингуэя. Его сочувствие борьбе американских трудящихся и в особенности участие в антифашистской войне в Испании привели к тому, что он перерос литературу «потерянного поколения». B романе «Иметь и не иметь» (1937 r.), в пьесе «Пятая колонна» (1937 r.), в ряде новелл и очерков Хемингуэй создает поэтичные и вместе с тем глубоко правдивые реалистические образы, рассматривает крупные философские и нравственные вопросы современности.

Большую известность приобрел У. Фолкнер. Его пер- выероманы «Солдатскаянаграда» (1926 r.), «Москиты» и ряд новелл были посвящены проблемам «потерянного поколения».

Вроманах «Сарторис» (1926 r.), «Смятение и ужас» (1929 r.), «Когда я умирал» (1930 r.), «Святилище» (1931 r.), «Свет в августе» (1932 r.), «Непобежденный» (1938 г.) Фолкнер выступает своеобразным летописцем американского юга.

Крупные успехи сделала американская драматургия. Ee виднейший представитель Юджин О’Нил испытал на себе воздействие «ибсенизма», а также философии Шопенгауэра и Фрейда, у которых он почерпнул идею роковой обреченности человека и подсознательной скованности его воли. «Не отнимайте страданий у нас. B них наша правда. He будет боли, так вообще ничего не останется», — говорится в одной из его пьес.

Начальными драматургическими опытами Юджина О’Нила были одноактные пьесы-новеллы, но успех ему принесла первая многоактная пьеса «За горизонтом». За психологическую драму «Анна Кристи» он получил высшую театральную премию и к концу 20-х гг. стяжал небывалую для американских драматургов мировую известность. О’Нил стремился применить на сцене метод психологического анализа. Двойственное впечатление производит его пьеса «Косматая обезьяна»: симпатии к рабочему сплетаются здесь с навязчивым намерением вскрыть биологические мотивы его поведения. ЛучшиедостиженияО’Нила — «АннаКристи», «Император Джонс», «Странная интерлюдия» и «Любовь под вязами» — психологические пьесы с характерным для него чувственным оттенком.

Почти одновременно с О’Нилом начал драматургическую деятельность Элмер Райс. Под влиянием немецкого экспрессионизма он написал в манере Толлера пьесы «Счетная машина» (1923 г.) и «Судный день» (1934 r.). B последней из них изображались пожар рейхстага и фашистский переворот. Райс хотел поднять театр на технический уровень своего времени и пытался применять в драматургии некоторые приемы кино. Наиболее удачной в сценическом отношении оказалась его пьеса «Уличная сценка», написанная в более традиционных реалистических тонах.

Настойчиво экспериментировал драматург Торнтон Уайлдер, искавший условные выразительные средства. B пьесе «Наш город» (1938 г.) он отказался от декораций, прибегал к помощи ведущего, заставлял действующих лиц самих рассказывать о себе.

Американские драматурги 30-х гг. были многим обязаны «левым» театрам («Лефт тиетр групп», «Уоркерс лаборатори тиетр»), ставившим пьесы самого различного характера: и плакатные агитки, и психологические драмы, посвященные судьбам и борьбе пролетариата. Прежде всего они стремились добиться остроты политического воздействия.

Благодаря «левому» театру выдвинулся Клифорд Одетс. Репутацию этого драматурга составила удача его пьес «В ожидании Лефти» и особенно «Золотой мальчик». Тема второй пьесы была злободневной для Америки: внутренняя борьба, переживаемая молодым человеком в колебаниях между артистическим призванием и чисто коммерческой возможностью «делать деньги».

C иных политических позиций выступал драматург журналистского склада P. Э. Шервуд. B его пьесе «Радость идиота» (1936 г.) вместе с предостережениями об угрозе фашизма и войны содержался призыв к пассивному пацифизму.

<< | >>
Источник: A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Канун Второй мировой войны. 2002.. 2002

Еще по теме АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. ЛИТЕРАТУРА АНГЛИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  2. О судьбах английского консерватизма: Бенджамин Дизраэли Английский консерватизм: предыстория
  3. 1. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ B ЛИТЕРАТУРЕ ЗАПАДНЫХ СТРАН
  4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 1 I. Нормативно-правовая литература:
  5. Английская культура XVI в.
  6. Английская Реформация.
  7. § 2. Компании в английском праве
  8. АНГЛИЙСКИЙ РОМАН
  9. АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР
  10. Специфика и парадоксы английского консерватизма
  11. Русско-английские отношения в XVI—XVII вв.
  12. § 1. Английская буржуазная революция
  13. АНГЛИЙСКАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ СИСТЕМА
  14. ХРОНОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ