<<
>>

Английские колонии в Северной Америке

Социально-экономическое развитие колоний. Политическое устройство. Основание колоний в Северной Америке связано C генезисом в Западной Европе буржуазных отношений, с процессом «первоначального накоплении».

C XVI в. колонизацию осуществляли Испания, Франция, Англия, Нидерланды. Наиболее прочными оказались английские поселения. Причиной этого были как военная мощь Англии, так и характер колонизации. Из Англии, где процесс «первоначального накопления» протекал наиболее бурно и сопровождался разорением огромной массы крестьян и ремесленников, в Америку направлялся самый многолюдный поток переселенцев. B то же время в голландских и французских колониях отсутствовала массовая крестьянская колонизация, крупные владельцы земель были особенно заинтересованы в торговле пушниной с индейцами.

Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 г. в болотистом устье реки Джеймс на территории будущей Виргинии. Поселенцы искали золото. B 1620 г. значительно севернее, у суровых берегов мыса Код, корабль «Майский цветок» высадил группу пуритан («отцов-пилигримов»), бежавших от религиозных преследований в Англии.

Они основали Новый Плимут, положивший начало колониям Новой Англии. Постепенно на Атлантическом побережье образовалось 13 колоний (северные колонии — Новая Англия: Нью-Гемпшир, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд; центральные — Нью-Йорк, Пеисильвания, Нью-Джерси, Делавер; южные — Виргиния, Мэриленд, Северная Каролииа, Южная Каролина и Джорджия). Территорию, на которой были основаны колонии, населяли главным образом двё крупные группировки индейских племен: ирокезы и алгонкины, находившиеся на стадии первобытно-общнниого строя. Их общая численность достигала 200 тыс. человек. B результате колонизации иидейцы были большей частью вытес- неиы за пределы колоний или истреблены, а их земли захвачены.

Полтора столетия, отделяющие основание английских колоний в Северной Америке от Войны за независимость 1775— 1783 rr., — время развития в них капиталистических отношений, формирования предпосылок буржуазной революции. Первые колонии основывались английскими компаниями ради получения прибылей, а переселенцы, бежавшие из Европы за океан, искали избавления здесь от феодального деспотизма. История США, писал Ф. Энгельс, «...начинается при наличии уже сложившихся в XVll веке элементов современного буржуазного общества...» ·. B станоцдении буржуазных отношений важную роль сыграл пуританизм. B Новом Свете эта идеология стала теоретической программой создания раннебуржуазного общества. Наиболее благоприятные предпосылки для развития буржуазных отношений складывались в Новой Англии, где получило распространение преимущественно мелкое фермерское хозяйство. Постепенно росла связанная с ним домашняя промышленность, а во второй половиие XVII в. появилась капиталистическая мануфактура (прядильная, ткацкая, железоделательная и т. д.).

«Первоначальное накопление», этот исходный пункт капиталистического производства, имело в североамериканских колониях ряд особенностей. Наиболее существенная из них — применение «белого» и «черного» рабства. Если в Европе сущностью «первоначального накопления* было отделение производителей от средств производства, то в Америке, по мнению ряда советских исследователей, специфика этого процесса состояла в том, что господствующие слои стремились не допустить превращения европейских переселенцев, большинство которых было лишено собственности у себя на родине, в землевладельцев. Последнее было реальностью при обилии «свободных» земель. Вследствие этого предложение рабочей силы в колониях было весьма ограниченным и наемный труд дорог. Как отмечал К. Маркс, «...капитал и его сикофант, экономист, поднимают вопль о нарушении «вечного» и, так сказать, «священного» закона спроса и предложения* [22].

Заселение Америки сопровождалось массовым импортом рабочей силы.

Многие из иммигрантов-бедняков, не имея средств для переезда через океан, заключали кабальные соглашения с купцами и судовладельцами, которые затем их перепродавали в Америке. Этих людей называли «законтрактованными слугами», которым надлежало работать иа новых хозяев от 2 до 7 лет. Приток кабальных слуг из Европы не разрешил в целом проблему рабочей силы, а попытки порабощения индейцев не увен- чалнсь успехом. Постепенно «белых рабов* вытеснило рабство негров, как более дешевое и выгодное; самое широкое применение рабский труд негров получил B южных колониях, где он стал основой плантационного рабства.

Американское плантационное рабство представляло возрождение рабовладельческих методов эксплуатации в условиях «первоначального накопления* и генезиса капитализма. Хозяйство плантаторов уже в этот период было связано в большей мере с производством на вывоз: на внешний рынок поставлялись табак, рис, индиго. Маркс писал, что на «...плантациях, — которые с самого же начала рассчитаны на торговлю, на производство для мирового рынка, — существует капиталистическое производство, хотя только формально, так как рабство иегров исключает свободный наемиый труд, т. e. самую основу капиталистического производства. Ho здесь перед нами капиталисты, строящие свое хозяйство на рабском труде негров» J. Ввоз негров- рабов в колонии начался с 1619 г. и быстро увеличивался. Неграм, привезенным из-за океана в чужую страну, разноплеменным, разноязычным и строго охраняемым, было особенно трудно сопротивляться. Ho они боролись, убегали, убивали ненавистных хозяев. Ииогда им удавалось объединиться, и тогда вспыхивали восстания.

Колонии основывались в целом на буржуазных началах. Однако процесс колонизации Северной Америки происходил в период перехода Европы от феодализма к капитализму — время чрезвычайно сложное, отличавшееся пестротой общественных отношений. Английский король и земельная аристократия приложили немало усилий для насаждения феодальных порядков в колониях. Как в колониях, пожалованных королями крупным собственникам (лорд Балтимор являлся собственником Мэри- ленда, герцог Йоркский — Нью-Йорка и т.

д.), так и в королевских колониях значительная часть земли принадлежала крупным владельцам. Они предоставляли земельные участки поселенцам на условиях выплаты фиксированной ренты и тем самым не позволяли утвердиться B колониях свободной, подчиняющейся купле-продаже буржуазной собственности на землю. Элементы феодализма в аграрных отношениях — земельные латифундии, право первородства (майорат), фиксированная рента (квит-рента) — были особенно сильны в центральных и южиых колониях.

Однако попытки монополизации права собственности на землю и установления феодальной регламентации при обилии не- колонизованных земель были обречены на провал. Одной из наиболее распространенных форм сопротивления было скваттерст- во — уход поселенцев на запад и занятие «свободных» земель. Скваттерство, являвшееся одиой из существенных предпосылок развития капитализма в сельском хозяйстве по фермерскому пути, B то же время представляло собой насильственный метод заселения Северной Америки. Свобода и счастье, к которым так стремились новые обитатели Америки, должиы были быть оплачены страданиями и гибелью искон- иых обитателей страны — иидейцев.

Борьба за демократическое разрешение земельного вопроса и демократизацию политической жизни принимала и ииые формы. Она проявилась в восстании фермеров Виргинии, выступивших в 1676 г. под предводительством H. Бэкоиа за свободу землепользования и отмеиу несправедливой системы налогообложения. Восстание Дж. Лейслера в Нью-Йорке в 1689 г. было выступлением трудовых слоев городского населения против засилья земельной и торговой аристократии. Демократические движения нередко проходили под знаменем радикального пуританизма. Таким было выступление, которое возглавил в середиие XVll в. священник P. Уильямс, занимавший позиции, близкие английским левеллерам. B религиозной форме он формулировал идеи народного суверенитета и общественного договора, обосновывая равные права всех иа владение землей. Изгнанный из Массачусетса Уильямс со своими сторонниками основал колонию Род-Айленд, где была установлена веротерпимость, запрещено рабство, а земля мелкими участками распределялась между нуждавшимися в ней людьми.

B целом политика английской метрополии в аграрном вопросе, консервировавшая элементы феодализма, затрагивала жизненные интересы фермерства, и борьба с самого начала приняла характер классового конфликта, нараставшего и обострявшегося по мере приближения революции.

Наряду с аграрным вопросом важной причиной роста противоречий между колониями и метрополией являлись торгово- экономические проблемы. Английская буржуазия рассматривала колонии как источник сырья и рыиок для сбыта промышленных товаров. B соответствии с доктриной меркантилизма денежная стоимость ввозимых в колонии английских товаров превышала стоимость вывозимого сырья. Одиако северные и центральные колонии развивались по капиталистическому пути, как и сама метрополия, и американские буржуазные предприниматели оказывались соперниками английской буржуазии в судостроении, железоделательной промышленности, в торговле с Вест-Индией и т. д. Англия, опасаясь возрастающей экономической независимости колоний, стремилась всемерно ограничить развитие промышленности и торговли в Америке. Так, был запрещен экспорт шерстяных изделий из колоний, закон 1750 г. запрещал сооружение металлообрабатывающих мастерских и т. д. Английское правительство издало множество указов, запрещавших выезд мастеров, вывоз из Англии в колонии машин, изобретений. Навигационные акты жестко регламентировали торговлю колоний с метрополией и «третьими» странами.

Буржуазному развитию препятствовала и административная политика Англии, державшей под своим контролем политическую жизнь колоний. K середине XVIIl в. политическая организация 13 американских колоний имела много общего. Король назначал губернаторов большинства колоний, в руках которых была сосредоточена исполнительная, судебная и высшая законодательная власть. Колониальные ассамблеи состояли из совета (своего рода верхней палаты), члены которого назначались губернатором из числа аристократии, и избиравшейся населением нижней палаты, которая обладала правом законодательной инициативы и правом вотировать денежные средства на управление колоиий.

Для избирателей существовал значительный имущественный ценз, выборы повсеместно производились открытым голосованием.

Таким образом, развитие капиталистических отношений в колониях, курс королевского правительства на усилеиие регламентации в области экономики и политики: всяческое стеснение хозяйственной деятельности, ограничение политической свободы поселенцев — все это вело к неизбежному конфликту.

Формирование североамериканской нации. B 1775 г. на прибрежной полосе от Атлантического океана на востоке до Аппалачских гор на западе в 13 английских колониях насчитывалось, помимо коренного населения — индейцев, 2,5 млн. человек, и в их числе 500 тыс. негров-рабов.

K середине XVIII в. общность территории, языка, экономической жизни и хозяйственных интересов колоний заложили oc- иовы иовой буржуазиой нации. Между колониями росли торговые связи. Из северных колоний, например, вывозили на юг зерно, рыбу и промышленные изделия. Торговля велась преимущественно по рекам и побережью океана. Начал формироваться единый внутренний ранок. Процесс складывания нации осиовывался на общности историческоАсудьбы иммигрантов, на почти двухвековом опыте совместной жизни на американской земле, в новых географических условиях, в рамках колониального статуса и резкой обособленности от Европы. Bce это порождало общие черты психического склада населения. Большая часть населения пользовалась английским языком, но он приобрел в Америке ряд специфических особенностей как вследствие появлеиия новых слов, так и определенного выговора старых. B середине XVIII в. многие жители колоний уже называли себя американцами.

Одновременно с этим складывалась своеобразная национальная культура. Ee фундаментом служила европейская культура, прежде всего английская, но к середине XVIII в. уже явственио проступали черты самобытиой американской культуры. Несмотря на подчас узкий практицизм, ее черты проявлялись в художественном ремесле, фольклоре (героем устных рассказов часто был сметливый янки), в народных песнях. Каждая национальная группа иммигрантов — аигличане, ирландцы, французы, голландцы, немцы и др. — внесла свой вклад в формирование американской культуры. Важным компонентом ее явилисьзаимствования из материальной культуры индейцев. Сильное влияние на музыкальное и поэтическое творчество оказали негры.

B преддверии борьбы за независимость зародилась передовая буржуазная идеология — Просвещение. Американское Просвещение имело возможность опереться на опыт, накопленный передовой мыслью колоний XVII в. (Уильямс, Хукер и др.). Оно формировалось под сильным воздействием английской и французской просветительской идеологии (особенно популярны были в Америке Мильтон, Локк, Монтескье), их идеи приобрели национальное звучание на американской почве. Так, теории естественного права и общественного договора стали главными постулатами, на которых строились доказательства правомерности свержения колониального господства.

B XVIII в. в Америке Docno число колледжей. Ксерединевека их насчитывалось восемь: к Гарвардскому (основанному еще в 1636 r.) прибавились Йельский, Филадельфийский, Принстонский и др. Под влиянием просветительства успешно развивалось светское образование, значительный шаг вперед сделали естественные науки. Ксередине XVlll в. широко распространи- ласьграмотность, выросло число печатных изданий (в 1765 г. в колониях издавалось 43 газеты), были созданы общественные библиотеки. Крупнейшими культурными центрами стали Бостон и Филадельфия.

Америкаиское Просвещение неразрывно связано с именем Бенджамина Франклина (1706—1790). Он был философом и политиком, естествоиспытателем и экономистом. Фраиклин прославился открытиями в области электричества и изобретением громоотвода. B сфере политической экономии он высказал гениальиые догадки в отношении природы стоимости и показал экономическую неэффективность рабства. B издаваемом Франклином «Альманахе простака Ричарда» достоинствами человека провозглашались не знатность и положение в обществе, а его индивидуальные качест.ва. Франклии сформулировал иормы буржуазно-иидивидуалистического морального кодекса. Последовательный республиканец, Франклин явился одинм из пионеров национально-освободительного движения. Деятельность других выдающихся представителей американского

Просвещения — Томаса Джефферсона

(1743-1826), Томаса Пейна (1737—1809) развернулась позднее, в годы революции.

Начало массового освободительного движения. B 60-х годах XVIII в. в английских колониях Северной Америки началось широкое освободительное движение, переросшее затем в революционную войиу. Непосредственной причиной обострения противоречий стала политика Англии после Семилетней войны 1756—1763 гг. Стремясь задержать экономическое развитие коло- иий и покрыть огромные расходы, связан- ныесвойной, правительство короля Георга III резко усилило колониальный гнет. Оно потребовало неукоснительного выполнения законов, регулирующих развитие колониальных мануфактур, предприняло ряд жестких мер против контрабандной торговли, в которой участвовали почти все американские купцы. Недовольство вызвала аграрная политика метрополии: в 1763 г. королевская прокламация запретила колонистам переселяться за Аллегаиские горы. Наконец, закон о гербовом сборе, принятый в 1765 r., задевал интересы почти каждого жителя колоний, так как гербовым сбором облагались различного рода коммерческие и юридические документы, печатные издания и т. д. Значение закона выходило за чисто экономические рамки, поднимая фактически вопрос о власти. Введение метрополией, по существу, прямого налогообложения уиичтожило даже иллюзию о самоуправлении колоний, отнимая у колониальных законодательных собраний прерогативу финансового налогообложения.

Действия английского правительства вызвали возмущение в колониях, вылившееся в массовые выступления протеста. Демонстранты уничтожали привезенную из Англии гербовую бумагу, а сборщиков гербового налога раздевали донага, мазали смолой и вываливали в перьях. B Бостоне толпа разгромила особняк ненавистного главного судьи Массачусетса T. Хатчинсо- иа. Ha волне массовых выступлений в конце 1765 г. начали возникать первые революционные организации «Сынов свободы». B иих входили ремесленники, рабочие.куп- цы, интеллигенция. Среди руководителей выделялся радикально настроенный журналист, умелый организатор Сэмюэл Адамс. «Сыны свободы» направляли развернувшуюся в колониях кампанию бойкота британских товаров. Американские колонисты, представители которых собрались в 1765 г. на конгресс по поводу гербового сбора, отказались признать право метрополии на обложение налогами колоний, не имевших своих представителей в английском парламенте. Был выдвинут лозунг: «НикакИх налогов без представительства».

Сопротивление колонистов заставило английское правительство отменить гербовый сбор, но политика метрополии осталась прежней. Принятые парламентом в 1767 г. законы Тауишеида (по имени английского министра финаисов) вводили новые пошлины иа ряд товаров, ввозимых из Англии. B 1768 г. в Бостон прибыли корабли с воениыми подкреплениями. Усилились репрессии. B накаленной атмосфере достаточно было искры, чтобы вспыхнул пожар. 5 марта 1770 г. пролилась первая кровь — произошла так называемая бостонская бойня, когда английские солдаты открыли огонь по толпе, осыпавшей иасмешками «омаров» (презрительное наименование английских солдат, носивших мундиры красного цвета). Город огласился набатным звоиом. Похороны убитых превратились в народную демонстрацию.

60-е — начало 70-х годов были также временем подъема фермерского движения. Наибольшего размаха оно достигло в Северной и Южной Каролине, в Нью -Йорке. Участники движения в Северной и Южной Каролине, называвшие себя «регуляторами» (имелось в виду упорядочение, урегулирование деятельности административных и судебных органов), требовали справедливого налогообложения, отмены квит- ренты, равного представительства в местных органах власти. Фермерское движение в Нью-Йорке было направлено против элементов феодализма, особенно сильных в этой колонии. Его участники выдвинули также требование равенства прав на землю, поэтому движение получило наименование «левеллерского» («уравнительного»), Восстания были подавлены колониальными властями силой оружия, в военных действиях наряду с милицией колоний участвовали регулярные британские части. Фермерские движения не были непосредственно связаны с патриотическим движением в городах, но, выражая протест против экономического и политического гнета, освященного колониальными порядками, они вливались в общий поток освободительной борьбы колоний.

1773—1775 годы стали преддверием революции. Метрополия все больше теряла контроль над заатлантическими провинциями. Отмеиив под давлением колонистов законы Тауншеида, Англия не оставила попыток заставить колонистов платить вводимые без их согласия налоги. C этой целью был принят «чайиый закон*. Чай, ввозимый в колонии Ост-Иидской компанией, был обложен пошлиной, которая воспринималась как символ верховенства власти парламента над колониальными органами самоуправления. Закон вызвал новый взрыв негодования в колониях. B де кабре 1773 г. произошло событие, извест ное под названием «бостонское чаепн тие»: группа бостонцев, переодевшись индейцами, проникла на английские суда, стоявшие в гавани, и сбросила в море тюки с чаем. Британские власти ответили репрессиями: бостонский порт был закрыт, самоуправление Массачусетса упразднено. Реакция колоний была резкой и единодушной. Развернулось движение солидарности с Бостоном. Для связи и координа ции действий колоний повсюду создавались Корреспондентские комитеты. Они стали центром организации революционных сил и нередко брали на себя функции местной власти. Многие члены Корреспондентских комитетов принадлежали к «Сынам свободы». Наибольшим влиянием пользовались Корреспондентские комитеты Массачусетса и Виргинии (руководителем первого был Сэмюэл Адамс, второй возглавляли Томас Джефферсон и Патрик Геири).

B сентябре 1774 г. в Филадельфии собрался Первый Континентальныи конгресс (конгресс назывался Континентальным, так как представлял английские колонии на Североамериканском континенте, имея в виду также участие Канады, ио последняя делегации не прислала). Делегатов на конгресс посылали большей частью не колониальные собрания, зависевшие от английской администрации, а Корреспондентские комитеты и специально созванные конвенты. Коигресс еще не решился на разрыв с Англией, но твердо осудил «нестерпимые акты», прииятые Англией против колоний после «бостонского чаепития». Ha конгрессе была приията Декларация, в которой провозглашались естественные права колонистов на «жизнь, свободу и собственность*. Особое соглашение об «Ассоциации» определяло экономическую политику колоний (отказ от английских товаров, поощрение развития местиого производства) и способы проведения ее в жизиь путем создания на местах «Комитетов по проверке». Взяв на себя осуществление ряда функций законодательной и исполнительной власти, конгресс явился прообразом национального правительства.

«Я теперь не виргииец, а американец»,— заявил П. Геири.

Решения конгресса неукоснительно проводились в жизнь. Бойкот бритаиских товаров был полным. Ho народные массы пошлндальше, они стали вооружаться. Создавались отряды «минитменов» («людей мииуты»), готовых по тревоге собраться н вступить в бой. Народ не желал больше повиноваться. Английские колонизаторы были не в состоянии сохранять свою власть прежними методами. Сложилась революционная ситуация.

3.

<< | >>
Источник: Г. Л. Арш, В. С. Бондарчук, Л. И. Гольман. Новая история стран Европы и Америки. 1986

Еще по теме Английские колонии в Северной Америке:

  1. Английские колонии в Северной Америке и причины их борьбы за независимость.
  2. КОЛОНИИ СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
  3. Война за независимость. Первая буржуазная революция в Северной Америке. Образование Соединенных Штатов Америки
  4. Колонии в Америке.
  5. АНГЛИЙСКИЕ колонии B НОВОМ СВЕТЕ.
  6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
  7. ВОЙНА АНГЛИЙСКИХ КОЛОНИЙ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  8. ИСПАНСКИЕ КОЛОНИИ B АМЕРИКЕ
  9. Минеральные ресурсы Северной Америки
  10. ОТКРЬГГИЯ B СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ И B АВСТРАЛИИ