<<
>>

АРХИТЕКТУРА

Укрепление феодального государства способствовало развитию торговли и ремесел, росту городе®. C принятием христианства в форме католичества в 966 году развивается каменное культовое зодчество.

Наряду с базиликальными соборами, как в Познани и Гнезно, строятся родственные каролингским капеллы-ротонды с одной или несколькими апсидами, сложенные из тонких плиток песчаника. Такие капеллы, нередко примыкавшие к прямоугольным в плане княжеским палатам, являлись частью укрепленного чграда».

Co второй половины XI века архитектура Польши приобретает черты романского стиля. Романские костелы Польши, строившиеся под влиянием архитектуры Саксонии, Бургундии, Чехии и Италии, имели чаще всего форму трехнефной базилики. Небольшие замковые и приходские костелы были однонефные, с квадратной или круглой западной башней и порталом на севере или юге.

Романскую архитектуру Польши отличали суровая монолитность и геометрическая простота объемов, строгость наружного убранства. Массивные стены костелов складывались из грубых кадров гранита, известняка или песчаника.

B верхних ярусах башен помещались узкие арочные проемы, наверху стен — глухие аркатуры.

Гармоничный по пропорциям монументальный костел в Туме примечателен изысканным сочетанием розового гранита стен со скупым декором из серого песчаника. Центральные нефы костелов перекрывались плоским деревянным потолком, боковые — крестовыми сводами.

C западной стороны или над боковыми нефами иногда устраивались арочные трифории. И капители украшались разнообразным орнаментом — плетенкой, стилизованными растениями, фантастическими Животными и птицами.

Среди немногочисленных сохранившихся романских крипт выделяется трехнефная крипта святого Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове, перекрытая крестовыми сводами.

B XIII веке развитие ремесел, расширение международной транзитной торговли вызвали интенсивный рост городов.

B стороне от замков и примыкавших к ним городских поселений возникли новые города Краков, Гданьск, Варшава с самостоятельной линией укреплений.

Начало распространяться кирпичное строительство. B каменных костелах цистерцианских монастырей в Енджеюве и Вонхоцке в Келецком воеводстве появляются готические элементы: крестовые нервюрные своды со слабо выраженными стрельчатыми очертаниями. Готический стиль распространяют ордены французсканцев и доминиканцев.

B XIV—XV веках объединение польских земель и укрепление государственной власти способствовали расширению строительства, расцвету городской культуры. Сложились школы польской готической архитектуры — южная, включающая в себя Малую Польшу и Силезию, и северная, включавшая Поморье, Мазовию и северную часть Великой Польши.

Ha юге преобладали влияния Южной Германии, Франции, Чехии, на севере — Северной Германии и Нидерландов.

Города начали застраиваться по регулярному плану с прямоугольной торговой площадью в центре, с шахматной сетью улиц и близкой к овалу линией укреплений. B Гданьске, Эльбонге и других городах Поморья рынок располагался на набережной.

Вокруг городов вырастали высокие каменные стены p воротами, башнями, иногда с круглыми в плане предвратными укреплениями — «барбаканами», завершенными машикулями и башенками. Ha фасадах ратуш стрельчатые окна чередовались с плоскими нишами.

Среди построек этого времени выделяются торговые ряды цеха суконщиков в Кракове, «Двор Артуса» в Гданьске с просторным залом, перекрытым звездчатыми сводами, а также здание Ягеллонского университета «Коллегиум Майус» в Кракове с внутренним двором, окруженным арочной галереей.

Готический декор применялся и в многочисленных утилитарных постройках — зернохранилище в Topy- ни, воротах с подъемным устройством в Гданьске.

Двух-трехэтажные жилые дома имели узкие фасады, завершенные высокими треугольными или сту пеньчатыми щипцами, небольшие окна и стрельчатые ниши. B сводчатых помещениях первого этажа, как правило, располагались мастерские или лавки со складами, на верхних этажах — жилые комнаты.

Стены и деревянные потолки жилых помещений нередко украшались нарядной декоративной росписью.

Костелы Девы Марии и святой Катажины в Кракове, костел святого Якуба в Торуни и другие готические костелы XIV — XV веков — чаще всего трех- нефные базилики с сильно вытянутым хором. Прямоугольные хоры кафедральных костелов имеют, как правило, обход и венец капелл.

B XIV веке сложилась «краковская» система конструкций — в костелах Кракова нет наружных аркбутанов, стены выложены из кирпича, а конструктивные элементы — из камня. B кирпичных костелах Поморья, Силезии и Великой Польши междунефные столбы укрепляются внутренними аркбутанами, проходящими под крышей над сводами боковых нефов.

Облик готических костелов Польши сдержан и строг, их объемы величественны и монолитны. Гладкие стены с высокими стрельчатыми окнами контра-

стируют с нарядными узорными завершениями порталов и окон, с венчающими здание треугольными щипцами, украшенными декоративными башенками и стрельчатыми нишами.

Величественные квадратные башни западных фасадов костелов Польши обычно расчленены на ярусы и завершены многогранными шатрами. Узкие окна на каждом из ярусов нередко обрамлены оштукатуренными нишами.

Выразительность просторных интерьеров, перекрытых стрельчатыми крестовыми, шестидольными, звездчатыми или трехдольными < пястовскими» сводами, определяется ясной структурой, строгим ритмом аркад, яркой полихромией витражей.

Выдающимся памятником готики является краковский костел Девы Марии со стройным силуэтом многоярусной северной башни, увенчанной восьмериком и нарядным деревянным шатром. Великолепен его интерьер с алтарем и красочными витражами.

B конце XV века нарастает декоративность, усложняются формы, теряется конструктивная ясность. Появляются кристаллические своды с живописной орнаментацией. Таковы своды трансептов костела Девы Марии в Гданьске и цистерцианского костела в Пельплине.

Деревянные костелы сохраняют связь с народными традициями. Это простые однонефные постройки с высокой нависающей двускатной крышей, небольшим прямоугольным хором и расширяющейся книзу квадратной в плане шатровой колокольней.

Замки XIV — XV веков в Польше имеют нерегулярный план, обусловленный рельефом местности. Каменные или кирпичные стены оснащены квадратными или круглыми башнями и завершены зубцами. Иногда сооружаются донжоны.

C внутренней стороны к крепостным стенам при мыкают связанные друг с другом постройки, включающие сводчатые залы, жилые комнаты и часовню. Простые геометрические объемы замков, как прави ло, лишены декора. Лишь в Цехануве башни опоясаны наверху полосой геометрического орнамента.

Романская скульптура Польши, обобщенная по формам, составляла часть архитектурного декора. Ha каменных рельефах в тимпанах порталов изображались Богоматерь или Христос с поклоняющимися фигурами. Ha междунефном столбе костела Троицы в Стшельно вырезаны три яруса аркатур с фигурами святых, чередующиеся с поясами сочного растительного орнамента.

Шедевр романской скульптуры — бронзовые двери костела Девы Марии в Гнездо 1170 года. Ha них изображены сцены из жизни святого Войцеха, выполненные в невысоком рельефе и обрамленные каймой нарядного растительного орнамента. Двери отличаются декоративной целостностью, ясностью общей композиции, разнообразием построения сцен, спокойным тоном повествования.

Пластичная моделировка лиц и фигур сочетается с графичной трактовкой одежд. B ряде изображений проскальзывает живая наблюдательность.

Живопись Польши XII — XIII веков отличает плоскостность контурных изображений, локальность расцветки. Характерны в этом плане фрески костелов в Туме и Червиньске.

Уникальна гипсовая плита с изображением молящихся фигур, окруженным орнаментальным бордюром на полу костела в Вислице. Рисунок, отличающийся декоративным изяществом, нанесен резцом и заполнен черной пастой.

Польским миниатюрам этого времени, таким как в «Понтификале краковских епископов» начала XII века и в «Краковском календаре» 1254 года, присущи мягкость упрощенных форм, повышенная орнамен- тальность.

B скульптуре Польши XIII века зарождаются готические тенденции. B декоративных рельефах ци- стерцианских костелов появляются растительные мотивы, взятые из окружающей природы.

Стремление передать религиозным сценам жизненную достоверность сочетается с орнаментальной трактовкой композиции.

B XIV — XV веках в Силезии и Малой Польше распространяются надгробия из камня и надгробные

плиты из бронзы с готическими скульптурными фигурами умерших. Трактовка фигур, изображенных на надгробии Казимира Великого в соборе на Вавеле в Кракове, декоративна и схематична, но в лицах точно воспроизведены индивидуальные черты.

Фигуры плакальщиков на боковых сторонах саркофага Генриха IV своей живой выразительностью близки к скульптуре собора в Наумбурге.

Широко распространяется деревянная скульптура: лиричные «мадонны», драматичные «распятия» и «оплакивания», близкие наивно-поэтическому народному восприятию. Под влиянием «мягкого стиля» создаются «прекрасные мадонны» с играющими младенцами на руках. Их индивидуализированный облик исполнен естественности и одухотворенности, мягко падающие тяжелые складки одежд скрывают «готический» изгиб тела.

B середине XV века в скульптуре Польши появляются ренессансные тенденции. Композиция мраморного надгробия короля Владислава Ягелло в соборе на Вавеле в Кракове исполнена спокойной торжественности. Рельефные изображения плакальщиков с гербами польских земель на саркофаге отличаются экспрессией, обобщенной моделировкой и польским типом лиц.

Неотъемлемой частью костелов становятся резные деревянные алтари, выполнявшиеся как местными, так и приезжими мастерами. Скульптор Вит Стош создал в Польше свое главное произведение — величественный алтарь костела Девы Марии в Кракове. Экспрессивный реализм и тенденции поздней готики сочетаются в алтаре с веяниями Возрождения.

Праздничная полихромия статуй и рельефов, богатство жизненных типов, драматическая сила чувств, подчеркнутая напряженным ритмом складок одежд, внутренняя значительность и пластическое совершенство целого и деталей ставят краковский алтарь в ряд лучших памятников мировой скульптуры.

Среди работ Стоша в Польше выделяется исполненное суровой выразительности мраморное надгробие Казимира Ягеллончика с богатым растительным декором.

Для живописи рассматриваемого периода харак

терно обилие местных школ. B Силезии и Малой Польше сказывалось воздействие чешского искусства. B Поморье господствоваловлияние нидерландского Возрождения. Восток Польши имел контакты с искусством Галицко-Волынской Руси. B XV веке русские, белорусские, украинские и литовские художники, приглашенные в Пбльшу королем Владиславом Ягелло, выполнили ряд росписей, в том числе в капелле замка в Люблине и в соборе в Сандомеже.

B стенных росписях появляются утонченность ли-

Резьба по дереву на алтаре Мариацкого костела в Кракове (св. Иероним).

Работа Вита Стаоша. XV в.

нейного ритма, зачатки светотени, жанровые и пейзажные мотивы, праздничная орнаментация стен и сводов. Сплошь покрыт красочной росписью — декоративными растительными и геометрическими мотивами, фигурами людей и животных — интерьер деревянного костела в Дембно.

Переживает расцвет алтарная живопись Малой Польши и Поморья. B ней плоскостность обобщенных силуэтов, нарядная орнаментация золотых фонов сочетаются со стремлением к передаче характеров, национальных типов, жизненных ситуаций.

Живописи краковской школы свойственны лиризм образов, нежный колорит. B XV веке в ней появляются наивно-поэтические пейзажные фоны с фантастическими замками и реками между скал и деревьев, как, например, на алтаре из доминиканского костела в Кракове 1460 года.

C расцветом городской культуры нидерландские влияния усиливают интерес к пространству и объему, сюжетной повествовательности, острой драматической экспрессии. Примером может служить алтарь со сценой « Оплакивания> 1485 года из костела в Ольку- ше, «Избиение младенцев» из алтаря костела Девы Марии в Гданьске.

Ho сохранилась и любовь к нарядному узорочью тканей, изысканным и звучным сочетаниям чистых цветов. Наиболее интересна в этом плане работа живописца Мартина Черного — триптих с «Успением Богоматери» в костеле в Бодзентыне 1508 года.

B миниатюрах, отличающихся тонкостью рисунка и богатством орнаментальных мотивов, проявляется возрастающий интерес к окружающему миру. Bo всякий сюжет вторгаются реальные страсти и тревоги современности.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Начало возрождения. 1997. 1997

Еще по теме АРХИТЕКТУРА:

  1. Семиотика архитектуры
  2. АРХИТЕКТУРА
  3. АРХИТЕКТУРА
  4. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
  5. Строительство и архитектура
  6. Архитектура и изобразительное искусство.
  7. Архитектура. Скульптура.
  8. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
  9. АРХИТЕКТУРА СЛОВАКИИ
  10. Архитектура и искусство.
  11. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА ВЕНГРИИ
  12. Архитектура.
  13. АРХИТЕКТУРА
  14. АРХИТЕКТУРА
  15. АРХИТЕКТУРА
  16. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
  17. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА СОЗНАНИЯ
  18. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ XVII-XVIII BB.
  19. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА
  20. ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА