<<
>>

АРХИТЕКТУРА

Чешские города сильно пострадали во время гусистских войн, а церковная архитектура с этого времени вообще утратила в Чехии то значение, которое она имела в других странах Европы, например во Франции или Германии.

Некоторое возрождение церковного зодчества относится к послевоенному времени. При Владиславе II (1461— 1516) было завершено выдающееся создание чешской готики — церковь св. Варвары в городе Кутна- Гора, начатое еще в XIV в. Над его завершением трудились замечательные чешские архйтектуры эпохи «поздней», или «владиславской», готики — Матвей Рейсек и Бенедикт Рейт.

B светской архитектуре более ясно выступает близость поздней готики к Ренессансу. Восстановленные после разрушений времен гуситских войн чешские города на первых порах вернулись к традиционному местному архитектурному стилю, выработанному средневековой бюргерской жизнью. Ho в отличие, например, от готической заостренности немецкой гражданской архитектуры чешские строители предпочитают более спокойные пропорции. Своды постепенно принимают форму «лунок», фронтоны с каменной резьбой образуют почти равнобедренные треугольники.

Кирпичная кладка часто покрывается клеевой краской, как в Северной Италии. K переходному стилю относится нарядная Пороховая башня — часть укреплений Старого города в Праге, построенная (в главной своей части) Матвеем Рейсеком. Почти незаметно старый готический стиль переходит в новую систему архитектурных образов в искусстве Рейта (зал Владислава в Пражском кремле, 1493—1502 гг.).

Увлечение итальянским Ренессансом начинается в Чехии несколько позднее, во второй четверти XVI в. C этого времени вплоть до битвы при Белой Горе (1620 г.) чешское зодчество развивалось под знаком возрождения античных форм, в той переработке, которую ши получили в искусстве великих итальянцев.

Итальянец Джованни де Спацио построил для Фердинанда I увеселительный дворец в королевском саду Пражского кремля (1536—1556 гг.).

Примеру короля следует аристократия. Одной из величественных построек нового типа является дворец Шварценберга в Праге, украшенный «сграффито» (особая техника воспроизведения рисунка на штукатурке посредством процарапывания и раскрашивания), карнизами и т. д. Ратуша в Пльзене, построенная Спацио, представляет собой тип публичного здания в стиле, более близком к национальной традиции.

Стиль чешского Ренессанса представляет собой одно из достижений гуманистической культуры, особый вклад Чехии в историю искусства. Ратуши, церкви общины «чешских братьев», бюргерские дома в соединении с дворцовыми зданиями повсюду в Чехии образуют оригинальные городские ансамбли. Особенностью чешской архитектуры этой поры являются фасады с двойными окнами, украшенные часто каменной облицовкой, искусственным мрамором и т. п. Карнизы и небольшие окна, башенки под куполом, коньки над крышей дополняют гармонический и нарядный облик зданий XVI в., более уютных в Праге или Пльзене, чем в городах Италии. Наследие Возрождения продолжает жить в течение всего следующего столетия, однако Белогорская битва, утрата национальной независимости, католическая реакция — все это положило конец лучшей эпохе чешской архитектуры. Первым образцом чешского «барокко» является дворец Валленштейна в Праге (1623—1629 гг.), построенный по проекту архитектора Андреа Спецца.

<< | >>
Источник: Всемирная история: Возрождение и реформация. 2001. 2001

Еще по теме АРХИТЕКТУРА:

  1. Семиотика архитектуры
  2. АРХИТЕКТУРА
  3. АРХИТЕКТУРА
  4. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
  5. Строительство и архитектура
  6. Архитектура и изобразительное искусство.
  7. Архитектура. Скульптура.
  8. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
  9. АРХИТЕКТУРА СЛОВАКИИ
  10. Архитектура и искусство.
  11. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА ВЕНГРИИ
  12. Архитектура.
  13. АРХИТЕКТУРА
  14. АРХИТЕКТУРА
  15. АРХИТЕКТУРА
  16. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
  17. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА СОЗНАНИЯ
  18. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ XVII-XVIII BB.
  19. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА
  20. ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА