<<
>>

Архитектура и искусство: готический стиль

B истории архитектуры обстоятельно показано, как готический стиль (само название «готика» появилось только в эпоху Ренессанса и служило синонимом варварского стиля) последовательно, шаг за шагом, развивался из новых приемов возведения стрельчатых сводов с пересекающимися поверхностями.

B сочетании со стрельчатыми арками эта техника позволяла зодчим увеличивать высоту церкви, но в свою очередь требовала создания арочных контрфорсов, компенсировавших дайление стен и потолка и вместе с тем позволявших сделать стены более тонкими, а оконные проемы — более многочисленными и крупными. Таковы характерные технические особенности готики. Ho мастера готики — не просто высокопрофессиональные строители, сведущие в математике и механике; они были художниками, создавшими с помощью новой техники один из самых оригинальных строительных стилей в мировой истории. B их руках опорные конструкции, стрельчатые своды и колонны превратились в художествен-4 ное средство организации внутреннего пространства. Арочные контрфорсы — структурные элементы усиления стен — сознательно использовались и для того, чтобы выделить ритмическую трехмерную динамику конструкции здания, его устремленность ввысь. Эта архитектурная самобытность подчеркивалась обилием скульптуры, обычно человеческих фигур, изваянных с почти классическим чувством идеализированного реализма. Огромные окна были забраны цветными витражами (их лучшие образцы представлены, пожалуй, в соборах Шартра и Бурже), которые создавали в интерьерах удивительное освещение с мягкими приглушенными цветами, менявшимися в зависимости от времени дня. Ha витражах, великолепная цветовая палитра которых могла соперничать даже с изумительными византийскими мозаиками, во вполне реалистической манере изображался мир Божий — с его ангелами, святыми, людьми, животными и цветами.

He удивительно, что некоторые зодчие и их покровители, вдохновленные своими успехами и несколько переоценившие их, стали требовать невозможного от волшебной новой техники.

Они поднимали потолки нефов все выше и выше, добиваясь наилучших пространственных и световых эффектов; в результате в некоторых церквях Европы потолки рухнули. Самая известная катастрофа — разрушение хоров собора в Бове (Северная Франция): неф, возведенный до высоты 48 м, рухнул в 1284 г. Потребовалось почти сорок лет, чтобы восстановить его, и с тех пор каменщики стали работать, соблюдая большую осторожность. B Кёльнском соборе архивольты сводов были задуманы почти на такой же высоте (45 м), но достроили их только в XIX в.

Некоторые историки и раньше пытались трактовать готическую архитектуру как изысканный символический язык и отыскивали в ней смысловые параллели схоластике. Теперь несомненно, что многие детали готических зданий, и в особенности ихдекор, действительно наделялись символическим значением. Разумеется, это довольно трудно выявить в масштабах архитектоники всего здания; у нас нет таких исчерпывающих свидетельств того времени, какими мы располагаем для архитектуры Ренессанса. Ho во всяком случае справедливо предположить, что архитекторы ХІІІ—ХІѴ вв. и их церковные патроны, будучи людьми образованными, имели представление о господствующем философском убеждении эпохи о гармонии мироздания и всех заключенных в нем творений. До нас дошли даже изображения Творца в образе архитектора, держащего один из непременных атрибутов этой профессии — циркуль.

Готический стиль быстро проник из Франции в Англию, Германию и Испанию; лишь Италия некоторое время противилась его соблазнам. Столь стремительное распространение в первую очередь объяснялось тем, что повсюду в строительстве участвовали лучшие архитекторы со своими бригадами, по преимуществу французы; немалое значение имела и международная система ученичества, которая привлекала подающих надежды молодых людей в «ложи» великих мастеров, точно так же, как молодые ученые стремились попасть в круг лучших преподавателей крупнейших университетов. Архитекторы могли теперь учиться по рисункам или по входившим в обиход сборникам «типовых» проектов, а также по детальным проектам реальных построек.

Эти проекты прорабатывались столь тщательно, что на их основе в XIX в. оказалось возможным завершить соборы в Кельне и Ульме с абсолютной достоверностью.

Однако более важной причиной широкого распространения готического стиля и его чрезвычайного долголетия (в континентальной Европе до середины XVI в., в Англии до XVIII в.) послужила его очевидная эстетическая и религиозная привлекательность. B различных своих формах, зависевших от региона и эпохи, готический стиль продолжал удовлетворять запросы многих поколений верующих. Лишь этим обстоятельством можно объяснить число и размеры готических соборов и церквей, построенных по всей Европе начиная с XIII в. Действительно, ни система ценностей, ни приоритеты европейского общества не претерпели кардинальных изменений по сравнению с XI—XII вв.: значительная часть прибавочного продукта все так же продолжала уходить на акты благочестия, войны и на строительство соборов и замков.

Заключение

Тринадцатый и начало четырнадцатого века были временем бурного развития. Европейское население стало более многочисленными, чем когда бы то ни было, и продолжало расти. Большинство еще жили в бедности, но в городах и даже во многих деревнях жизнь приобретала, по крайней мере для определенных, пусть малочисленных, слоев более богатые и разнообразные формы. Люди постоянно совершенствовали свое мастерство — в технической, интеллектуальной, военной сферах, и эти приобретенные навыки получили быстрое распространение, что, в свою очередь, выражалось в росте благосостояния на местах. Этот рост, как и разделение труда, на фоне развития путей сообщения, гораздо более интенсивного перемещения людей и идей, приводили к все большей самодостаточности отдельных регионов Европы. Появилось много выдающихся произведений литературы на национальных языках — в Испании и Исландии, Италии и Германии и прежде всего во Франции.

B рамках господствовавшего готического стиля архитектура соборов и замков все больше приобретала местный колорит. Папство достигло наивысшей точки своего могущества как международная институция и одержало победу над Священной Римской империей, выступавший с такими же универсальными притязаниями, но в свою очередь вынуждено было уступить национальным монархиям.

Именно в это время завершается «интернациональная» эпоха Средневековья. Выдающийся философ истории Арнольд Тойнби считал эту эпоху поворотным пунктом, когда историческое развитие европейского общества приняло трагически-превратное направление, итогом которого почти неизбежно должно было стать окончательное крушение европейского общества. Однако, по-видимому, существует гораздо больше оснований в пользу того, что причина отхода от универсализма кроется не в превратном, но, напротив, в чрезвычайно успешном развитии европейского общества. Универсализм зрелого Средневековья, который, как мы видели, основывался на транснациональной коммуникации только малочисленной прослойки образованных и квалифицированных людей, — такой универсализм мог сохраняться в Европе лишь при условии экономического застоя и интеллектуальной стагнации. Ho это перечеркнуло бы все динамические возможности общества, возникшего из сплава варварских племен с развитой цивилизацией поздней Римской империи. K заслугам «интернационального сектора» средневекового общества следует отнести экономический и культурный рост, который способствовал регионализации Европы (и тем самым подорвал корни универсализма). B свою очередь регионализация сыграла роль нового динамичного элемента: она расширяла возможности и интенсивность конкуренции, вынуждая таким образом жертвовать традицией в пользу рациональности и изобретательности. Именно эти процессы к концу XV в. обеспечили европейцам техническое, военное и политическое превосходство над коренными народами Америки, Африки и большей части Азии, которые были покорены и частично обращены в рабство. Ho и европейцам пришлось заплатить за это: они вынуждены были примириться с крушением (в эпоху Реформации) взлелеянного ими идеала единого христианского мира, а европейские государства неизбежным ходом событий оказались вовлеченными в войны между собой (поскольку каждое из них претендовало на универсальное владычество, подобающее только церкви). Успехи и трагедии человеческой истории не так легко разделить.

Примечания

1 MedievalCuitureandSociety/Ed. D. Herlihy. N.Y., 1968. P. 176—177.

2 Pennsylvania Translations and Reprints. Philadelphia n.d. Vol. 1,2. № 1. P. 21-22.

3 Statuto dellArte della Lana di Firenze (1317—1319)/ Trans. R.de Roover / Ed. A.M.Agnoletti. Florence, 1940—1948. P. 114—115.

4 Аристотель. Соч.: B 4 τ. / Пер. C.A. Жебелева. T. 4. M., 1984. С. 378 (Политика. I 1,8—9).

5 Цветочки Св. Франциска Ассизского / Пер. А.П. Печковского. M., 1990. С. 19-22.

6 Виллардуэн. Завоевание Константинополя. Цит. по: Joinville and Villehardouin. Chronicles of the Crusades / Trans. M.R.S. Shaw. Harmondsworth, 1963, Ch. 12. P. 92.

7 См. наст. изд. С.

8 De secretis Operibus / Trans, and quoted by Harry E.Wedek // Putnam’s Darkand MiddleAges Reader. N.Y., 1965. P. 158—159.

9 St. ThomasAquinas. Summa Theologica. Ia 1, 8, 2. Trans. Thomas Gilby. London, n.d.

loJoinvilleand Villerardouin. Op. cit. R 177.

11 Бернарт де Вентадорн / Пер. В. Дынник. Цит. по: Поэзия трубадуров. Поэзияминнезингеров. Поэзия вагантов. M., 1974. С. 60.

<< | >>
Источник: Г.Г. Кёнигсбергер. Новая история старой Европы. 2001

Еще по теме Архитектура и искусство: готический стиль:

  1. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
  3. Изобразительное искусство и архитектура
  4. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА ВЕНГРИИ
  5. Архитектура и изобразительное искусство.
  6. Изобразительное искусство и архитектура
  7. Французское изобразительное искусство и архитектура XVI - XVII вв.
  8. Архитектура и искусство.
  9. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА
  10. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ XVII-XVIII BB.
  11. Искусство и архитектура
  12. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА
  13. ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
  14. 5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
  15. ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА B XVI В.
  16. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  17. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА
  18. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА ПОЛЬШИ
  19. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX в.