<<
>>

БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Поэма Бесплодная земля Т.С. Элиота, американца, осевшего в Европе, появилась в 1922 г. Первоначально она начиналась словами: First we had a couple of feelers down at Tom's place.

Опубликованная же версия начиналась словами:

Апрель, жесточайший месяц, гонит Фиалки из мертвой земли, тянет Память к желанью, женит Дряблые корни с весенним дождем.

Поэма Элиота в 433 строчки была написана в основном в Швейцарии, вдохновленная легендой о Св. Граале, и состояла из фрагментов и неясных литературных аллюзий. В целом поэт добился впечатления, будто кто-то бродит на развалинах разрушенной цивилизации. Последняя часть (среди прочего) посвящена упадку Восточной Европы:

Что там за орды несутся По иссохшей безводной равнине,

Коей нет ни конца и ни краю... .

Здесь поэт находится под впечатлением высказывания швейцарского романиста Германа Гессе: «Прекрасна по крайней мере эта восточная половина Европы — которая бродит пьяная за Св. Граалем по дорогам хаоса, напевая, как Дмитрий Карамазов».

Поэма заключается словами:

Лондонский мост падает, падает,

падает.

Poi s'ascose nel foco che gli affina1 Quando fiam ceu chelidon.2 - Ласточка, ласточка

3

Le Prince d'Aquitaine a la tour abolie.

Обломками сими подпер я руины мои

Будет вам зрелище! Иероним вновь безумен.

4

Datta, Dayadhvam. Damyata.

Shantih shantih shantih.5

«Разные критики, — разъяснял позднее Элиот в своей Гарвардской лекции, — оказали мне большую честь, интерпретируя поэму как критику современного мира... Для меня же... это было просто ритмическое ворчание».

1 И скрылся там, где скверну жжет пучина

2

...когда же я стану, как ласточка

3

Аквитанский принц у разрушенной башни

5 Давай, сострадай, властвуй собой

6 заключительные слова Упанишад.

Элиот переводит их как «Мир (покой), превосходящий всякое понимание».

музыкального образования. Его популярная светская оратория Кармина Бурана (1937 г.) соединила средневековую поэзию с сильными, намеренно примитивными ритмами. [тон]

В архитектуре и дизайне следует отметить немецкий Bauchaus (Баухауз) [школы прикладного и изобразительного искусства в Веймаре, объединенные под названием «Государственный Баухауз в Веймаре» — перев.], учрежденный в Веймаре Вальтером Грониусом (1883-1969) и закрытый гитлеровцами. Баухауз черпал вдохновение попеременно то у экспрессионизма, то у конструктивизма; был пионером функциональной методики. Среди его звезд следует упомянуть Иттена, Ласло Мохой-Надя, Кандинского и Клее.

За исключением музыки, которая, в общем-то, не имеет границ, вклад Восточной Европы в культурный авангард долгое время был почти неизвестен. Отдельные художники или группы из Восточной Европы получали известность только тогда, когда эмигрировали на Запад — так было,

например, с румынским скульптором Константином Бранкуси (1876~1957). Другой путь известности на Западе — оплаченные советским государством выставки живописи в 20-х годах. Так получили известность Казимир Малевич (1878-1935), Павел Филонов (18821946), Владимир Татлин (1885-1953) и Александр Родченко (1891-1956). Разумеется, нигде авангардное искусство полностью не принималось, но в Восточной Европе приход фашизма и долгое господство коммунизма на целых полвека отодвинули нонконформистскую культуру в тень. Например, группа ранних чешских кубистов Osma (Осма), объединенных вокруг таких художников, как Антонин Прохазка (1882-1945) или Богумил Кубишта (18841918), была известна только в узких кругах специалистов. Работы пионера символизма литовца Миколаюса Чюрлениса (1875-1911) или теоретика и практика конструктивизма Владислава Стшеминьского (1893-1952), или вклад еврейских художников стало возможным оценить 708 TENEBRAE

<< | >>
Источник: Дэвис. Н.. История Европы. 2005

Еще по теме БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ:

  1. «Поклонение волхвов» делает женщин бесплодными
  2. Вскрикнет ли Земля?
  3. НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ
  4. § 3. Земля как фактор производства
  5. Земля – унікальна планета Сонячної системи
  6. § 41. Земля и борьба за землю
  7. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ДУР.АН.КИ – «СВЯЗЬ НЕБО – ЗЕМЛЯ»
  8. МАРС И ЗЕМЛЯ
  9. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ТИЛЬМУН: ЗЕМЛЯ РАКЕТ
  10. После неба — Земля.
  11. Многократно найденная земля
  12. ЗЕМЛЯ — ЖИВАЯ ПЛАНЕТА
  13. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ПРИБЫТИЕ НА ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ